Подготовка обучающихся к изучению химии средствами пропедевтического курса Введение в

Подготовка обучающихся к изучению химии средствами пропедевтического курса

«Введение в химию вещества»

Шустикова Марина Викторовна,

учитель химии МБОУ

«СОШ №2 г. Калининска Саратовской обл.»

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………3

Основные подходы к организации пропедевтической работы по химии ……………………………………………………………………….5

Результаты диагностики и анкетирования …………………….…………6

Выводы………………………………………………….…………………10

Литература…………………………………………………………………11

Введение.

Всё познание реального мира

исходит из опыта и завершается им.А. Эйнштейн

Модернизация российского образования призвана обеспечить доступность образования, повысить его качество и эффективность. Достижению этих целей должно способствовать введение предпрофильной подготовки в основной школе и профильного обучения в старших классах средней школы, а также изменение форм проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.

Совершенствование школьного химического образования на современном этапе приводит к ряду проблем, с которыми сталкиваются в своей работе учителя химии.

Первая проблема заключается в значительной перегрузке курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему. Интенсивность прохождения материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий. Не случайно по результатам мониторинга в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования учащиеся называют химию в числе самых нелюбимых предметов.

Вторая проблема возникла при переходе на предпрофильную подготовку и профильное обучение. Она заключается в сокращении объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей профильной школе. Одного часа в неделю недостаточно даже для беглого знакомства с органическими веществами, составляющими основу жизни на Земле. В 11-м классе значительная часть учебного времени расходуется на повторение, а точнее, повторное прохождение основательно забытых понятий, теорий и законов общей химии, рассмотренных, но недостаточно прочно усвоенных в основной школе. Следовательно, создается реальная угроза снижения некогда высокого уровня химического образования.

Третья проблема заключается в том, что в 8 классе на «Введение в мир химии» в типовой программе отводится всего несколько уроков.

На сегодняшний день ситуация с восприятием химии если и меняется, то не в лучшую сторону. Повышаются требования к абитуриентам, сдающим вступительные экзамены по химии в вузы, и увеличивается сложность школьного курса на фоне того же количества часов.

Именно поэтому химия нуждается в пропедевтике, которая экспериментально подтверждена многолетней педагогической практикой. Вопрос о введении учебного предмета «Химия» с 7-го класса становится весьма актуальным.

Вышеизложенные проблемы обусловили выбор темы педагогического проекта «Подготовка обучающихся к изучению химии средствами пропедевтического курса «Введение в химию вещества».

Цель данного педагогического проекта: повысить эффективность обучения химии на протяжении всего периода обучения в средней школе за счет введения пропедевтического курса по предмету.

Объект проекта: процесс пропедевтического изучения химии в 7 классах. Предмет проекта: пропедевтический курс.

Гипотеза проекта: введение пропедевтического курса химии в 7 классах школы будет способствовать повышению качества знаний учащихся, уровня сформированности предметных и интеллектуальных умений, интереса к предмету, а также уменьшит интенсивность прохождения учебного материала в 8 классе.

Для реализации поставленной цели и для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

На основе анализа психолого-педагогической, предметной и методической литературы исследовать состояние проблемы в современном образовании.

Определить теоретико-методологические и дидактико-методические основы исследования.

Экспериментально подтвердить эффективность введения пропедевтического курса химии.

Разработать рабочую программу пропедевтического курса химии для 7 классов.

Провести апробацию пропедевтического курса.

Внести корректировки в рабочую программу по химии за 8 класс.

Этапы педагогического проекта. Проект реализуется в три этапа на базе МОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области»

На первом этапе (2007-2008г.) – поисково-диагностическом изучалось состояние проблемы в теории и практике обучения химии; анализировалась психолого-педагогическая литература; была выдвинута рабочая гипотеза; определены задачи проекта.

На втором этапе (2008-2009 г.) – теоретико-экспериментальном разработана и апробируется в учебно-воспитательном процессе рабочая программа пропедевтического курса для 7-х классов «Введение в химию вещества».

На третьем этапе (2009-2010 г.) – обобщающем планируется проверка и обработка результатов проекта, обобщение, систематизация, описание полученных результатов, внедрение результатов в школьную практику.

Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической и предметной литературы по проблеме исследования;

эмпирические методы исследования: наблюдение, педагогический эксперимент;

методы количественной и статистической обработки экспериментальных данных: тестирование, анкетирование и др.

Научная новизна и теоретическая значимость проекта состоит в том, что:

Обоснованы роль и место пропедевтического курса химии в системе общего химического образования.

Разработаны и научно обоснованы теоретико-методические основы пропедевтического обучения химии для учащихся 7 классов.

Созданы теоретическая модель и целостная методика обучения учащихся пропедевтическому курсу химии.

Разработано дидактико-методическое обеспечение пропедевтического курса химии (программа).

Практическая значимость проекта состоит в создании рабочей программы пропедевтического курса химии, которая успешно реализуется в настоящее время во всех 7 классах МОУ «СОШ №2 г. Калининска», что отражается на эффективности образовательного процесса и усовершенствовании методов преподавания самого учителя.

Материалы настоящего проекта могут быть использованы педагогами в процессе обучения химии.

II. Основные подходы к организации пропедевтической работы по химии.

Пропедевтикой (от греч. рropaideuo — предварительно обучаю), называется совокупность сведений и знаний, которыми необходимо запастись до начала какого-нибудь научного или специального занятия. После чего процесс познания идет значительно эффективнее.

С.И.Ожегов трактует пропедевтику как «предварительный круг знаний о чем-либо».

Более образно пропедевтику можно сравнить с подготовкой почвы перед посевом. Несомненно, урожай можно вырастить на любой почве, но его качество во многом будет зависеть от подготовительной работы.

