Поддержка одаренных детей

Поддержка одаренных детей

Педагогическое сопровождение одарённых детей.

Само по себе использование термина «одаренность» традиционно вызывает много споров. Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция, основанная на сочетании трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивации, ориентированной на определенную задачу). Кстати, одним из важных отличий одаренных считают несбалансированность развития: опережение сверстников в интеллектуально-творческом плане часто может сочетаться у них со средним уровнем психосоциального или физического развития.

Развитие одаренности школьников возможно при реализации следующих условий: 1)своевременная диагностика возможностей;

2) адекватное содержание воспитания;

3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии;

4)психологическое и педагогическое сопровождение учащегося;

5) побудительная деятельность учителя.

Цель педагогического сопровождения: Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности

Задачи:

Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных и способных детей.

Развитие самостоятельного мышления.

Развитие речи, воображения, памяти, внимания обучающихся в процессе воспитания .

Развитие индивидуальных способностей в условиях творческих ситуаций.

При построении воспитательного процесса стоить учитывать 2 вида мотивации: 1.Социальную: поднять авторитет ребенка среди сверстников ( похвалить за усердие в работе, сделать запись в дневнике за хорошую работу и положительное отношение к ней.)

2.Содержательную: применение знаний и умений детей в нестандартных и творческих ситуациях (при подготовке к творческому делу, во время его проведения)

Образовательный продукт.

Образовательным продуктом при педагогическом (а в нашем случае воспитательном) сопровождении одаренных и способных детей могут быть следующие материалы: собственные тексты , стихи, сказки, живопись, исследовательский учебный проект, викторины, рекламные проспекты и другие материалы.

Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны (изготовлены) учащимися в ходе творческой деятельности.

При составлении плана на год классным руководителям необходимо уделять особое внимание поддержке одаренных детей (исходить из принципа: каждый ребенок от природы одарен по-своему). В план необходимо включать:

- Диагностику склонностей учащихся (оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей,

используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей);

- Участие детей в конкурсах различного уровня (школьные, районные, областные);

- Обсуждение на педагогическом совете (либо на заседании МО классных руководителей) темы «Личностные проблемы одарённого ребёнка и пути их преодоления» (по результатам диагностики);

- Создание портфолио одаренных детей;

- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей;

- Привлечение детей к участию в коллективных творческих делах, раскрывающих наиболее полно их способности.

- включение детей в работу дополнительного образования;

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому особое внимание нужно обращать ещё на 1 ступени обучения, чтобы не упустить зёрна таланта, которые могут без нашей помощи и не развиться. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных и творческих способностей.

Исходя из этого необходимо придерживаться следующих принципов работы с одарёнными детьми.

 - Индивидуализация воспитания  (наличие индивидуального плана воспитания учащихся – высший уровень).

— Принцип комфортности в любой деятельности.

- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

- Принцип добровольности.

Сегодня жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А это возможно при поддержке талантов и дарований, заложенных в ребёнке со стороны педагогов. Для того, чтобы эта поддержка состоялась на высоком уровне для сопровождения одаренного ребенка требуется «одаренный» педагог. Т.О. можно сделать вывод, что высокие способности наших детей — это тот плацдарм, на котором одаренность может базироваться. Но только при наличии терпеливого, внимательного и бережного педагога (классного руководителя) возможно развитие способностей ребенка. Талантливый классный руководитель – тот, кто обладает уникальным умением – увидеть и распознать юное дарование, поддержать и вдохновить его.