Некоторые приемы работы с текстом при подготовке к итоговой аттестации

В настоящее время на уроках русского языка и литературы все чаще становится востребованной работа с текстом. Это связано с подготовкой обучающихся к государственной итоговой аттестации, единому государственному экзамену. Научить учеников грамотно анализировать, интерпретировать текст – одна из важнейших задач учителя словесника. Третья часть экзаменационной работы как раз и проверяет практические речевые умения, навыки, дает представление о том, владеют ли ученики монологической речью, умеют ли отстаивать свою точку зрения, грамотно ли ее излагают. Поэтому на уроках стараюсь целенаправленно развивать речь учеников, умение рассуждать на заданную тему, приводить всевозможные способы аргументации, делать выводы.

Для развития речевых умений на уроках русского языка и литературы большую роль играет выбор текста: текст выбираю интересный и злободневный, чтобы при анализе этого текста плавно перейти к обсуждению социальных, нравственных и других важных вопросов. Требую, чтобы при таком обсуждении ученик умело оперировал доказательствами. Такая форма работы учит ребенка соотносить форму и содержание текста и использовать языковые явления текста в своей речи.

Работать с текстом начинаем с 5 класса. В 5 классе дети нарабатывают навыки работы, определяют тему, основную мысль, тип и стиль речи, признаки художественного стиля.

Например, такое задание: докажите, что предложенные группы предложений – тексты, определите их тип и стиль речи. Предлагаю им самим составить формулировку текста и доказать свою точку зрения.

Организую исследовательскую деятельность детей с помощью вопросов и заданий. Например,

 1) Прочитайте выразительно  текст. Понравился ли он вам? Чем?

 2) Как его можно озаглавить?  (на карточках названия текста нет).

Сравните свое название с  авторским. Какое точнее, удачнее? Почему?

 3) Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.

 4) Сравните два предложения:

Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.

Вот еще – лесная мышь!

- В каком предложении содержание передано  сжато, энергично? Какими средствами?

- Где решительно и резко опровергается суждение, высказанное собеседником?

- В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего к предмету разговора и к собеседнику?

Или такое задание: создать собственный текст на заданную тему. Доказать, что это текст, назвать основную мысль, тему( в 5 классе дети очень часто путают тему и идею текста или вообще не могут сформулировать) . Сл№1,2

В 6,7,8 классах расширяем представление о типах речи, стилях, жанрах литературных и публицистических, о средствах и способах связи предложений в тексте. Пробуем создавать более серьезные тексты как прозаические , так и поэтические разных жанров и типов.

Например, такое задание: восстановите порядок следования предложений, докажите, что получился текст, определите средства и способы связи в нем и, следуя логике развития мысли продолжите текст несколькими предложениями.

Другое подобное задание: составьте текст инструкции «Как правильно пользоваться кипятильником», «Как правильно работать с лобзиком». (чтобы детям интересно было создавать тексты, они должны быть связаны непосредственно с их жизнью, чтобы они знали, где они могут применить свои знания )

В 9 классе делаем упор на отработке навыков сжатия текста, умения создавать свой текст, отвечающий определенным требованиям, уместно использовать тип, стиль и жанр речи. В старших классах совершенствуем навыки и умения работы с текстом, пишем сочинения-рассуждения по поставленной проблеме.

Навыки работы с текстом в жизни пригодятся в любой ситуации: написать автобиографию, составить резюме, пройти собеседование, подготовиться к семинару, написать письмо. Часто на уроках использую такой прием эпистолярного жанра, как письмо литературному герою от собственного лица или от другого персонажа.

(показать несколько работ)

Такие работы помогают избегать шаблонности мышления, ученику не приходится обращаться за помощью к Интернету. Те дети, которые не любят писать сочинения-рассуждения по литературе, с интересом берутся за такие задания.

Какие приемы мне помогают на уроках при работе с текстом?

Сейчас наиболее современным методом при работе с текстом считается метод кластера, хотя все мы использовали такой метод и раньше, но называли его иначе, кто схемой, кто мозговым штурмом. Этот метод помогает графически собрать весь текст.

