Подготовка руки ребёнка к письму

Подготовка руки ребёнка к письму.

«Рука — вышедший наружу мозг»,- писал Кант.

Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Из различных исследований установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя при этом общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки тонких движений пальцев рук.

Материал с сайта www.logoped.ru

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6-летнего ребенка с одной стороны, и самим процессом письма с другой. Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму существует система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.

Для укрепления и развития руки, координации движений будут полезны следующие упражнения:

Работа с мелкими деталями конструктора.

Работа с линейкой-спирографом.

Лепка из пластилина.

Нанизывание бусинок.

Создание узора из спичек по образцу.

Изготовление украшений из бересты, бумаги.

Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером)

Материал с сайта www.logoped.ru

Застегивание и расстегивание пуговиц.

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков.

Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).

Рисование по точкам, по образцу.

Штриховка.

Работа со спирографом.

Ребенок, выполняя работу по штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости. Он делает это свободно, хотя его рука проделывает те же движения, что и при письме.

Формирование у детей грамотного письма путем развития мелкой моторики руки способствует росту здоровых и уверенных в себе людей. Дети – это наше будущее. А значит, мы уже сейчас думаем о тех, кто нам помогает в преклонном возрасте: ведь мы помогали воспитывать достойное поколение. Давайте не упустим свой шанс помочь детям и себе!

Активная гимнастика для развития мелкой моторики.

Материал с сайта www.logoped.ru

“Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга” И.П.Павлов

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше.

Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть “как работают руки, так работает голова”.

Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка, как в детском саду, так и дома. Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают – тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова (1973, с.139) доказала, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причём не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Видимо уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с нарушениями речи очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Даже нормально развивающемуся ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

В Японии малышам начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца. А мы забыли о наших русских народных играх типа “Сорока”, “Братья”, “Ладушки” и другие, в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: “Всё новое – это хорошо забытое старое”.

Гимнастика для пальцев рук делиться на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.

Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т.д.

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: “А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?”, в пословицах: “Отбиться от рук”, “Всё дело в его руках”, “Дать волю рукам”, “Глаза бояться, а руки делают”.

Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учёными. “Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли” (В.А. Сухомлинский).

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Уровень речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук – движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть, достигнут наибольший эффект.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение.

Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Регулярные занятия в системе будут способствовать поддержанию хорошего тонуса.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими.

Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большой представительство в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребёнка.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;

подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;

предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;

развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;

играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;

ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;

а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.

Необходимо помнить важные правила. Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;

второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).

Игры с предметами:

сборные матрёшки; пирамидки; обведи по контуру (карточки с изображением предметов из бархатной бумаги, крупы, меха, наждачной бумаги, семечек и т.д.); чашки-ложки (пересыпание маленькой ложкой крупы из одной чашки в другую); лепим из пластилина (буквы, цифры и т.д.); мозаика; бусы; шнуровки; разноцветные прищепки; игра “Золушка” (сортировать смешанных две крупы: например белую и красную фасоль или фасоль и горох и т.д.); забавные картинки ( на лист картона наносится ровный слой пластилина, затем из крупы выкладываются различные предметы); узоры из счётных палочек или спичек; графические упражнения.

Упражнения без речевого сопровождения.

Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены. Остальные сжаты в кулак.

Человечек. Указательный и средний палец руки “бегают” по столу.

Ёжик. Руки сцепить в замок. Пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить. И другие.

Массаж (или самомассаж)

подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечек одного пальца).

Грибы

Вылезли на кочке мизинец

Мелкие грибочки: безымянный

Грузди и горькушки, средний правая рука

Рыжики, волнушки. указательный

Даже маленький пенёк большой

Удивленья скрыть не мог. большой

Выросли опята указательный

Скользкие маслята, средний левая рука

Бледные поганки безымянный

Встали на полянке. Мизинец

Овощи

Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца).

