План работы по теме по самообразованию

План по самообразованию

Симоненко Ольги Михайловны, учителя математики МКОУ СОШ с. Малая Кема Тернейского района Приморского края, высшая категория

1.Анализ работы над темой самообразования

Образование: высшее, закончила в 1985 году Хабаровский политехнический институт по специальности инженер – строитель, в 2007 году Уссурийский государственный педагогический институт по специальности – информатика.

Квалификационная категория – высшая.

С 2008 года работаю над темой: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Формирование творческой инициативы учащихся».

Обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Стремилась создавать условия для личностно – ориентированного подхода в обучении учащихся. С целью развития познавательного интереса к изучению математики на уроках и во внеурочное время использовала факты истории математики. В своей практике применяла и применяю нестандартные виды уроков.

Нестандартные уроки – это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин.

Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Мною проводятся такие нестандартные уроки, как уроки-игры, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-состязания.

В результате работы над темой в период с 2008 по 2013 у.г.:

С помощью учащихся разработали и провели серию внеклассных мероприятий и обобщающих уроков с использованием исторического материала, помогающего в изучении отдельных тем

Подготовила учащихся, участвующих в проекте для одаренных детей «Алые паруса», выступивших с работами: «Геометрия бывает разная» (http://nsportal.ru/ap/ap/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/geometriya-byvaet-raznaya ), «Задачи на проценты (http://nsportal.ru/ap/ap/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/protsenty-v-nashey-zhizni ), «Метод интервалов» (http://nsportal.ru/ap/ap/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/metod-intervalov )

Неоднократно выступала на педагогических советах с темами, посвященными использованию информационных технологий в преподавании математики, электронно-образовательные ресурсы, использование межпредметных связей: математика – информатика, математика – черчение, математика — физика.

По результатам исследований, проведённых мною в двух классах по годовым оценкам в период с 2008 по 2012 год, заметно улучшилось качество знаний:

с 2008 (в 8 классе) года по 2012 год (11 класс) он вырос на 7%

с2008 (9 класс) по 2011 год (11 класс) процент качества стабильно составлял 50%

средний балл ЕГЭ в период с 2010 года по 2012 год выше среднего балла по краю.

2.Личный перспективный план по самообразованию на 2013-2014 учебный год

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно — коммуникативных технологий в области образования я ставлю перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы:

Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, формирование ключевых компетенций обучающихся по математике

Целевые установки:

Повышение профессионального уровня

Ведение активной подготовки к ЕГЭ

Осуществление предпрофильной и профильной подготовки школьников

Компьютеризация учебного процесса школьников

Задачи:

1. Усиление роли гражданской позиции уроков математики, как одного из условий подготовки школьников, использование материалов истории математики на уроках и во внеклассной работе

2. Реализация творческих возможностей учителя как основы успешной учебной деятельности учащихся.

3. Повышение влияния инновационных процессов на качество учебно-воспитательной работы по математике.

Работа над темой начата в 2008 году

Предполагается закончить работу над темой в 2014 году.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

Метод проектов — это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Модульная технология обучения и воспитания обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение и воспитание интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике: накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности.



Компьютерные технологии обучения  — совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью

Дифференциация обучения — обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:

Учебная исследовательская работа:

1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках математики и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов. (Темы представлены с учетом прикладной направленности курса математики в условиях профилизации образования)

Геометрические формы в искусстве

Графы и их применение в архитектуре.

Симметрия в природе.

Задачи механического происхождения. (Геометрия масс, экстремальные задачи)

Моделирование экологических процессов.

Вирусы и бактерии. (Геометрическая форма, расположение в пространстве, рост численности.)



Финансовая математика.

Чертежи, фигуры, линии и математические расчеты в кройке и шитье.

2. Принять участие в работе сетевых сообществ учителей – математиков.

3. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (материал скачать с Интернета и из методической литературы, использовать материалы сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

4. Продолжить изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета

Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.



Творческое сотрудничество с учителями по вопросам работы в программах: Графический редактор «Paint«, редактора электронных таблиц Microsoft Excel,Microsoft office Power Point

5. Участие в системе школьной методической работы:

Продолжить работу в качестве руководителя МО учителей физики, информатики и математики.

Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.

Установить творческое сотрудничество с учителями начальных классов по вопросам темы самообразования.

Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.

Участие в заседаниях МО района по математике, педагогических советах.

Практические выходы (доклады, рефераты) – на сетевых сообществах учителей — математиков, на занятиях школьного методического объединения, педагогические советы школы.

Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;

Взаимопроверка тетрадей, проведение срезовых контрольных работ 1 — 2 раза в год;

Результаты самообразования на указанном этапе

Повысить качество преподавания предмета до 70%.

Научиться работать в программе 3D See Builder.

На уроках алгебры и геометрии использовать мультимедийные пособия «Функции и графики», «Advanced Grapher», которые прекрасно иллюстрируют построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование  графиков, программу «Координатная плоскость», позволяющую тренировать умения расстановки точек на координатной плоскости, «1C Математический конструктор 3.0», при проведении уроков геометрии.

Научиться:

Использовать мультимедийные средства  при разработке комплексов учебно-методических материалов.

Определять в каком соотношении возможно включение различных мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом.

Видеть границу применимости мультимедиа вставок в документ, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы

Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.

Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям

создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на собственном сайте.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.

Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

Результаты работы над темой самообразования поместить на собственном сайте.

Обобщить опыт по исследуемой теме.

Литература по данной проблеме:

1.   Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

2.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000

3.   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. — с. 42.

4.   Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

5.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

6.   http://www.ioso.ru/distant/proiect/meth%20proiect/metod%20pro.htm

7.   http://www.iteach.ru/index/news.html

8. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.