Существует несколько научных идей (направлений) и практических подходов к организации пропедевтической работы по химии:

Первое направление – это введение интегрированного курса естествознания, осуществляющего изучение предметов естественного цикла. Наиболее известен курс «Естествознание», разработанный под руководством А.Г. Хрипковой. Химическая составляющая курса представлена первоначальным знакомством с веществами (знаки химических элементов, химические формулы, валентность), классами неорганических веществ (кислоты и основания) и химическими явлениями, происходящими с ними.

Идею интеграции химии и физики реализует пропедевтический курс А.Е. Гуревича с соавторами, который знакомит обучающихся 5-6 классов с предметом химии и научными методами её познания, со строением вещества (молекулы, атомы, ионы), с составом веществ (простые и сложные, оксиды, кислоты, соли, основания), некоторыми органическими соединениями (белки, жиры, углеводы) и химическими явлениями (реакции разложения и соединения), а также составлением уравнений реакций на основе закона сохранения массы веществ.

Второе направление полностью соответствует названию учебного пособия, предназначенного для пропедевтического изучения предмета, — «Введение в химию». Это пособие знакомит семиклассников практически со всеми разделами курса химии как основной, так и средней школы, а также с началами химического эксперимента (27 лабораторных опытов).

Третье направление реализует авторский коллектив под руководством О.С. Габриеляна. Предложенный курс формирует устойчивый познавательный интерес к химии, готовит обучающихся к изучению серьёзного учебного предмета, позволяет разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы и отработать те предметные знания и умения, на которые не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах.

Четвёртое направление реализует идею раннего изучения химии не в качестве собственно пропедевтики, а как составной части систематического школьного курса химии, разгруженного за счёт перенесения части учебного материала из 8-го в 7-й класс. Этот курс разработан авторским коллективом под руководством И.Г. Остроумова. Начало системного изучения химии в 7-м классе позволит:

-уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в 8 классе;

-получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;

-интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины; — начать формировать устойчивый познавательный интерес к предмету.

Чтобы избежать значительной перегрузки курса химии основной школы и обеспечить обучающимся возможность получения полноценного химического образования в МОУ «СОШ №2 г. Калининска» в 7 классах осуществляется эксперимент по внедрению пропедевтического курса «Введение в химию вещества» И.Г. Остроумова, О.С. Габриеляна. На изучение курса отводится 1 час в неделю за счет школьного компонента.

Результаты диагностики и анкетирования.

С 2008-2009 уч.г. в эксперименте участвует три седьмых класса из пяти, а с 2009-2010 во всех 7-х классах нашей школы ведётся пропедевтический курс химии.

Эксперимент по внедрению курса закончен. Результаты мониторинга показывают положительную динамику в отношении к предмету, по качеству знаний обучающихся 7 А, Б, Г классов, исходя из которых можно свидетельствовать об эффективности предлагаемого пропедевтического курса.

Результаты мониторинга за 2008-2009 г.

Класс

7 А

Стандарт

Качество знаний

Стандарт

Качество знаний

Стандарт

Качество знаний

Полугодовое тестирование (декабрь)

100%

62%

100%

57,3%

100%

53,5%

Итоговый контроль (май)

100%

64,4%

100%

58%

100%

55,7%

Результаты мониторинга за 2009-2010г.

Класс

8 А

Стандарт

Качество знаний

Стандарт

Качество знаний

Стандарт

Качество знаний

Входной контроль (сентябрь)

100%

64%

100%

57,5%

100%

55%

Полугодовое тестирование (декабрь)

100%

67,5%

100%

61,4%

100%

59,8%

Итоговый контроль

100%

68%

100%

61,5%

100%

61%

Результаты мониторинга за 2010-2011 г.

Класс

9 А

9 Г

Стандарт

Качество знаний

Стандарт

Качество знаний

Стандарт

Качество знаний

Входной контроль (сентябрь)

100%

65%

100%

59,5%

100%

55%

Полугодовое тестирование (декабрь)

100%

67,5%

100%

61,5 %

100%

60,8%

В 2010-2011 уч.г. 23 из 70 обучающихся данных классов выбрали химию для сдачи ГИА, что составляет 32,8% и 19 % от обучающихся всех 9-х классов (9А-Е).

На начало 2008-2009 уч. г. — уровень тревожности детей и родителей за столь раннее введение курса химии доходил до 23% (по результатам анкетирования). Чтобы разрешить сложившуюся ситуацию были проведены разъяснительная работа с родителями обучающихся 7 А, Б, Г классов в сентябре на родительском собрании и индивидуальные беседы. К началу второго полугодия уровень тревожности детей и родителей снизился.

Реализация межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введёнными в обучение ранее или параллельно с химией, а также с гуманитарными дисциплинами – музыкой, историей, позволяет уменьшить психологическую нагрузку на учащихся с появлением новых предметов. Об этом свидетельствуют исследования, проведённые администрацией школы совместно с учителем химии и школьным психологом.

Аналитический отчёт по изучению тревожности, мотивации, отношению к предметам в 7 А, 7Б, 7Г классах.

Тревожность

Класс

7 А

1

четверть

2

четверть

1

четверть

2

четверть

1

четверть

2

четверть

Общая тревожность

15,7%

12,3%

22,2%

18,4%

9,5%

8%

Страх ситуации проверки знаний

26,3%

20%

16,7%

14,7%

19,4%

17,4%

Проблемы страх в отношении с учителем

10,5%

7,5%

11,1%

9,%

14,4%

12%

Сопротивляемость стрессу

5,2%

6,3%

5,5%

7%



Страницы: 1 | 2 | Весь текст