Поддержка социально-значимых инициатив посредством творческой деятельности подростковзл

Выступление на педагогических чтениях

«ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО — ЗНАЧИМЫХ ИНИЦИАТИВ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПАВ»

Автор: Медикова С. В.

  Понятие «инициатива», «инициативность», рассматриваются в работах отечественных авторов как качественные характеристики личности, необходимый элемент процесса самореализации — способности личности к инициативе, самостоятельным общественным начинаниям, активности, предприимчивости (А.В. Волохов, И.И. Фришман).

  А понятие социальная инициатива  позволяет формировать такие ценности, как коллективизм и взаимную требовательность,  взаимовыручку и милосердие, доброту и ответственность, доверие и активность. И в этом смысле — социально- значимая инициатива всегда будет связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. А кто как ни подростки являются той социальной группой, которая имеет желание и способна активно включаться в реализацию социальных инициатив. Это объясняется тем, что подростковый возраст характеризуется активностью, системой мотивов, отношений, направленностью интересов, потребностями в становлении социальных ценностей. Именно готовность приносить пользу  людям, выбор и направленность инициативы определяет  ценностное самосознание подростка как гражданина.

Чаще развитие и поддержка социально-значимой деятельности реализуется в рамках молодёжных организаций, но вместе с тем она  не безынициативно в образовательных учреждениях разного типа при осуществлении воспитательного процесса.

Ведущая идея такого процесса состоит в том, что в центре нее находится личность воспитанника, готовая включиться и привнести  свой индивидуальный вклад в развитие общества. При этом содержание такого процесса необходимо наполнить ценностями духовной культуры, нравственностью, обеспечивая интеллектуальное, этическое, гражданское воспитание, культивируя в детской среде здоровый образ жизни и формируя у личности готовность к самостоятельной профессиональной и семейной жизни путем вовлечения в социально- значимую деятельность.

В данном контексте большое значение отводится профессиональным и личностным качествам педагогических работников, осуществляющих процесс воспитания в образовательном учреждении, так как именно они обеспечивают необходимые условия для  духовно-нравственного становления личности воспитанников, его самореализации. Такими условиями может быть наличие:

- атмосфера партнерских, дружеских отношений между подростками и взрослыми в процессе социально-инициативнойдеятельности;-  «ситуации успеха» подростков в процессе реализации социальных инициатив;- высокий уровень готовности подростковой группы к совместному осуществлению общественно значимых преобразований, проявляющейся  в устойчивой потребности, высоком уровне организованности и сплоченности;

- активная жизненная позиция  педагогов, осуществляющих вместе с детьми социально- инициативную деятельность;

 В настоящее время в реабилитационном центре «Ариадна» накоплен позитивный опыт реализации социальных инициатив по различным направлениям досуга, здорового образа жизни, патриотического, гражданского, духовного, художественно- эстетического и социального воспитания несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ.

 Одним из ярких примеров по включению подростков в социально — значимую деятельность является работа в сфере художественно — эстетической направленности, в частности вовлечение подростков в театральную деятельность.

   Через вовлечение воспитанников в театральную деятельность, которая характеризуется синтезом искусств (музыка, изобразительное искусство, литература и хореография),   происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний.   Воспитанник, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социально-значимой деятельности, участвуя в концертах и творческих выставках,  стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации. Приобретенный социальный опыт в показательных мероприятиях (концерты, конкурсы, театральные постановки) художественно- эстетического направления активизирует стремление подростков участвовать в коллективно-творческих делах и за пределами реабилитационного центра. Сопутствующими  стимулами при этом выступают «ситуации успеха» подростков,  радость индивидуального и совместного творческого  труда, стремление к воплощению своего и общего социально- значимого идеала в реальности.

В условиях   творческого  процесса,  каждый воспитанник имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до общественной ценностной потребности в социально-значимой деятельности. Это позволяет в полной мере осуществлять социализации и индивидуализации воспитания, как подростковой группы в целом, так и в частности каждого воспитанника к совместному и индивидуальному осуществлению общественно значимых преобразований.

Таким образом, организуя процесс воспитания в учреждении любого типа, не последнее место следует отводить поддержке и развитию социально- значимой деятельности подростков, учитывая их интересы и потребности. При этом необходимо создавать определенные условия для участия подростков в реализации социальных инициатив различной направленности, используя при этом как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы работы,  и тогда вполне можно рассчитывать на повышение качества воспитания,  социализации и творческого развития самой личности.

Итогом работы в сфере поддержки и развития социально-значимых инициатив посредством театральной (творческой) деятельности в центре «Ариадна» стали подготовленные и проведенные коллективно-творческие мероприятия:

2010/2011 гг

День знаний «Герои нашего времени»;

Праздничный концерт «Учитель, как гордо это слово звучит»;

Вечер встречи выпускников «Под крышей дома своего»;

Драматическая постановка «А зори здесь тихие…».

2011/2012 гг

Праздничный концерт «Учителей любимые глаза»;

Музыкальная сказка «Снегурушка»;

Праздничный вечер «Международный день женщин, влюблённых в защитников Отечества»;

Вечер встречи выпускников «Страница за страницей»;

Драматическая постановка «В апреле 45-го»;

Съемка фильма о жизни воспитанников в центре «Не повторяется такое никогда».

2012/2013 гг

День знаний «Новое поколение»;

Праздничный капустник «Кривое зеркало или с Днём Учителя»;

Музыкальная фантазия «Тайна слёз Снежной Королевы».

Список используемой литературы

1. Гиль С.С. Педагогика поддержки инициатив молодежи. -М.: Социальный проект, 2003.-192с.2. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий.- М.: Педагогическое общество России. 2000.-304с.

3. Организатору детского движения. Сборник документов и методических материалов/Сост. И.В. Руденко. Л.А. Муравьева- Самара, 2003-72с.

4. Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века.- М., 2003.-512с.

5. Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2-х частях/ Сост. и ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник.- Москва, 2000.-Часть I.-240с.

6. Тетерский С.В. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства: Монография.-М.: РЕГЛАНТ, 2003.- 214с.

7. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие: Изд. второе, переработанное и дополненное.- Красноярск: РИО КГПУ, 2002.-218с.

8. Интернет ресурсы.