Нежелание учиться как не допустить и как преодолеть Педагогические размышления

Нежелание учиться: как не допустить и как преодолеть?

Педагогические размышления

Мосунова Лариса Васильевна,

преподаватель по классу фортепиано

МОУ ДОД «Школа искусств»

г. Новодвинск

В последние годы государство прилагает усилия по восстановлению позиций культуры в нашем обществе. В том числе и повышение статуса школ искусств, как первой ступени образования в сфере культуры. Обучение в школе искусств сопряжено со многими трудностями: много предметов, долгий срок обучения (не один год), невозможность помощи от родителей и родственников в подготовке домашних заданий, высокие требования к подготовке, предъявляемые на конкурсах — всё это приводит к снижению интереса к музыкальному образованию у большинства обучающихся. Эта статья представляет собой краткий экстракт моих размышлений, записок на полях рабочей тетради, сделанных за почти 40 лет педагогической деятельности в дополнительном образовании.

Педагог должен изначально правильно выстраивать свою работу: при поступлении важно объяснить не только ребёнку, но и родителям, что музыкальная школа — это серьёзное учебное заведение, где изучаются разные предметы, сдаются зачёты и экзамены, ведутся дневники и журналы успеваемости и по окончании выдаётся аттестат. Родители должны осознавать объём работы, который ляжет на их ребёнка, помимо обучения в обязательном общем образовании. Очень важно донести до родителей, что именно их отношение к музыкальной школе, к труду в целом, помощь, поддержка, уважение, психологический климат в семье определят успехи их ребёнка или его нежелание учиться. Нужно воспитывать родителей!

Нежелание учиться, как следствие неумения трудиться за инструментом. Нужно построить работу на уроке так, чтобы ученик увидел не только результат, но и понял, какие шаги ему надо сделать, чтобы достигнуть этого результата. Учить учиться!

На уроке выполнять большую часть работы. Особенно это касается анализа произведения. В этом вопросе родители вряд ли смогут грамотно помочь. Очень чётко формулировать домашнее задание, обозначать достижимую цель. На следующем уроке обязательно проверить выполнение.

Необходимо учитывать способности, возраст и срок обучения ученика при подборе репертуара. Немаловажным является и фактор личных предпочтений ребёнка. Предоставив ему некоторый выбор, можно существенно повысить интерес к изучаемому произведению и учению в целом.

Индивидуальное обучение предполагает очень тесный контакт педагога с ребёнком. Педагог становится почти, что членом семьи. Поэтому важно следить за психологическим климатом, окружающим ученика. Поддерживать связь с родителями и родственниками ученика, с классным руководителем общеобразовательной школы.

Порядок везде и всегда! Не только на рабочем месте, но и в мыслях. Порядок, последовательность требований позволяют поддерживать на уроках спокойную, доброжелательную, деловую атмосферу. Никогда не повышать на ученика голос! Никогда не унижать!

«Доброе слово и кошке приятно». Обязательно хвалить, поощрять ученика. Создавать на уроках ситуации, когда ребёнок достигает цели — ситуации успеха или получает положительные эмоции. Если в процессе работы над произведением возникает затруднение, которое ученик никак не может преодолеть, то полезно отвлечься, вернуться к чему-то вызывающему у него интерес. Это может быть ранее освоенное произведение, новое произведение любимого жанра или композитора…

Концертная деятельность — радость успеха! Сольные концерты — возможность продемонстрировать свои достижения друзьям, родным, одноклассникам. Посещать концерты других учащихся школы, артистов филармонии. Учить анализировать просмотренные выступления. Поощрять участие в концертах вне стен школы искусств: в СОШ, ДОЛ и пр.

Увлечённый педагог может увлечь за собой. Прежде всего, показать свою увлечённость музыкой, рассказывать о музыке, беседовать, играть.

Через весь процесс обучения проводить красной нитью мысль: любое начатое дело надо довести до конца. Чётко, последовательно, неукоснительно соблюдать этот принцип.

Успехов, вам, коллеги!