Подготовка учителя к уроку

Подготовка учителя к уроку

Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку

1. Учет особенностей учащихся класса:

- успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.п.);

- отношение учащихся к предмету;

- темп работы;

- сформированность учебных умений;

- общая подготовленность учащихся;

- отношение к разным видам учебной деятельности;

- отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;

- общая дисциплина учащихся.

2. Учет своих индивидуальных особенностей:

- тип нервной системы;

- коммуникативность;

- эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;

- управление восприятием нового учебного материала учащимися;

- умение преодолеть плохое настроение; уверенность в своих знаниях, умениях;

- наличие умений импровизации;

- умения пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

3. Соблюдение правил, обеспечивающих проведение урока.

Общие

1) Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2) Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока. Научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

3) Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.

4) Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.

5) Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформировать и зафиксировать ее в плане.

6) Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.

7) Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники.

8) Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирование новых знаний, умений и навыков.

9) Записать предусмотренный ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.

Частные

1) Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести их к намеченным целям.

2) Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

3) Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

4) Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как поняли ученики требования.

5) Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания -сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

6) Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7) Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных сентенций, «проработок» отдельных учеников.

8) Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.

9) Темп урока поддерживать интенсивный, но посильным для большинства.

10) Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

1 — разработка системы уроков по теме или разделу;

2 — определение образовательно — воспитательно — развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы;

3 — отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка;

4 — выделение главного материала, который должен ученик понять и запомнить на уроке;

5 — формирование учебных задач урока;

6 — разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем;

7 — нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование

этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся;

8 — планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях;

9 — подбор дидактических средств урока (кино-и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.);

10 — проверка оборудования и технических средств обучения;

11- планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях;

12 — предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности;

13 — приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний;

14 — составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания;

15 — продумывание форм подведения итогов урока;

16 — планирование внеклассной работы по данной теме;

17 — запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

Планирование и конкретизация задач урока

Действия педагога по планированию задач урока

1. Ознакомление со всем возможным кругом задач образования, воспитания и развития при изучении данного предмета, данного раздела и темы данного урока. Осуществляется это путем ознакомления с программой, содержанием учебника и методическими пособиями.

2. Конкретизация задач изучения темы с учетом возрастных и других особенностей учеников данного класса, их учебной подготовленности, воспитанности и развития.

3. Выделение ряда главных задач образования, воспитания и развития школьников с учетом сравнения их значимости и имеющегося на их решение время.

Планирование образовательно-воспитательно-развивающих задач урока

I. Образовательные задачи (какие знания, умения и навыки возможно развивать на учебном материале урока?):

1. Проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках.

2. Обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы урока.

3. Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу.

4. Сформировать (закрепить, продолжить формирование) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока.

П. Воспитательные задачи (к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале урока):

1. Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий (например: причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.).

2. В целях решения задач трудового обучения и воспитания.

3. Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения.

4. Для решения задач эстетического воспитания.

5. В целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления.

6. Формировать правильное отношение к природе.

III. Задачи развития учащихся (какие познавательные способности учащихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов):

1. В целях решения задач развития у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия.

2. Для решения задачи развития у школьников самостоятельности мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока.

3. Обеспечивая развитие речи учащихся.

4. Формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.

5. Для развития у учащихся познавательного интереса.

6. В целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации.

Подготовка к уроку непосредственно перед звонком

1. Мысленное воспроизведение основных моментов урока.

2. Воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников.

3. Стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

Создание перед уроком соответствующего эмоционального настроя

1. Мысленное воспроизведение намеченных ранее эмоциональных акцентов.

2. Стремление оттолкнуться от наиболее яркого момента в материале урока.

3. Мысленное представление ожидаемого восприятия классом или отдельным учеником.

Психологическая подготовка к уроку

1. Осознание ее необходимости.

2. Мысленное переживание предстоящего урока.

3. Выработка своего эмоционального отношения к материалу урока.

4. Использование для эмоционального освещения учебного материала личных впечатлений из жизни (встречи, случаи и т.п.).

5. Использование прочитанных книг, ассоциаций, последних событий и т.п.

Способствуют успеху урока

1. Хорошее знание материала урока.

2. Бодрое самочувствие.

3. Продуманный план урока.

4. Чувство «физической» раскованности, свободы на уроке.

5. Правильный выбор методов обучения.

6. Разнообразие методов обучения.

7. Занимательность изложения.

8. Ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу.

9. Богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя.

Затрудняют проведение урока

1. Неуверенность в своих знаниях.

2. Безразличное отношение.

3. Рыхлая композиция урока.

4. Скованность движений.

5. Неумение учащихся работать предложенными методами обучения.

6. Однообразие методов обучения.

7. Бесстрастный рассказ учителя.

