Новые технологии обучения химии

Новые технологии обучения химии.

Задача обучения: на основе знания специфики педагогической технологии уметь применять технологию модульного обучения в организации учебного процесса по химии.

План изучения материала.

1.Специфика педагогической технологии.

2.Способы постановки целей.

3.Алгоритм подготовки учителя к работе в технологическом режиме.

4.Технология модульного обучения.

5.Принципы модульного обучения.

6.Модульная программа.

Тезисное изложение материала

1. Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, применяемых в каком — либо деле, мастерстве, исскустве.

Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.

2. Ключом к пониманию технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация учителя и ученика на четко определенные цели.

1) Определение целей через изучаемое содержание. Например, «изучить химические свойства кислорода».

2) Определение целей через деятельность учителя. Например, «ознакомить учащихся с природныи силикатами»

3) Постановка цели через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития ученика. Например,»формировать умения самостоятельно формулировать условия прямой и обратной расчетных задач».

4) Постановка цели через учебную деятельность учащихся. Например, «выполнение лабораторного опыта . Взаимодействие магния с водой».

Сторонники педагогической технологии отрицают вышеназванные способы постановки целей.

Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях ученика.

3. Подготовка учителя к работе включает:

- анализ учебных материалов (программ, учебников, дидактических материалов и др.) с целью выделения основного стержня будущего блока уроков;

- целеполагание и мотивирование изучаемого материала;

- планирование повторения — вводного, текущего, поддерживающего;

- структурирование и распределение нового материала по урокам;

- планирование результатов обучения в виде перечня ожидаемых на выходе знаний, умений, ценностных ориентаций и.т.д.;

- выбор адекватных форм, методов и средств обучения;

- конструирование системы заданий, отвечающих требованиям полноты, наличия ключевых знаний, возрастания трудности, целевой ориентации и целевой достаточности, связности;

- построение системы контроля — текущего и итогового;

- прогнозирование наиболее вероятных ошибок учеников, профилактических и коррекционных действий;

- написание плана блока уроков и планов отдельных уроков.

4. Название «Модульное обучение» связано с международным понятием «модуль», одно из значений которого — функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации.

Сущность его состоит в том, что обучающийся частично самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему программой, включающей в себя:

- целевой план действий;

- банк информации;

- методическое руководство по достижению поставленных целей.

5. Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими:

- принцип модульности;

- выделения из содержания обучения обособленных элементов;

- динамичности;

- гибкости;

- осознанной перспективы;

- разносторонности методического консультирования;

- паритетности.

6. Основное средство модульного обучения — модульная программа. Она состоит из отдельных модулей.

В модульной программе необходимо учитывать:

- целевое назначение информационного материала;

- сочетание комплексной, интегрирующих и частных дидактических целей;

- полноту учебного материала в модулях;

- относительную самостоятельность элементов модуля;

- реализацию обратной связи;

- оптимальную передачу информационного и методического материала.

Контроль знаний.

.

Литература.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989

Беспалов П.И. и др.Реализация индивидуального подхода в условиях модульного обучения // Химия в школе. — 1999. — №7

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М.: Знание, 1989

Криворучкина Л.В. Модульная система организации учебно — воспитательного процесса. — Оренбург: Изд — во ООИПКРО, 2001

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно — методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000

Павлова Н.Ф. Использование модульной технологии при изучении углубленного курса химии // Химия в школе. — 1998. — №6

Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998

Суртаева Н.Н.Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования // Химия в школе. — 1997. — №7

Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно — модульного обучения. — М.: Народное образование, 1996

Шамова Т.И., Перминова Л.М. Основы технологии модульного обучения // Химия в школе. — 1995. — №2.