Неживая природа зимой Урок

Тема: Неживая природа зимой.

Задачи: Совершенствовать знания учеников о характерных признаках зимы, о зимних явлениях в неживой природе;

Расширять знания детей о зимних природных явлениях;

Учить сравнивать, делать выводы;

Учить видеть прекрасное в окружающей природе;

Развивать речь воспитанников, логическое мышление, наблюдательность;

Воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: фланелеграф, дидактический материал для дыхания, раздаточный материал: иллюстрации с изображением времен года, видеофильм «Времена года», иллюстрации «Изморозь», «Иней», «Сосульки», сюжетная картинка «зимние забавы детей».

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

Какие изменения в неживой природе произошли осенью?

Как эти изменения повлияли на жизнь растений?

Какова связь между температурой воздуха, изменениями в жизни растений и жизнью диких животных?

Индивидуальная работа.

Работа с раздаточным материалом:

Выберите иллюстрации, на которых изображены признаки осени.

В тексте пропущены слова, подумайте и заполните пропуски.

Осенью солнце греет не так, как …. С каждым днем становится все …. Небо все чаще заволакивают …, … облака. Часто моросит …, … дождь, а иногда вместе с дождем идет …. Дует … ветер. Птицы собираются в … и улетают … края. На деревьях … листья.

Подчеркни осенние явления природы.

Радуга, град, дождь, роса, снег, туман, изморозь, иней, гроза, заморозки, снегопад.

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с признаками зимы в неживой природе. Будем учиться делать выводы, анализировать, правильно выражать свои мысли в речи. А чтобы достичь хороших результатов вы должны быть предельно внимательными, уметь слушать учителя и своих одноклассников ив случае необходимости придти на помощь.

Физкультминутка и логоминутка.

Вечер зимний в небе зимнем звезды синие зажег,

Ветви сыплют синий иней на подсиненный снежок.

(Короткий день, длинная ночь, резкое понижение температуры ночью, сильный холодный ветер).

В декабре продолжает понижаться температура воздуха, что связано с влиянием холодных ветров, которые дуют с Арктики. 22 декабря — это день зимнего солнцестояния. (Запись на доске и в тетради). В эти сутки самая длинная ночь и самый короткий день.

А в этой загадке, о каком месяце говорится?

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду-упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица, Повернулось солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

Январь в народе называют студень, ледень. Это коренной месяц зимы. В это время деревья надевают красивый наряд пушистой изморози.

(Иллюстрация «Дерево в изморози»), (Словарные слова вывешиваются на доску).

Изморозь чаще бывает при тумане, слабом ветре, низкой температуре. В холодном воздухе влага находится в виде мелких кристалликов. Коснувшись предмета, кристаллики задерживаются на нем. Невидимые для глаз человека, кристаллики льда возникают пушистой бахромой на тонких ветках деревьев как прямо из мороза, потому-то и назвали эти пушистые иголочки изморозью (из мороза).

Январь — самый холодный месяц в нашей области. Сибирские морозы во все времена были крутыми, а январские — их студеная вершина.

С каким зимним явлением познакомились?

А этот месяц в Древней Руси называли снежень, кружень — за колючие ветра, за лихие вьюги. Ветры в феврале холодом секут. Отсекает февраль зиму. Стареет зима, но еще лютует. Самая низкая температура воздуха в нашей области за последние 50 лет была зарегистрирована в Тисуле 5 февраля 2001 года — минус 53 градуса.

О каком месяце идет речь?

Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон. День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

Послушайте стихотворение, которое прочитает Шалмина Юля. Подумайте, о каком явлении неживой природы говорится в нем.

Буря мглою небо кроет, 1.1— руки вверх — в стороны; 2 — полуприсед, руки за голову; 3 — тоже, что и на счет 1; 4 — то же, что и на счет 2.

2. 1 — наклон вправо, руки вверх; 2 — выпрямиться; 3 — наклон влево, руки вверх; 4 — выпрямится.

3.1- поворот направо; 2 — поворот налево.

IV. Изучение нового материала.

Внимательно посмотрите фрагмент кинофильма «Времена года».

О каком времени года рассказывает автор в этом кинофильме?

Почему так решили?

Послушайте стихотворение. Устно нарисуй картину, которую представили при прослушивании.

Придет неслышными шагами, Незримой стужею дохнет

И, все вокруг покрыв снегами,

Вдруг всем нам уши надерет:

Зачем, мол, вы в такой мороз

Из дома высунули нос?

Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь построила она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера, реки.

(Иллюстрация «Зимой»),

О каких основных признаках говорится в стихотворении? (Снег, почва, реки, мороз).

Сколько календарных месяцев длится зима?

Постарайтесь отгадать загадку? О каком зимнем месяце идет речь?

Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни кого — всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем новый год.

(Названия месяцев прикрепляются на фланелеграф).

На доске слова: студень, снежень, зимовей, зазимник.

Как вы думаете, за что народ так называл декабрь? (За длительную стужу, лютые морозы).

Об этом месяце народ говорит: «тепло из глаз течет», т.е. мороз прошибает до слез.

Короток декабрьский день. Кажется, только миновал полдень, а уже ползут неумолимо серые сумерки. Вот уже и необычайно яркие в ледяном воздухе первые звезды вспыхнули на небосклоне, мороз к ночи начал крепчать. Тревожным шепотом прошумел резкий порыв ветра.

Вихри снежные крутя:

То, как зверь она завоет. То заплачет, как дитя…

Выполним упражнение, которое поможет вам ответить на вопрос. Упражнение с снежинками: сделали глубокий вдох и плавный длительный выдох на снежинки, губы в «трубочку».

Что произошло с снежинками?

Какое явление мы попытались изобразить?

Метель — выпадение снега при сильном ветре. Сухой, пушистый снег легко переносится ветром. Бывает, что и без снегопада сильный ветер поднимает тучи снежинок с земли, закружит, и не поймешь, то ли снег сверху, то ли с земли. Если разыгралась сильная метель да пошел снег и ветер такой, что на улицу не выйдешь, то это уже настоящая снежная буря. В разных местах ее называют по-разному: буран, пурга. Сквозь снежную пелену днем, как в густом тумане, ничего не видно. Такое «помутнение» воздуха от снежинок называют снежной мглой.

Какое есть еще название у погоды, когда летит снег по ветру? Вьюга.

А когда ветер подхватывает снег с одного места и переносит на другое.

Посмотрите, как точно народ назвал это природное явление летит по земле - поземка.

Итак, основной признак зимы — снег. Дополните запись:

Снег негопад, …, …, ….

Февраль — перелом зимы. В солнечный день снег на крышах тает — начинается капель. Натекая друг на друга и замерзая в холодном воздухе, капельки стаявшего снега образуют сосульки. (Иллюстрация).

Во время оттепели снег становится мокрый и липкий. Ночью намокший снег замерзает. На плотном снежном покрове образуется корка льда — гололедица.

Зарядка для глаз.

Занятия на офтальмологическом тренажере.

Закрепление.

Работа с экологическим букварем.

Наступила волшебница-зима. В воздухе кружатся легкие снежинки. На крышах домов лежит снег. Деревья стоят в снежном уборе. Снег укрыл землю снежным покрывалом. Ребята лепят снежную бабу.

Итог урока.

Прочитайте и выберите явления, характерные для неживой природы зимой.

Снегопад, дождь, туман, снег, ледоход, метель, половодье, иней, изморозь, сугробы, роса, гроза, гололедица, молния, вьюга.

Домашнее задание.

Прочитать текст учебника. Выделить зимние явления в неживой природе.

Нарисовать снежинку.