Незваный гость

Незваный гость.

Цель: сплочение коллектива; развитие конструктивных навыков защиты психологического пространства; продолжать учить взаимовежливости,

Материалы и оборудование: ленты 1-1,5м длиной.

Ход занятия:

I.Разогрев.

1.Игра «Поздороваемся необычным образом». Закрыть глаза. Вытянуть правую руку. Каждый обязательно должен найти себе вторую ладошку и попытаться назвать человека, с которым здороваешься.

2.Игра «Косяк птиц». Ребята, большое количество птиц всегда летает в стае. Выстраиваясь в косяк. Вы, знаете как выглядит косяк? (дети отвечают). Представьте, что вы птицы (можно походить по кабинету). Вдруг вся стая собирается улетать в дальние теплые края, но при этом все птицы потеряли голос. Вы должны своей стаей собратья в косяк.

Дети выстраиваются в косяк молча, самостоятельно. Учитель наблюдает за действиями учеников. Данное упражнение показывает положение каждого ученика в классе и выявляет лидера или лидеров класса.

II. Основная часть занятия.

Вступительное слово учителя. Сегодня на занятии мы поговорим о ваших пространственных границах, об их нарушении, т.е. вторжении посторонних извне.

Беседа с учениками.

Ребята, как вы думаете, нужно ли охранять и беречь свое пространство, свои границы? Или можно кого угодно можно впускать в свой дом? (ответы учеников)

Как вы думаете, как будут защищать свой дом от незваных гостей собаки, медведи, муравьи, слоны, бабочки, кроты? (ответы учеников)

А как может защитить свое пространство от нежелательных вторжений человек? Например, кто-то хочет прийти к вам в гости. А вы не совсем хотите его видеть. Или кто-то хочет вас обнять, а вам этого не хочется. Или вам предлагают надеть нелюбимую одежду. Или одноклассник «калякает» в вашей тетради. Или мама решила навести порядок в вашей комнате без вашего согласия.

Что объединяет все эти ситуации? В них нарушаются наши границы: мы не хотим, а нас заставляют, не спрашивая нашего мнения. Как же быть в таких ситуациях? Как защитить свои границы, но и не обидеть человека? ( ответы учеников)

Давайте попробуем разыграть сценки, в которых один человек будет защищать свои границы, а другой — пытаться их нарушить:

Мама собирается убирать вашу комнату без вашего согласия.

Бабушка купила колючий свитер и хочет, чтобы вы его всегда носили.

Одноклассники «калякают» в вашей тетради.

Друг без спроса забирает себе домой вашу новую игру.

Ученики по желанию выходят в центр круга и проигрывают сценки.

Обсуждение.

Беседа с учениками.

Что было сложным, простым?

Что чувствовали во время игры?

Что в способах защиты границ пространства человека было похоже на защиту животных?

Какие небольшие способы защиты границ мы узнали?

Ответы учеников.

IV. Задание на неделю.

Понаблюдайте в течении недели за своим поведением и за тем. Нарушаете ли вы границы пространства вашего одноклассника, а может, нарушают вашу границу? Какая реакция одноклассника при нарушении границы его пространства и как реагируете вы на аналогичную ситуацию?

Ссылки:

Ольга Силина Игры – процедуры. // Школьный психолог,2011 № 7 (485)