Подготовка к профессиональному самоопределению воспитанников школы-интерната в системе

Десятниченко Жанна Алексеевна, учитель технологии, педагог дополнительного образования ОКОУ «Ивановская школа-интернат» Рыльского района Курской области

Подготовка к профессиональному самоопределению воспитанников школы - интерната в системе уроков технологии и внеурочной деятельности.

Дети, живущие в детских домах и интернатах, лишены родительской заботы и опеки, а значит, и преемственности, а те, которые недавно были оторваны от семьи, зачастую помнят негативный опыт. Задача педагогов интернатных образовательных учреждений – окружить их вниманием, помочь стать полноценными членами общества, воспитать потребность к труду.

Внеклассная работа, являясь составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частью трудового обучения и воспитания детей. Особенно это касается детей из детских домов и интернатов, лишённых родительской опеки и возможности передачи мастерства и традиций из поколения в поколение.

Блок дополнительного образования расширяет воспитательные возможности и культурное пространство учреждений. Для воспитанников данных учреждений дополнительное пространство становится важнейшим средством обеспечения для реализации индивидуальной образовательной траектории, способствует социализации и самореализации личности, дает актуальные прикладные навыки, создает возможности сознательной профориентации.

Задача блока дополнительного образования в школе-интернате, коррекционном образовательном учреждении и других учреждениях – не только гарантировать определенный уровень образования, воспитания и социальной защиты воспитаннику, но и предоставить ему шанс на успех в будущем.

В подобных учреждениях особую важность приобретают еще воспитательные и интеграционные функции, способствующие созданию воспитательной системы школы, обогащая и расширяя культурную среду образовательного учреждения.

Ребенок включается в блок дополнительного образования на основе приоритета его интересов, дифференцированного подхода, учитывающего его потребности и интересы, ориентации на его индивидуальные особенности, доступность выполняемых видов деятельности и личностного подхода к ребенку.

Подготовка к выбору профиля обучения не должна осуществляться только в 9 классе, готовить учащихся к этому необходимо в течение всего времени обучения в основной школе. Так, в 5-7 классах целью этого направления деятельности должно являться выявление интересов, предпочтений через систему кружковой работы, дополнительного образования.

В нашей Ивановской школе-интернате Рыльского района детям есть из чего выбрать: работают такие кружки, как «Хоровое пение», «Весёлые петельки», кружок деревообработки, кружок «Хозяюшка», спортивные секции по боксу, настольному теннису и баскетболу, танцевальный кружок, а с недавних пор появился ещё и драматический.

Разумеется, не все воспитанники одинаково способны овладеть всеми навыками мастерства, но у детей должна быть возможность поиска себя и своего направления деятельности во всём многообразии. Это подтверждаю таким высказыванием: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их» (Сенека Младший).

Я являюсь преподавателем технологии и педагогом дополнительного образования и считаю, что именно у учителя технологии есть прекрасная возможность – проводить профориентационную работу постоянно. Сочетание общетрудовой, общетехнической, профессиональной и педагогической подготовки позволяет ему формировать у школьников знания основ производства и профессий, осуществлять активно пробу сил в различных сферах деятельности, формировать умение соотносить свои психофизиологические качества с требованиями профессий. На уроках трудового обучения учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде.

Таким образом, в работе учителя технологии можно выделить следующие направления:

Профессиональное просвещение – ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности, отдельными отраслями народного хозяйства, профессиями и специальностями;

Профессиональное воспитание – формирование у школьной молодёжи устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии;

Профессиональная активация – создание условий для практической пробы сил в различных сферах трудовой деятельности;

Изучение личности школьника в целях профессиональной ориентации, формирование трудовых и профессиональных интересов;

Педагогическая профконсультация – рассказ ученику о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его качествам, знаниям и склонностям.

Ребёнок стремится к деятельности. Помочь ему в этом может блок дополнительного образования. Вовсе нет необходимости заставлять его трудиться помимо его воли и желания. Надо только умело направлять эту волю и желание на выполнение таких работ, которые ему интересны и посильны, которые постепенно усложняются и постепенно развивают убеждение в том, что работа – это и обязательное, и радостное применение своих сил. А работа для других, принесение пользы людям – это счастье. Не награда должна привлекать, а радость преодоления трудностей, радость победы. Не зря говорится, что человек живёт не для радости, а для совести.

Программа моего кружка «Хозяюшка» направлена на развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживание, создания и поддержания уюта в доме, на подготовку девочек к выполнению социальной роли хозяйки и матери, что особенно актуально для детей, воспитывающихся в интернате.

