Необходимые условия здоровья педагога

НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ — ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА

Вспомним основные задачи психологии здоровья:

сохранение, укрепление и развитие здоровья; повышение уровня психологической и коммуникативной культуры; определение путей и условий для самореализации. Согласимся с тем, что эти задачи не могут решаться одинаково для всех участников образовательного процесса. Способы укрепления здоровья и повышения коммуникативной культуры у 6-летнего первоклассника и 60-летней учительницы весьма отличаются друг от друга.

Особенностью профессиональной деятельности педагогов является то, что это один из наиболее напряженных видов социальной деятельности.

Профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего «повседневный» психический потенциал человека. Поданным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей. У этой группы педагогов выражены так называемые субъективные факторы напряженности педагогической деятельности, провоцирующие чрезмерную чувствительность к определенным профессиональным трудностям. Именно о таких людях писал Эрик Берн: «Все слышали о людях, у которых от беспокойств начинает болеть голова, отсюда распространенные выражения типа «Эта работа — сплошная головная боль!».

Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становятся подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Профессиональными заболеваниями учителей все чаще становятся гипертония, астма, язва желудка.

Перечисленные особенности учительского труда приобретают большое значение, когда мы говорим о том, что психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей. Исследования, проводимые в течение нескольких лет научно-методическим центром «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского, показали: в начальных классах у авторитарных педагогов учащиеся болеют достоверно чаще.

Причина имеет психосоматическую природу, так как утомленный психологическим давлением организм «с радостью» заболевает, предоставляя ученику долгожданную передышку. Мы знаем, как может испортить настроение, а то и довести до инфаркта грубый, несправедливый начальник. У взрослого человека всегда есть возможность изменить ситуацию, например, уволиться. У ребенка такой возможности нет. Значит — надо заболеть. Заметим, что равнодушие учителя, так же как и его агрессивные реакции, становится одной из причин школьного стресса детей.