Некоторые аспекты подготовки хормейстера к разучиванию хорового произведения_36412

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Некоторые аспекты подготовки хормейстера к разучиванию хорового произведения»

Составитель: Понимасова О.В.

Работа над хоровым произведением — целостный процесс, который заключается в постепенном проникновении в художественный образ и исполнительском освоении его через первичное восприятие, техническое освоение воплощение, анализ и интерпретацию, исполнительского реализацию художественного замысла.

Изучение поэтического текста следует начинать с осознания его эмоционально-смыслового содержания. После общего знакомства с произведением, рассматриваются следующие вопросы:

1.эмоционально-смысловое содержание и средства его выражения;

2.исполнительские особенности и трудности;

3.учебные задачи; воспитательные (воспитание патриотических чувств, гуманности, любви к природе); образовательные, формирующие (навыки унисонного пения, двухголосия, четкой передачи пунктирного ритма и т.д.)

Необходимо продумать вступительную беседу о разучиваемом произведении (сведения) (сведения об авторах песни, содержании, характере), а также подобрать распевки на музыкальном материале разучиваемого произведения, которые необходимы, чтобы помочь освоить сложные элементы произведения.

Далее необходимо произвести вокально-хоровой анализ разучиваемого произведения.

Определить тип, вид хорового произведения.

После определения типа и вида хора выясняются диапазон и текстура хоровых партий.

Диапазоном называется полный звуковой объем голоса, т.е. расстояние от самого низкого до самого высокого звука. Необходимо определить диапазон каждой хоровой партии и определить его особенности.

Текстурой называют высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса, т.е. часть общего диапазона хоровой партии, наиболее часто используемая в данном произведении.

Необходимо определить какая текстура в произведении (высокая, низкая, средняя, удобная или неудобная для исполнения) текстура удобна, если высотное положение вокальной партии соответствует свободному красивому звучанию голоса. Если же в процессе исполнения голос продолжительное время напряженно, если художественно-выразительные и технические задачи в какой-то степени превышают естественные певческие возможности голоса на данном участке диапазона — текстура считается неудобной.

При анализе вокально-хоровых особенностей произведения необходимо обратить внимание на ладовую определенность мелодии, на интонирование, гармоническое окружение звуков мелодии, на интонирование ступеней гаммы в различных темпах, при разной текстуре и динамике: от данных конкретных ситуаций зависит точность интонирования мелодии, чистоты аккордовых созвучий.

Основными интонационными трудностями являются:

1.Интонирование мелодии в высоком регистре и подвижном темпе.

2.Поступенный ряд больших секунд.

3.Полутоновые интонации и хроматические последовательности.

4.Альтерирование ступеней.

5.Ряд кварто-квантовых скачков.

6.Исполнение увеличенных или уменьшенных интервалов и аккордов.

7.Отдельные выступления партий.

8.Исполнение органного пункта.

9.Внезапная смена тональностей.

10.Исполнениеэнгармонизмов; октавных унисонов.

К ритмическим трудностям относятся:

1.Исполнение борового произведения в смешанных или переменных размерах.

2.Смена группировки длительностей в такте.

3.Исполнение пунктирного ритма.

4.Затактовые шестнадцатые.

5.Исполнение триолей, синкоп, квинтолей.

К данным трудностям необходимо отнестись с особым внимание. Без правильного произношения слов невозможно понять смысл произведения, сформировать певческий звук и высотность созвучия.

Основными трудностями при работе над дикцией в хоре являются:

1.Правильное форматирование гласных.

2.Четкое и ясное произношение согласных.

3.Отнесение согласной, оканчивающей слог, к следующему слогу или к следующему слову при тесном смысле слов.

4.Интонирование звонкой согласной на высоте следующей за ней гласной.

5.Одновременное и четкое произношение согласных в конце слова.

6.Большое количество шипящих и свистящих звуков.

7.Сочетание в одном слове двух одинаковых или сходных по произношению гласных.

8.Многобуквенные слоги, например — солнце, сердце, поздно и т.д.

9.Несовпадение метрического акцента музыки и логического ударения слова.

10.Хоровыескороговорки.

Главное — выяснить дикционные трудности в хоровом произведении и найти конкретные пути их преодоления.

При разучивании текста произведения дирижеру необходимо следить за активной артикуляцией согласных и отношении шипящих и свистящих звуков к гласному.

Часто в произведении слово само регулирует,. а подчас и диктует интонационные и ритмические акценты.

Хорошая дикция подразумевает четкое , с соблюдением орфоэпических норм произведения согласных и гласных, культуру печи и соблюдение законов и правил логики речи.

Анализируя основные вокально-хоровые трудности произведения, следует остановиться на выработке глубокого, крепкого дыхания для каждого певца и цепного дыхания для хора. Работа над этим способствуют специальные вокальные упражнения, которые могут быть использованы на подготовительном этапе, непосредственно перед работой над произведением.

При работе над гармоническим строем необходимо чтобы певцы ясно слышали хоровой аккорд, что дает точно выверенный строй, который является источником гармоничности и красоты. Для выверенного интонирования певцы должны понять ладовое значение интервалов и петь, исходя из законов ладового тяготения ступеней.

Основной задачей исполнителя является создание целостного художественного образа.

В.И.Краснощеков говорил: «Целостность исполнения — результат совершенного выявления идеи произведения, охвата его художественной формы. В большей степени это зависит от осознания, ощущения единой непрерывной линии развития художественного образа.»

Дирижер должен суметь найти наиболее выразительное сочетание исполнительских средств, мобилизовать свои знания и навыки, необходимые для раскрытия авторского замысла, осуществить творческую переработку самых нотных знаков, установить меру использования дирижерских приемов.