Цель программы – всестороннее развитие учащихся, формирование общетрудовых и специальных умений и навыков, создание условий для самообразования и творческого самовыражения детей в процессе декоративно-прикладной деятельности, приобщение школьников к культурно-нравственным традициям народа.

Обучение учащихся технологиям изготовления изделий из меха, пряжи, нитей и ткани предполагает решение следующих педагогических задач:

открытие рукотворного мастерства от простейших ручных приёмов до более сложных;

формирование представлений об истоках народного творчества, декоративно-прикладного искусства;

знакомство с приёмами и техниками выполнения рукодельных изделий;

обучение навыкам художественной обработки различных современных материалов в домашних условиях с учётом возрастных особенностей;

развитие мышления, моторики, эстетического вкуса, коммуникабельности;

воспитание культуры быта, подготовка к самостоятельной жизни.

Специфика образовательного учреждения вызывает трудности с обеспечением различными материалами для занятий. Вторая проблема связана с особенностями детской психики: контингент детей разный и очень сложный. Поэтому программа кружка предусматривает широкий спектр деятельности, чтобы ребёнок смог определиться в многообразии видов декоративно-прикладного творчества и найти то, что ему будет особенно интересно, где он сможет развить свои способности. При этом педагог организует образовательный процесс по одному или нескольким направлениям, изменяет содержание разделов программы и перечень практических работ, вносит изменения в распределении часов на изучение отдельных тем. В кружковой деятельности это сделать гораздо легче, чем на уроках.

Одно из направлений в решении задач трудового и эстетического воспитания учащихся, нетерпимости к праздному времяпровождению неразрывно связанных с проблемой рационального использования свободного от школьных занятий времени, — это расширение сети кружков и привлечение к занятиям возможно большего числа детей.

Успехи детей в обучении изготовлению изделий народных художественных промыслов рождают у них уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами деятельности, у них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда. Навязывать человеку ничего нельзя. Должно быть призвание, пригодность человека к той или иной деятельности. Учащийся должен быть в гармонии со своими способностями, должен готовиться к самостоятельности.

Работа кружков декоративно-прикладного направления и уроки технологии дают большие возможности для профессиональной ориентации учащихся. Именно здесь умения и навыки учащихся формируются в процессе выполнения определённого задания, благодаря чему трудовая деятельность органически связана с художественной, с непосредственной жизнью детей, с эмоционально-чувственной сферой личности, что способствует реализации индивидуальных возможностей каждого ребёнка. И очень хорошо, на мой взгляд, если есть возможность, уделить персональное внимание каждому. Тогда результат всегда лучше. Возможно, это из-за специфики наших детей.

Каждый год наш интернат заканчивает примерно 20 подростков, которые начинают искать применение своим силам и способностям во взрослой жизни. При этом многие сталкиваются с проблемами выбора профессии и профиля дальнейшего образования из-за того, что не в состоянии соотнести требования, предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности, со своей индивидуальностью. И пусть учитель на занятиях и говорил о различных профессиях, но многие дети имеют весьма приблизительные представления о современном рынке труда или видят лишь поверхностную часть айсберга под названием «взрослая жизнь». Задача учителя, ведущего в 9 классе курс по профориентации, помочь подростку выявить способности, склонности и направить его в нужное русло с учётом состояния здоровья. Делаем это всё при помощи различных тестов, помогаем объективно анализировать свои качества с требованиями профессий, развиваем представление о народном хозяйстве и потребностях рынка труда.

Очень жаль, что большинство интернатов выпускает в жизнь детей после 9 класса, не давая возможности им пройти по несколько элективных курсов. А ведь именно элективные курсы, ориентированные на определённые виды трудовой деятельности, обеспечивают допрофессиональную подготовку, формируют общие представления о профессиональной деятельности, первичные профессиональные умения. В результате, к моменту профессионального самоопределения наши выпускники не готовы сделать полноценный выбор по причине недостаточности знаний и из-за переоценки своих возможностей. Остаётся одно: именно формирование трудовой деятельности на уроках и во время кружковых занятий, что должно стать базисом предпрофильной подготовки и профильного обучения. При этом оно будет основываться на учебной деятельности с переходом к трудовой, когда будет изменяться характер решаемых задач.

И в заключении, хочу процитировать высказывание Дж.Рескина: «Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей должен сопутствовать успех». Вот этого и я желаю всем!

Список использованных материалов.

http://www.ug.ru/archive/14188

http://area7.ru/metodic-material.php?5046

Перепелицына М.А., Болдырева В.А. Сборник программ курсов по выбору. Под ред. проф. С.В.Кондратьева.- Москва: Глобус, 2007.

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. – М.: Генезис, 2011.