Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФНР по теме Дифференц

Тема: Дифференциация звуков З-Ж.

Цель: Закрепить навык различения звуков З-Ж.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: обобщить и закрепить навык различения звуков в словах; умение выделять слова на заданный звук, характеризовать звуки; умение находить слова в начале, середине, конце слова; закрепить умение составлять звуковые схемы слов, делить слова на слоги, составлять предложения с заданным звуком, составлять схемы предложений, составлять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, составлять рассказ по картинке.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, внимание, память, артикуляционную, общую и мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать навык сотрудничества, инициативность, активность.

Методы и приемы:

Словесный: рассказ, беседа, загадывание загадок

Наглядный: картинки на звуки З-Ж, картинка для составления рассказа, схемы звуков.

Оборудование: стол, стулья, зеркала, картинки предметные, магнитная доска.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно, чётко произнесёт слова: жить, железо, желтизна, залежи, зажечь, забежать, задолжать, заслужить, задержать, заржать, заряжать.

О каких звуках сегодня пойдёт речь?

2.Артикуляционная гимнастика: прежде чем мы начнём, давайте выполним гимнастику для язычка, так как ему придется сегодня много трудиться.

Я буду вам рассказывать историю язычка, а вы внимательно слушайте и выполняйте вместе со мной:

1.«Улыбочка». Язычок знаком вам дети мы улыбкой его встретим.

2.«Почистить верхние и нижние зубки». Очень любит чистоту в домике своём, вверху, внизу.

3.«Хоботочек». Нас встречает добрый слон. Длинный хобот тянет он.

4.«Часики». Кто же тут, кто же там? Он глядит по сторонам.

5.«Лопаточка». Язычок чуть-чуть устал. Он спокойно полежал.

6.«Лошадка». Любит он покушать сладко. После скачет как лошадка».

7.«Грибочек». Язычок остановился. В гриб на ножке превратился.

8.«Гармошка». Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал.

9.«Маляр».

10.«Чашечка». Говорит он: «До свиданья!» и вам машет на прощанье.

3. А теперь давайте вспомним, как располагаются наши губы, язычок, когда мы произносим звук Ж?

-Гласный или согласный?

-Звук З?

-Что значит согласный?

-Чем похожи звуки?

-Чем они отличаются?

4. Дыхательная гимнастика.

Ребята, посмотрите, какой цветочек я принесла вам на занятие. Но вот беда. Он спит. Его нужно разбудить.

Спит без просыпа всю зиму,

Но зима промчалась мимо-

Март, апрель. Капель, весна

Просыпайся ото сна!

Просыпайся соня-сонюшка1

Под весенним ярким солнышком!

-Вот сонюшка какой, не просыпается.

-Ребята, помогите разбудить цветочек.

- Для этого давайте ручками изобразим цветочки: стебелёк и бутон.

-Вот цветок просыпается. Каждый листок открывается.

А хотите понюхать, как пахнет цветочек? Не забывайте, что вдох нужно делать через нос, а выдох через рот.

-А теперь воспроизведём дыхание со звуками ЗИ.

А теперь со звуками ЖУ.

5. Отгадайте загадки:

Она не бурёнка,

Но всё же пока

Даёт ежедневно кувшин молока.

Ей дай только волю-

Семь дней не пройдёт-

Повсюду с деревьев кору обдерёт. (Коза)

-Он ходит голову задрав,

Не потому, что гордый нрав,

Не потому, что важный граф,

А потому, что он …(жираф).

Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу.

Не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (Жук)

А чтобы отгадать следующую загадку, покажите мне свои пальчики. Большие пальчики соедините, а остальные раздвиньте, как лучики солнца, затем скрестите их.

-Кто же у вас получился?

Послушайте загадку:

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток не одной. (Ёж)

Вы слышите. Кто-то фыркает? Да это же ёжик. Ой! Да здесь ещё и коза! Животные просят вас назвать картинки и определить, кому какую подарить. Ежу со звуком Ж. А козочке со звуком З.

6. Определение места звука в слове.

Выберите из картинок, лежащих на столе те, в которых есть звук Ж? Выделите голосом этот звук и скажите, где он находится: в начале, середине или на конце слова?

7. Составьте звуковую схему слов коза и жираф.

Каждый у себя на столе, а Алёша у доски, бери фломастеры.

8. А теперь давайте разделим слово на слоги и начертим слоговую схему!

9. Составьте предложение с этими словами. Сколько слов в предложении? Назовите первое? Второе? Третье?

10. Итог. О каких звуках мы сегодня с вами говорили? Чем они отличаются? А чем похожи?