Подготовка к написанию сочинения по былине Вольга и Микула Селянинович с использованием

ЛИТЕРАТУРА, 7 КЛАСС

СБОР МАТЕРИАЛА К СОЧИНЕНИЮ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ

ТЕМА СОЧИНЕНИЯ

«МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ – ГЕРОЙ-ТРУЖЕНИК»

(ПО БЫЛИНЕ «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ»)

УЧИТЕЛЬ БРЫЛОВА М.Н.

ПОДОЛЬСК

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Цели урока:

помочь разобраться в содержании былины и вдумчиво подойти к теме сочинения, объяснить каждое слово в ее формулировке, ориентироваться в композиции, знать ее составные части.

Развитие речи:

связные ответы на поставленные вопросы, аргументация мысли текстом.

Коррекционная работа:

четкость произношения при ответах, расширение активного словаря, последовательное изложение мыслей и их речевое оформление, согласование слов при построении предложения, внимание к написанию предлога.

Оборудование:

иллюстрации к былине.

Вспомогательный материал:

учебники, записи в тетрадях по литературе.

Алгоритм урока:

Краткое изложение содержания былины.

Обговорить основные элементы композиции сочинения.

Работа по каждому пункту композиции.

Итог. Оценки.

Домашнее задание.

Тест (обобщить полученные умения и навыки).

Ход урока

Организационный момент. Слово учителя.

Урок начинается с речевого рапорта ученика. Далее слово берет учитель и обращает внимание учеников на доску, на которой записана тема. Для более плодотворной проработки темы необходимо ознакомиться с алгоритмом урока и поэтапно его выполнять.

Ученики читают алгоритм и приступают к работе над темой. В тетрадях по развитию речи ученики записывают тему сочинения. При этом обращается внимание на правила орфографии и синтаксис: заглавная буква, отсутствие Ь на конце слова, тире, дефис и кавычки.

Работа по каждому пункту алгоритма в отдельности

Вспомнить содержание произведения. Эта работа проводится по вопросам:

Назвать главных героев былины.

Кратко изложить основные события, описываемые в былине.

Обговорить основные элементы композиции сочинения. Эта работа также проводится по вопросам:

Что такое композиция сочинения?

Назовите ее составные части.

Далее работа проводится на ИД, на нее выводится материал с вопросами и иллюстрациями по каждому пункту композиции. На столах учеников лежат точно такие же разработки. На этом этапе урока необходимо дать пояснение к первой составной части композиции – вступлению. Важным здесь является понимание учащимися следующего: чтобы у работы было четкое (удачное) вступление, необходимо «обыграть» каждый термин в теме сочинения.

Образ – внешний и внутренний облик человека.

Микула Селянинович – действующее лицо былины.

Герой-труженик – образ жизни человека в мирное время и в военное.

Далее работа по каждому пункту композиции в отдельности.

Композиция сочинения (построение)

Материал для подготовки к написанию сочинения на литературную тему

Основные вопросы

Иллюстрации для ответа

Вступление

«Песни гусляров»

1. Гусляры, их роль на Руси.

2. О чём пели гусляры, о ком рассказывали в своих песнях?

Логический переход

К кому из героев песен гусляров мы должны приглядеться поближе? (внимание на тему).

2. Основная часть

1.Имя главного героя.

2. Что можете сказать о его внешнем облике (свой рассказ + подтверждение словами текста – 3-4 строчки).

3. Что можно сказать о силе героя? Как она изображена в произведении (свой рассказ + подтверждение словами текста – 3-4 строчки).

4. Какой литературный прием здесь употреблен?

5. Почему герой так трепетно относится к земле, к своей лошади? Как в тексте подчеркнута трепетность этого отношения?

6. Что можно сказать о чертах характера героя?

7. В образе одного человека соединены сразу два понятия – герой и труженик. Как это показано в тексте?

8. Что же так очаровало князя в пахаре? Почему?

3. Заключение

В былине звучит вера человека. Во что?

Далее задается вопрос классу и обращается внимание учащихся на разное цифровое оформление плана. Вопросы: 1. Что мы составили? 2. Как называется такой план?

ИТОГ

На уроке мы объяснили каждое слово в названии темы, проанализировали произведение и подтвердили наши мысли стихотворным текстом.

Оценки.

Домашнее задание: проанализировать записи, подготовиться к сочинению и выполнить тест.

ТЕСТ

1. Одно из главных художественных средств былины:

А) гипербола

Б) олицетворение

В) метафора

2. Древнерусский жанр был воплощен в:

А) балладе

Б) былине

В) мифе.

3. Построение произведения – это:

А) композиция

Б) основная часть

В) алгоритм.

4. Микула Селянинович был:

А) купцом

Б) оратаем

В) воином.

5. Вольга в былине представлен в образе:

А) разбойника

Б) князя

В) крестьянина.

6. На какой день дружина услышала работу оратая в поле:

А) сразу же, как только выехали

Б) в тексте не сказано

В) на третий день.

7. О чем попросил Микула князя:

А) помочь ему в работе

Б) выдернуть плуг и бросить его за ракитов куст

В) не мешать работать.

8. Куда пригласил князь Микулу Селяниновича:

А) помочь получить получку

Б) подавить восстание

В) помощь в подготовке свадьбы князя.

9. Что хотел узнать князь о Микуле Селяниновиче:

А) имя героя

Б) город, в котором герой проживает

в) как зовут его кобылку.

10. Чем пожаловал князь Микулу Селяниновича

А) сундуком золота и серебра

Б) подарил ему коня

В) тремя городами со крестьянами.