Нет я не Байрон Я другой анализ лирики М Ю Лермонтова

Открытый урок литературы в 7 классе

Тема: Лирика М.Ю. Лермонтова

Цель: проанализировать и подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения «Смерть поэта»

Задачи:

Усвоение знаний о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;

Знакомство со стихотворением «Смерть поэта»

Формирование умения анализировать произведение с точки зрения его жанра

Ход урока

Организационный момент урока

Объявление темы урока, целей, запись темы урока в тетрадь

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с поэтами 19 века и будем говорить о М.Ю. Лермонтове и его лирике.

Вступительное слово учителя.

- Может быть, кто-нибудь из вас вспомнит факты биографии этого поэта, названия его произведений?

Рассказ учителя биографии М.Ю. Лермонтова

Учащиеся в тетрадях составляют схему опорных слов рассказа

На доске:

Отец

Мать

Бабушка

Учёба

«Смерть поэта»

Кавказ

Дуэль

М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. В Москве. Детство провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Л. Отвечал ей большой искренней любовью.

Отец – Юрий Петрович Лермонтов – носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.

Мать – Марья Михайловна – происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817г. Мать Л. Умерла, Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, а Маленький Миша остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Ю.П. деньги и взяла обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.

Л. рос болезненные ребёнком, и Е.А. возила его на кавказский воды, которые совершенно исцелили мальчика.

Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно владел французским и немецким языками и подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828 г. В четвёртый класс.

Л. учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же поступает в Московский университет.

В 1832г. Из-за участия в бунте студентов против бездарного преподавателя Малова и трений с профессорами Л. был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург, где поступил в Школу гвардейский подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании Школы в 1834 г. М.Ю. Л. был произведён в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. Зимой 1837г., откликаясь на смерть А.С. Пушкина, М.Ю. написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.

Приписанные к нему 16 строк (начиная со слов «А вы, надменные потомки…») вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев.

Сражаясь в Чечне, Л. проявил себя как мужественный офицер, за что и был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость».

13 июля 1841 г. В Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Л., будучи в весёлом расположении духа, подшутил над своим одноклассником по Школе гвардейских подпрапорщиков Н.С. Мартыновым. Мартынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Л. принял вызов.

Доказательством тому, что Л. считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Л.

Дуэль состоялась 15 июля 1841 г. Поэт был убит. Его бабушка обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он покоится до сих пор.

— Итак, давайте сравним ваши записи в тетради со словами на доске.

Знакомство со стихотворением «Смерть поэта»

Слово учителя.

Невозможно представить рассказ о Л. без упоминания стихотворения, после написания которого поэт проснулся знаменитым. Это стихотворение — отклик на трагическую гибель Пушкина (Пушкин умер 29 января 1837 года) Л. был болен, когда до него дошла весть о роковой дуэли. О последних днях Пушкина он узнал от лечившего его доктора, который навещал тяжело раненного поэта. Первая часть стихотворения сохранилась в автографе, вторая его часть известна по копиям, в том числе по копии, приложенной к следственному делу «О непозволительных стихах, написанный корнетом лейб – гвардии гусарского полка Л., и о распространении оных губернским секретарём Раевским». Стихотворение разошлось во множестве списков (печатных машинок, ксероксов и т.д. тогда ещё не было); один из них, по свидетельству современников, был доставлен Николаю 1. Лермонтова и его друга – литератора и этнографа Святослава Афанасьевича Раевского, принимавшего участие в распространении стихов, арестовали и отдали под суд. 25 февраля 1837г. По высочайшему повелению был вынесен приговор: «Лейб – гвардии гусарского полка корнета Л. … перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк», и в марте Лермонтов отправляется в действующую армию на Кавказ, где в это время находился данный полк.

- Давайте вспомним, почему был убит А.С. Пушкин.

Постановка проблемного вопроса.

- Вы сейчас услышите это знаменитое стихотворение, ваша задача – представить себя в роли современников Лермонтова: в роли прогрессивно настроенной молодёжи и в роли царя и его приближённых – и ответить на вопрос, какие эмоции должно было вызвать данное стихотворение, почему реакция царя и его приближённых была столь жестокой.

3. Чтение стихотворения учителем.

4. Анализ стихотворения.

На сколько частей можно разделить это стихотворение?

Определите границы первой части,

прочитайте её про себя;

прочитайте , что о ней написано в учебнике;

прочитайте её вслух;

Как характеризует Поэта в 1 части Л.? Найдите слова, которые создают его облик.

Опишите облик убийцы Поэта словами автора стихотворения. Дайте свой комментарий к этим строкам.

Определите тему этой части.

Каким тоном написана эта часть?

Какие бы слова вы выделили, как ключевые, при чтении?

Определение границ второй части

Прочитайте её про себя;

Прочитайте, что написано о ней в учебнике;

Каким тоном написана эта часть;

Какой художественный приём использует автор? Для чего?

АНТИТЕЗА

Какие бы слова вы выделили, как ключевые, при чтении?

прочитайте её вслух;

Определение границ третьей части

Прочитайте её про себя;

Прочитайте, что написано о ней в учебнике;

Почему именно 3 часть, написанная позже, вызвала гнев властей?

Найдите наиболее резкие обличительные строки. Против кого они направлены?

Комментарий учителя

Обсуждение вопроса, поставленного перед чтением стихотворения.

Обобщение и контроль усвоения.

5. Письменный ответ на один из вопросов:

Как я понял стихотворение Лермонтова «Смерть поэта»?

Чем запомнилось стихотворение Лермонтова «Смерть поэта»?

Итог. – Что нового вы узнали на уроке?

Д/з. наизусть часть стихотворения.