Вырос у нас чесночок, указательный

Перец, томат, кабачок, средний правая рука

Тыква, капуста, картошка, безымянный

Лук и немножко горошка. мизинец

Овощи мы собирали, мизинец

Ими друзей угощали, безымянный левая рука

Квасили, ели, солили, средний

С дачи домой увозили. указательный

Прощай же на год, большой палец левой руки

Наш друг – огород! большой палец правой руки

Фрукты

Игра с пальчиками

Материал с сайта www.logoped.ru

(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы, мизинцы

Много груш там и хурмы, безымянные

Есть лимоны, апельсины, средние

Дыни, сливы, мандарины, указательные

Но купили мы арбуз — большие

Это самый вкусный груз! Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится

вверх.

Домашние животные

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-го двустишия – смена рук.

2 3 4 5

Кусается сильно котёнок-глупыш,

5 4 3 2

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

2 3 4 5

Но я же играю с тобою, малыш,

5 4 3 2

А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”

Игра «Пальчики в лесу»:

«Раз, два, три, четыре, пять(ребёнок держит перед собой левую руку ладонью к себе.)Вышли пальчики гулять.Этот пальчик гриб нашёл,(загибает мизинец.)Этот пальчик чистить стал,(загибает безымянный палец.)Этот резал,(загибает средний палец.)Этот ел,(загибает указательный палец.)Ну, а этот лишь глядел!»(загибает большой палец и щекочет ладошку.)

1.Выполнение того же упр., но с правой рукой.

2.Одновременное выполнение упр. двумя ручками.

Игра «Кто приехал?»Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.

«Кто приехал?»(Быстро хлопает кончиками больших пальцев.)»Мы, мы, мы! «(Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.)»Мама, мама, это ты?»( Хлопает кончиками больших пальцев.)»Да, да, да!»( Хлопают кончиками указательных пальцев.)»Папа, папа, это ты?»( Хлопает кончиками больших пальцев.)»Да, да, да!»( Хлопает кончиками средних пальцев.)»Братец, братец, это ты?»( Хлопает кончиками больших пальцев.)»Да, да, да!»( Хлопает кончиками безымянных пальцев.)»Ах, сестричка, это ты? «(Хлопает кончиками больших пальцев.)»Да, да, да! «(Хлопает мизинцами.)»Все мы вместе, да, да, да!»( Хлопает всеми пальцами.)

Игра-потешка “Ну-ка, братцы, за работу”

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому — дрова нарубить.

Печи все — тебе топить.

А тебе — воду носить,

А тебе — обед варить,

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Ребёнок обращается к правой руке, согнутой в кулак, поочерёдно разгибает все пальцы.

Дождик и солнце. Слушай гром, слушай гром (руки приставить к ушам)Но не бойся, но не бойся (пальчиком показать)На лицо, на лицо.Каплет дождик, каплет дождик (пальцами постукать по лицу и голове)Вот и солнце, вот и солнце (растопырить пальцы, руки ладонями вперёд)Светит так, светит так!Будет сухо, будет сухо (трясти, кистями рук как бы стряхиваем воду)Славно как! славно как! (хлопаем в ладоши)

Горох. Пять маленьких горошинЗаперты в стручке (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)Вот выросла однаИ тесно ей уже (выпрямляем большие пальцы)Но вот растёт вторая,И третья, а потомЧетвёртая. Пятая… (выпрямляем соответственно пальцы поочерёдно)Сказал стручок: “БОМ!” (хлопаем).

Козочка.- Шёл старик дорогою идти пальчиками по стол- Нашёл козу безрогую. показать пальчиками рога- Давай, коза, попрыгаем, постучать пальчиками по столу- Ножками подрыгаем.- А коза бодается, снова показать рога- А старик ругается. погрозить пальчиком.

Вышел дождик погулять

Раз, два, три, четыре, пять, удары пальцами обеих рук по столу. Левая начинает с

мизинца, правая – с большого пальца.

Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.

Шёл неспешно, по привычке, “Шагают” средним и указательным пальцами обеих

А куда ему спешить? рук по столу.

Вдруг читает на табличке: ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по

“По газону не ходить!” столу.

Дождь вздохнул тихонько: часто и ритмично бьют в ладоши.

- Ох! один хлопок.

И ушёл. ритмичные хлопки по столу.

Газон засох.

Желаю успехов!