Наука в современном обществе

8 класс

Тема: Наука в современном обществе

Цель: познакомиться с особенностями научных знаний, со сложившейся в современном обществе классификацией наук и основными элементами системы организации науки.

Основные понятия: наука.

Оборудование: учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбов, 2010 г.

Ход урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний по теме «Образование»

Рубрика «В классе и дома» стр.67

Проанализируйте данные высказывания. Чем суждения отличаются друг от друга?

«Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины» (Протагор).

«Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды» (Я.А. Коменский).

«Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н.И. Пирогов)

Изучение нового материала.

План:

Что такое наука?

Нравственные принципы труда учёного.

Возрастание роли современной науки.

Чем отличается духовная сфера от других сфер жизни общества?

Что входит в сферу духовной жизни?

Одним из элементов духовной сферы жизни общества является наука.. она возникла на заре истории человечества и существует и развивается вместе с развитием общества и человека.

Что же такое наука? Как вы думаете?

Наука - сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нём.

Наука – особая система знаний.

Наука – особый вид деятельности.

Наука – особая система общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ).

Научное знание по своей природе является систематизированным. Принято выделять несколько элементов современного научного знания:

Образование и наука в современном обществе

Дробление наук на самостоятельные дисциплины. Медицина имеет до 300 научных дисциплин.

Наука в современном обществе сложный план

В систему научного знания входят не только научные факты, доказанные и подтверждённые наблюдениями экспериментами, а также законы и теории, но и сами методы получения научных знаний – методы наблюдений расчётов и доказательств. Современная наука накопила массу информации об окружающем нас мире и о мире внутри нас. Эта информация обрабатывается и накапливается с помощью современных информационных технологий и сложной техники.

Особенность науки проявляются и в том, что она стремится объяснить мир, используя особый язык – формулы, символы, знаки, понятия и т.п. математика оперирует формулами, символами, понятиями и т.д. химия – условными знаками, обозначающими химическими элементами.

Далее рассказ об объединениях учёных.

Работа с учебником стр. 70 факты.

Лучшие учёные получают Нобелевскую премию. (основана с 1900 года)

Работа с учебником стр. 70 факты.

Нравственность принципы труда учёного заключатся в следующем:

Скрупулёзное следование истине, честность перед самим собой и своими коллегами.

Проблема последствий их работы. (некоторые изобретения приносят вред человечеству)

Работа с документом стр.71-72.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр.72-74.

В чём заключается роль науки для современного общества и человека.

Закрепление изученного материала.

Проверь себя стр. 74

Информация о домашнем задании.

Прочитать параграф 9.

Сообщения: Альфред Нобель и его премия. (1 человек)

Заполнить таблицу «Лауреаты Нобелевской премии».

Отрасль науки

Имя, фамилия учёного

За какие достижения они были удостоены награды.

Математика, литература, физиология, физика, экономика, медицина.