Подготовка учащихся к единому национальному тестированию на основе личностно-ориентиров

Подготовка учащихся к единому национальному тестированию на основе личностно-ориентированного подхода.

Выступление на педсовете «Личностно-ориентированный подход при подготовке к ЕНТ»

Январь 2013г

Стасенко О.А.

Слайд 1

«Тысяча учителей – тысяча методов».

Китайская пословица.

Слайд 2

Модернизация отечественного образования созвучна словам Нурсултана Абишевича Назарбаева:.

«Мы прекрасно понимаем, что перспективы страны связаны не только с нефтью и газом, не только с промышленными гигантами, а с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению. По состоянию системы образования можно судить о перспективах страны. Появление новых технологий и знаний, о которых мы даже не подозреваем, глобализация процессов развития позволяет дать двадцать первому веку определение как веку Знаний. Поэтому я со всей определенностью могу сказать: все, что служит системе образования, служит и будущему нашей страны»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать всем без исключения возможность для разностороннего развития, реализации творческого потенциала, заложенного в каждом человеке от природы. Важнейшим направлением в школьной системе выступает реализация личностно-ориентированного, компетентностного подходов в образовании, способных сыграть в жизни обучающегося значительную роль в достижении им впоследствии вершин личностного и профессионального развития.

Слайд 3

Личностно-ориентированный подход предполагает: учет личностного опыта каждого учащегося; постановку специальных целей, корректировку содержания образования; специальные технологии, направленные на конструирование ситуации по личностному развитию ребенка.

Слайд 4

Компетентностный подход позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:

— учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);

— коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);

— информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структуировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);

— личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).

На современном этапе модернизации школьной образовательной системы особенно актуальны вопросы оценки уровня подготовки выпускников средней школы, задача которой – предоставить возможность учащимся получить качественное образование.

Одной из форм, обеспечивающих единство требований к качеству подготовки выпускников и получения объективной оценки, служит ЕНТ

Слайд 5

Основная цель ЕНТ — объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников.

Основной целью введения единого экзамена в форме тестов было названо создание системы внешней оценки учебных достижений, обеспечивающей высокое качество образования. А одна из основных задач ЕНТ — избежать субъективности в оценке знаний. У ЕНТ есть свои сторонники и противники. С одной стороны, ЕНТ дает возможность оценить знания выпускников не школьным учителям, которые в данном вопросе являются людьми заинтересованными, а специалистам со стороны. Но с другой -эффективность проверки знаний школьников посредством тестирования вызывает определенные сомнения. Ведь в идеале школа должна не учить подрастающее поколение тому, как лучше вызубрить правильные ответы, а прививать умение самостоятельно мыслить и, переработав полученную информацию, грамотно применять ее на практике. Именно эти навыки нужны человеку в жизни.

Введение ЕНТ вывело на передний план изучение и зубрежку тех предметов, которые входят в перечень обязательных дисциплин тестирования. Мотивация же учеников на изучение всего остального курса средней школы теперь отсутствует. К тому же многие учителя говорят, что ЕНТ- это наиболее удобная форма сдачи экзаменов для троечников и середнячков. Отличники же потому зачастую и не подтверждают свои оценки, что не могут показать глубину своих знаний в ходе тестов.

ЕНТ проводится с использованием тестовых заданий. Тестирование — специфическая форма контроля знаний, обладающая наряду с несомненными достоинствами и некоторыми недостатками, к числу которых можно отнести возможность угадывания учащимися правильных ответов, затрудняющих возможность диагностики учителем сформированных знаний и умений учащихся.

В этой ситуации перед учителем-предметником встает сразу несколько задач, кроме основной задачи формирования знаний и умений учащихся. Это задачи, связанные с подготовкой учащихся в следующих направлениях: понимание содержания теста, т.е. концентрация внимания; распределение времени ответа на тест; актуализация для ответа необходимой и достаточной информации из объема памяти.

Слайд 6

В своей работе по подготовке учащихся к ЕНТ я руководствуюсь следующими аспектами: техническим, методическим и психологическим.

I. Техническая подготовка к ЕНТ.

При работе с тестами следует приучать учащихся не делать подробные записи каждого шага своих рассуждений. Вырабатывать и приучать детей внимательно и до конца дочитывать вопрос. Практика показывает, что учащиеся очень часто допускают ошибки в простых несложных вопросах и это не от незнания, а от невнимательности, при разборе заданий. Дети это и сами понимают.

II. Методическая подготовка к ЕНТ.

1. Обеспеченность учащихся литературой.

2. Часто учащиеся при подготовке к ЕНТ пытаются проанализировать как можно больше вариантов предыдущих лет. Опыт показывает, что такой путь не всегда перспективен.

Я приучаю детей не заучивать тесты прошлых лет, а учить теоретический материал по спирали: от простого к сложному в определенной последовательности. (Строение клетки – ткани – органы – систематика растений и т.д.). Если мы разбираем какой-либо вопрос, то разбираем весь теоретический материал по данной методике.

III. Психологическая подготовка к ЕНТ

1. Прекратить пугать учеников предстоящим ЕНТ и начать формировать в них твёрдое убеждение в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл: время для подготовки ещё не полностью потеряно. Конечно, не стоит «перегибать палку» и внушать школьнику, что ЕНТ – это легко и просто. Но не нужно и внушать им мысль о полной безнадёжности.

2. Необходимо выбрать цель! Начать с вопроса «Что каждый из вас хочет получить на ЕНТ?» (например, «наберу 100 баллов на ЕНТ»). Таким образом, сразу определяется планируемый результат обучения. Важно, чтобы школьник сам его четко сформулировал для себя. На него следует постоянно ориентироваться. Достойная цель всегда сопряжена с трудностями. Не надо только их преувеличивать.

3. Следует учить школьника технике сдачи теста. Эта техника включает следующее:

а) обучение жесткому постоянному самоконтролю времени;

б) обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий;

в) обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приёму проверки, проводимой сразу после выполнения задания;

г) обучение приёму «спирального движения» по тесту.

4. Следует учить школьника искусству управлять собой.

Современные условия жизни, подготовка к ЕНТ таковы, что школьники подвергаются всё большему числу стрессоров. Следовательно, организм учащихся нуждается в предохранительных мерах, обеспечивающих допустимое напряжение нервной системы, а главное – способствующих компенсации затраченной энергии. В этом им может помочь овладение искусством управлять собой – своим трудом, своим поведением, своим состоянием.

Слайд 7

Основные этапы работы при подготовке к ЕНТ

1. Повторение теоретического материала с использованием учебных пособий и справочной литературы на коррекционных занятиях.

2. Самостоятельная домашняя работа по изучению определенного материала по учебнику, заданного учителем в школе на коррекционных занятиях.

3. Семинарские занятия по выявлению знаний учащихся и коррекцией ошибок и пробелов в знаниях.

4. Работа со сборниками тестов с использованием учебных пособий и справочной литературы при подготовке домашнего задания.

5. Тестирование.

6. Работа над ошибками по результатам пробных тестирований, анализ ошибок, допущенных при выполнении тестов на коррекционных занятиях

Слайд 8,

Каковы же основные направления деятельности учителя биологии при подготовке к ЕНТ:

прежде всего, это работа на уроке, затем прикладной курс, дополнительные занятия, индивидуальные консультации.

применение элементов новых педагогических технологий.

Таких как: обучение в сотрудничестве (работа в малых группах, в парах), личностно-ориентированный подход, позволяют провести подготовку с большей эффективностью. Выбор технологии зависит от темы и содержания занятия, мы все знаем наши современные учебники 10-11 класса и порой материал даешь лекционно, доступно.

На уроках биологии важную роль играет дифференцированный подход к обучению. Учащиеся, выбравшие 5 предметом биологию, получают индивидуальные задания, которые позволяют определить уровень базовых знаний основного курса биологии, с целью последующей коррекции пробелов знаний. Большое значение уделяю тематическому контролю.

Слайд 9

С целью отработки навыков тестирования, активизации учения, повышения уровня знаний, для обучения и контроля, самообразования и самоконтроля учащихся на уроках и дополнительных занятиях, применяю различные виды тестов

· Тесты с выбором одного или нескольких правильных ответов;

· Тесты открытой формы;

· Тесты на установление соответствия;

· Тесты на установление правильной последовательности.

Важное место занимает повторение и обобщение наиболее значимого и сложного для школьников материала из основной и средней школы: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы. Использование их для конкретизации биологических теорий (клеточной, эволюции, хромосомной, антропогенеза и др.), а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования. Например, при изучении темы «Белки» — 10 класс, я повторяю железы внешней и внутренней секреции, гормоны, заболевания, связанные с избытком или их недостатком. Тема «Углеводы» — 10 класс — структурный углевод животной клетки хитин, классификацию членистоногих и их многообразие. При изучении приспособленности организмов -11 класс, я готовлю заранее таблицы и повторяю особенности строения цветка ветроопыляемых, насекомоопыляемых, самоопыляемых растений на примерах.

Большое внимание при подготовке к ЕНТ уделяется прикладным курсам.

Слайд 10,

Цель прикладных курсов — углубление и расширение знаний, отработка навыков работы с дополнительной и справочной литературой, профориентационная деятельность.

Морфофизиология живых организмов. Растения. Морфофизиология живых организмов. Животные. человек»

При подготовке к урокам прикладного курса у учащихся совершенствуются навыки самостоятельной работы с дополнительной справочной литературой, а также с ресурсами Интернета.

Организация дополнительных занятий и индивидуальных консультаций для учащихся.

Дополнительные занятия по подготовке к ЕНТ проходят, начиная с 10 класса. Ежегодно утверждаются индивидуальный план учителя по подготовке к ЕНТ и календарно-тематическое планирование. Занятия проводятся на бесплатной основе во внеурочное время.

Анализируя сборники тестовых заданий, я пришла к выводу, что большой процент вопросов отводится курсу ботанике и зоологии, т.е., тому, что ребята изучали давно, подзабыли, а, может, и не воспринимали осознанно и. как правило, и мои учащиеся допускали по данным темам наибольшее количество ошибок.

Слайд 11

Алгоритм проведения дополнительных занятий:

· Теоретическое повторение материала по блокам, темам. Так, в 10 классе – ботаника, зоология. В 11 классе — анатомия и физиология человека.

· Закрепление в виде решения биологических задач, развивающих логику, позволяющих установить причинно-следственную связь, биологических диктантов на знание терминов, понятий, процессов.

· Тестовый контроль, включающий в себя различные типы тестовых заданий по темам, которые мы изучаем.

· Главное: краткость, наглядность, сущность.

· Обеспеченность справочным материалом.

Слайд 12

Пробные тестирования:

По результатам пробных тестирований ведется мониторинг – это отслеживание результатов с целью коррекции. Проводятся следующие виды мониторингов:

· Мониторинг результатов пробных тестирований.

· Мониторинг результатов пробных тестирований в динамике.

· Мониторинг ошибок, допущенных в тестировании.

Слайд 13

После результатов пробного тестирования, тестового тематического контроля с целью коррекции знаний проводятся индивидуальные консультации с каждым учащимся.

Мониторинг результатов пробного тестирования отслеживает не только учитель-предметник, но и ученик.

Обязательно ведется письменный сравнительный анализ допущенных ошибок при пробном тестировании. Также каждый ученик по установленной форме проводит анализ индивидуальных ошибок, допущенных при тестировании.

На основе данных мониторингов предметником составляются рекомендации по недопущению ошибок при дальнейших тестированиях.

Слайд 14

Структура коррекционного занятие

Анализ результатов пробного тестирования.

Выявление пробелов в знаниях и фиксирование типичных ошибок в индивидуальных картах.

Тематическое повторение учебного материала.

Самостоятельная работа учащихся по тестам (контроль знаний). Самопроверка.

Работа учащихся над ошибками.

Разбор с учащимися материала, вызывающего затруднения.

Индивидуальное домашнее задание.

Учащимся даю советы, по работе с тестами: - Необходимо правильно и рационально распределить время, установленное для ЕНТ. Затем определиться в последовательности работы над тестовыми заданиями по предметам. - Лучше начинать отвечать на тестовые задания по тому предмету, который считается для вас наиболее легким

— Приступать к ответу нужно только после изучения содержания вопроса; - Работать нужно быстро, но без излишней торопливости; - Если не знаете ответа на вопрос, его нужно пропустить и отвечать дальше. выбрав, сначала самые легкие и знакомые примеры, пролистав весь тест, а потом вернуться и спокойно пересматривать тест заново. - Не нужно стремиться давать ответ наугад, так как в процентном отношении возможность угадывания правильного ответа или ответов ничтожно мала; при тестировании метод отгадывания ответов никогда не приведет к положительным результатам. - Готовясь к тестам, учащиеся должны иметь навыки работы, уметь выбирать сначала хорошо знакомый материал, а затем вернуться и работать дальше. - Рекомендуется применять метод «тройного прочтения», т.е. вы читаете задания по предмету, отмечая правильные ответы, затем переходите ко второму, третьему, четвертому предмету, долго не задерживаясь над осмыслением тех вопросов, которые вызывают затруднение. - После того, как прочли и отметили правильные ответы на тестовые задания всех предметов, вы приступаете ко второму прочтению тестовых заданий в том же порядке. - Наконец вы приступаете к третьему прочтению тестовых заданий в том же порядке. - У вас должно остаться время для контрольного прочтения и анализа тех заданий, которые вызвали затруднения и на которые так и не нашли ответ при «тройном прочтении» тестовых заданий. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к ЕНТ, позволяют наиболее успешно вести себя во время ЕНТ, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала необходимо освоить эти упражнения самим педагогам , а затем позаниматься с учащимися. Необходимо включать эти упражнения в структуру урока использовать их для настроя класса перед контрольными работами. Формулы: 1.Короткий вдох + длительный выдох + пауза = успокоение. 2.Длительный вдох + короткая пауза + резкий выдох = активизация деятельности