8. Монотонность и сухость при изложении нового материала.

Виды работы над текстом на уроке чтения.

1. Чтение всего текста (до заданию учителя)

2. Чтение, деление на части Составление плана

3. Чтение по готовому плану.

4. Чтение, после чтения пересказ.

5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома

6. Чтение с сокращением текста, (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить)

Подготовка к сжатому пересказу.

7. Чтение цепочкой по предложению.

8. Чтение цепочкой по абзацу.

9. Чтение вполголоса.

10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

11. Чтение, ответы на вопросы.

12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

14. Нахождение по данному началу или концу предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком).

15. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50 -55 слов в минуту).

16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

21. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».

22. Беседа с сопровождением выборочного текста.

23. Нахождение в тексте 3 (5, 7..) выводов.

24. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

25. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

26. Установление путем чтения причинно-следственных связей.

27. Чтение названия рассказа (Как еще можно назвать?).

Учитель Петрова Е.Л.

Существующие подходы к фонетическому разбору.

На уроках русского языка предусматривается фонетический разбор слов, т.е. продолжается работа, начатая в период обучения грамоте. Это необходимая работа, т.к. учащиеся тренируются в произношении слов, в слышании звуков, в определении ударных — безударных гласных, парных — непарных по звонкости

- глухости, твердости — мягкости согласных, в подсчете звуков и букв.

Вот порядок устного разбора по учебнику Т.Г. Рамзаевой.

- Сколько в слове слогов?

- На какой слог падает ударение?

- Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены?

- Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие.

- Какими буквами обозначены?

- Количество звуков и букв в слове.

В предложенном порядке звукобуквенного разбора формулировка действий соответствует самим действиям.

В образце письменного разбора этого же учебника уже нет этого соответствия.

- Слово записывается буквами, хотя разбор называется звукобуквенным, подсчитывается количество слогов.

- Слово записывается так же буквами, но в столбик.

- Рядом с буквой записывается, какой звук она обозначает, т.е. производится буквенно-звуковой анализ.

- Характеризуются звуки с указанием звонкости, твердости-мягкости согласных.

В данном случае несовпадение звука и буквы характеристика звука отсутствует.

А ведь фонетический разбор нужен именно для несовпадающих между собой звуков и букв. Поэтому нужно сделать разбор не только по названию, но и по выполнению действий звукобуквенным.

Автор раздела «Методика изучения звуковой стороны языка» П.С. Жедек предлагает фонетико-орфографический разбор, особенности которого следующие:

1. Выполняя его, ученик идет от звука к букве, а не от буквы к звуку.

2. Характеризуя звуки, указывает позицию в данной словоформе.

3. При переходе от звука к букве выполняет и характеризует орфограмму, а так же объясняет способ решения орфографической задачи.

Для характеристики звуков используются значки:

После проверяемого слова ставим знак , после которого пишем ту букву, которую, как считаем, нужно написать.

Введя условные обозначения, рассмотрим последовательность выполненных действий.

1. Записываем слово звуками с большим интервалом между звуками.

2. Ставим ударение, подсчитываем количество слогов.

3. Отмечаем звуки, находящиеся в сильной позиции, т.е. обозначаем буквами в соответствии с произношением звуков. Подчеркивая звуки, объясняем:

о — под ударение, р — перед гласными, п — перед сонорными б — перед гласными.

Характеристика подчеркнутых звуков не требуется, т.к. по программе дети должны уметь безошибочно обозначать звуки буквами, совпадающими с написанием, уже с 1 класса.

4. Оставшимися звуками з, а дается подробная характеристика.

Звуки характеризуются со всех сторон, отрабатывается сознательный подход, т.е. разделы русского языка «Фонетика», «Графика», «Словообразование», «Морфология» и «Орфография» выступают во взаимосвязи, чего и требует методика преподавания русского языка.

Кроме того, вырабатывается умение рационально организовать свою деятельность.

5. Звуки обозначаем буквами, записывая под звуками на первой свободной строчке после характеристики

просьба.

Такой разбор направлен на запоминание развитие внимания в отношении орфографии, развивает осознанный рациональный характер действий детей.

Башкирский государственный педагогический университет. З.Х Имамова.

Виды пересказов.

Редкий урок проходит без пересказа, поэтому в этой работе особенно велика опасность шаблона. Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают интерес школьников к чтению и в конечном итоге уровень их речевого развития.

Дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу. Прежде всего, в пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это значит, что прочитанный образец не должен быть заучен, зазубрен. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи, а отчасти и синтаксические конструкции, взятые из образца.

В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала (за исключением таких видов пересказа, где последовательность изменяется по заданию учителя), причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания. Полнота передачи всего существенного — одно из важнейших требований к пересказу научного текста.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст