Некрасов Крестьянские дети

Н.А. Некрасов. Крестьянские дети (6 класс).

Учитель: в родовом имении Некрасовых, в селе Грешнево, в 20 км от Ярославля сейчас располагается дом-музей поэта, где сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей. Все так же, как было в начале 19 века. Представьте, что вы выступаете в роли экскурсоводов. Расскажите, что вам известно о детстве поэта, о его матери, об отношении мальчика с крестьянскими ребятишками, о его любимых занятиях и увлечениях.(Выступления учащихся.) Учащийся: Самым сильным увлечением была охота. Однажды за день он 18 раз упал с лошади, зато больше никогда не боялся лошадей. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом. После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети».Чтение стихотворения. ( Актерское чтение.)

Анализ восприятия прочитанного

- Что привлекло детей в незнакомом человеке? Какие чувства испытывал автор к детям? Как это можно доказать?

-В начале стихотворения Н.А. Некрасов пишет:

Я детского глаза люблю выраженье, Его узнаю я всегда.

Я замер: коснулось души умиленье….

-Понятно ли вам, почему поэт почувствовал умиленье?

С чем он сравнивает детские глаза?

-Что детей привлекло в этом взрослом человеке? Какой вопрос их интересовал?

Какой приговор «изрекли» ребята?

   -С каким чувством и интонацией нужно читать разговор детей? Почему?

- Что вы узнали о крестьянских детях? Об их жизни?

-Что  вам понравилось? Что не понравилось? -Что заставило улыбнуться, а что –задуматься? - Какую иллюстрацию хотели бы вы нарисовать к  этому произведению и какой строчкой из него подписать?

-Скажите, пожалуйста, можно ли условно разделить прочитанное нами стихотворение на части? На какие?

Деление текста на части и составление плана.

1.Охотник рад возвращению в родную деревню.

2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.

3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.

4.Раздумья о детском труде.

5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.

6.Представление Фингала для деревенских зрителей.

7. Проза разлучает с крестьянскими детьми.

Анализ стихотворения по частям.

1.Каким настроением проникнута I часть?

2.Как определить, что автор доволен ночлегом? Как воспринимает окружающую обстановку? (радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей).

Автор видит не только природу, но и «вереницу вдоль щели внимательных глаз». Это вездесущие, любознательные деревенские ребятишки, заинтересовавшиеся необычным охотником.

3.Как вы думаете, как автор относится к крестьянским детям?

4.Как он сам об этом говорит? (растроган, нежность наполняет его, умиление. « Я детского глаза люблю выраженье..».)

5. Чтение по ролям отрывка (шёпот крестьянских детей.)

Вопрос: Какую оценку дали крестьянские ребятишки охотнику? Каким он им показался?

-Не понравился, боятся, смеются нал ним — ноги как жерди — приговор вынесли — … такому -то гусю…

- Крестьянским детям охотник не понятен, будто и барин спит в сарае, ездит на телеге с Гаврилой — вызывает настороженность и страх.

- Поэт слышит их разговор, но не обижается, а вновь высказывает свое отношение к детям. Почему?

- Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к следующей части.

Чтение вслух III части, IV части.

Ответом на вопрос будут все 3 части. ( вместе жил и хорошо знал, как трудно жить крестьянам, их детям, жалел, но крестьянский труд имеет и народную сторону.)

Теперь понятно отношение поэта, но может быть за то время, что они его рассматривали, изменилось как-то и отношение детей к охотнику. Прочитаем вслух последние две части.

-Можно ли доказать, что дети прониклись большим доверием к приезжему. Не боялись уже его. Им понравилось быть с ним рядом?

(Дети не убежали, они поняли, что он добрый, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать).

Работа над репродукцией картины В.Маковского «Игра в бабки».

Вопрос: Чем эта картина перекликается со стихотворением Некрасова «Крестьянские дети» ?

Художник , как и поэт, с большой любовью относится к детям. Они такие же разные, как и ребятишки из стихотворения. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего бросаются в глаза их смышленые лица, живые любознательные глаза. А это свидетельствует об уважении художника к крестьянским детям, о том, что он видел в простом мужике человека, личность со своим миром чувств, переживаний, мыслей. В этом близость картины со стихотворением, которая проникнута любовью к детям.