Например в тетради посередине листа пишем ключевое слово( если текст небольшой , пишем тезис текста), это центр текста, вокруг этого центра располагаем те слова или выражения, в которых заключена идея, важные образы, подходящие для темы. Эти слова соединяем линиями с ключевым понятием. У каждого понятия в свою очередь может появиться еще одна логическая цепочка. В итоге получается такая структура, которая схематически показывает текст.

Главное научить детей не бояться записывать все, что приходит на ум, постараться записать как можно больше таких связей, не следовать какому-то определенному плану. Чаще мы пользуемся таким методом на уроках литературы на первом уроке анализа произведения. Здесь такой метод срабатывает как мозговой штурм. Один мудрый человек сказал: «Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю». Когда ребенок использует кластер, он лучше понимает себя и то, что изучает.

Не секрет, что дети с трудом берутся за чтение классики. Но когда они отходят от шаблонов, у них появляется мотив, они по-своему интерпретируют содержание текста, им интересней читать и анализировать текст.

Сл №4,5,6 (примеры кластера).

Еще один прием «Двойной дневник», этот прием используем тогда, когда дома самостоятельно читают большой текст. С левой стороны записывается эпизод текста, который произвел впечатление, вызвал какие-то ассоциации с эпизодами из собственной жизни, или тот эпизод, который вызвал протест. С правой стороны – записываем свой комментарий: что меня заставило записать именно этот эпизод, какие мысли или вопросы возникли.

(показать сл №7)

Нравится детям такой прием: в течение некоторого времени прочитать текст , во время чтения карандашом подчеркнуть суть содержания(ключевые слова), поменяться с соседом по парте, посмотреть, что он выделил в качестве сути(ключевых слов).

Такие приемы помогают разобраться в авторской позиции, помогают увидеть проблему, идею текста. На уроках анализируем не только прозаические тексты, но и поэтические. В таких текстах легче увидеть изобразительно-выразительные средства языка. Часто использую «поэтические разминки», например:

-Вставьте пропущенные слова-рифмы. Назовите автора и название стихотворения. Кто вспомнил и расскажет его наизусть

-Прочитайте четверостишие об осени, зиме…дожде, солнце…

- Какие эпитеты пропущены? Восстановите авторский текст.

Такой прием активизирует мысль, оживляет урок, учит узнавать поэта по его слову, и увидеть, как автор или лирический герой выражает свое отношение к изображаемому, с помощью каких средств.

В 5-6 классах пробуем создать верлибр по заданному алгоритму с опорной лексикой.

( показать пример)

В старших классах пробуем более серьезный анализ поэтического текста интерпретацию поэтического текста.

(показать несколько работ)

В 10 классе на уроках литературы начинаем использовать такую схему-фиксацию:

произведение

проблемы

Позиция автора

Найти аргументы автора

«Война и мир»

Семьи

Истинный и ложный патриотизм

Проблема личности

в семье закладываются те духовные устои людей, которые определяют нравственный облик народа. Родители и дети здесь – единое  целое. Это единство помогло выжить в трудных условиях, стать полезными обществу, Родине.

Цель обеда есть питание и цель супружества — семья. Толстой

Составление таких схем помогает подготовиться к ЕГЭ, (так как в части С один аргумент должен быть из литературы .)

Положительные результаты приносит взаимопроверка сочинений – рассуждений детей в соответствии с критериями оценки ЕГЭ части С. Она позволяет увидеть сильные стороны и недостатки работ и нацелить учеников на правильные установки при выполнении подобного задания.

Чужие ошибки в построении текста сочинения дети видят, и постараются не допускать подобные ошибки сами.

Таким образом, подготовка к сочинению части С представляет собой комплексный анализ текста: и лингвистический, и речеведческий, и стилистический. Работая с текстом, мы закладываем основы для успешной сдачи экзамена по всем школьным предметам гуманитарного цикла. Закончить хочу словами известного американского писателя, корреспондента: «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился  при этом учиться»

Приложение

Интересные приемы работы с текстом

Интересные приемы работы с текстом

Интересные приемы работы с текстом