Научно-практическая конференция по литературе Литературные открытия поэтов Серебряного

Стафеева Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ « Вновь-Юрмытская СОШ»,

С.Вновь-Юрмытское, Талицкого района,

Свердловской области

Конспект научно-практической конференции по литературе

«Литературные открытия поэтов Серебряного века»

Научно-практическая конференция

11 класс

25 января 2012 года

Стафеева Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ « Вновь-Юрмытская СОШ»,

С.Вновь-Юрмытское, Талицкого района,

Свердловской области

Конспект научно-практической конференции

Тема конференции: «Литературные открытия поэтов Серебряного века»

Целевая аудитория: учащиеся 11 класса

Задачи конференции: раскрыть особенности основных направлений в поэзии Серебряного века;

заострить внимание на поисках нового языка, новых образов и идеалов в творчестве поэтов 20 века; развивать умение самостоятельно работать над решением проблемы; повысить интерес учащихся к идеалам Серебряного века; воспитывать любовь к поэзии.

Оборудование:

1.Стенд “Поэзия Серебряного века”;

2.Презентации учащихся:

1) Волковой Ольги

«Литературные открытия поэтов Серебряного века»:

1) Новаторство А.А.Блока в использовании выразительных средств(Волковой Ольги)

2) Шиховой Анастасии, «О символизме Андрея Белого».

3). Мурашкина Романа. «Акмеизм в жизни и творчестве Н.С.Гумилёва»;

4)Двинских Вячеслава «Эгофутуризм Игоря Северянина»;

5) Лютина Ивана «Имажинизм в творчестве С.Есенина».

6) Шиховой Анастасии «Особенности поэтики М.Цветаевой».

Стафеева Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ « Вновь-Юрмытская СОШ»,

С.Вновь-Юрмытское, Талицкого района,

Свердловской области

Структура конференции

№,№ слайдов

Содержание

1

Титульная страница

2

Задачи

3

Содержание

4

Конференция (Вступление)

5-90

Презентации учащихся

90-93

Заключение

94

Информационные источники

Стафеева Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ « Вновь-Юрмытская СОШ»,

С.Вновь-Юрмытское, Талицкого района,

Свердловской области

Научно-практическая конференция по литературе в 11 классе «Литературные открытия поэтов Серебряного века»

Эпиграфы: Искусство должно преображать жизнь.А. Скрябин

Богов иных померкнут лики, И обнажится всякая беда, Но то, что было истинно великим, Останется великим навсегда. Н. Тихонов

Ход урока

1.Орг. момент

2. Вступительное слово учителя.

Когда столетие клонится к закату, люди невольно оглядываются на его восход, хотят уяснить себе, чем же всё-таки был век “неслыханных перемен, невиданных мятежей”.

Говорят, искусство — лучшее зеркало эпохи. Что не передаст документ и не воспроизведёт историк, доносит до потомков художник: эмоциональный тон эпохи, её настроение. Начало прошлого века — истинная загадка истории.

Некоторые специалисты считают, что искусство начала 20 века мы знаем не больше, чем музыку позапрошлого столетия. Оценки потомков никогда не совпадали с самооценками деятелей эпохи, а трагически прекрасный 20 век, наверно, будет переосмысливаться, пока живо человечество. Приходит пора символического осмысления его начала.

Сегодня мы сделаем для себя новые открытия в области русской литературы. Это станет итогом изучения большой и очень интересной темы “Поэзия Серебряного века”.

Новая культура проявляется, прежде всего, в новом поэтическом слове. Двадцатые годы были высочайшей приливной волной русской поэзии, такого ”девятого вала” 20 век больше не знал. Ни с чем несравнимо это время и по разнообразию творческих индивидуальностей, и по уровню художественных ценностей, созданных в ту пору.

Невероятным кажется, что одновременно писали Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Игорь Северянин, Осип Мандельштам, Николай Клюев, Андрей Белый, Велимир Хлебников, Борис Пастернак,

Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов, Владислав Ходасевич, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Николай Рерих, Сергей Есенин и другие. Этот короткий литературный период просто неповторим. Николай Клюев назвал поэзию той поры “Человеческим садом”.

Замечательно поистине, что в последние десятилетия возвращены временем незаслуженно забытые или замалчиваемые имена.

Сейчас кажется невероятным, что Демьян Бедный был известнее Сергея Есенина.

Поэзия начала 20 века — это множество литературных школ, групп, течений. В чём же их суть? Давайте попробуем понять это, открыть для себя некоторые тайны. Ведь «Для кого всё в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником.

Искусство только там, где дерзновение за грань, где порывание за пределы познаваемого. В. Брюсов

3.Презентации учащихся по творчеству поэтов Серебряного века. Приложение 1.

План презентации «Литературные открытия поэтов Серебряного века»

1 Символизм

а) О символизме Андрея Белого.

(((Чтение наизусть стихотворения «Из окна вагона»

б) Новаторство А.А.Блока в использовании выразительных средств.

Чтение наизусть стихотворения «Незнакомка»

2.Акмеизм

Акмеизм в жизни и творчестве Н.С.Гумилёва.

Чтение наизусть стихотворения «Жираф»

3.Футуризм

Эгофутуризм Игоря Северянина.

Чтение наизусть стихотворения «Игорь Северянин»

4.Имажинизм

Имажинизм в творчестве С.Есенина.

Чтение наизусть стихотворения «Родина»

5.Поэты вне направлений

Особенности поэтики М.Цветаевой.

Исполнение романса «Мне нравится, что вы больны не мной…»

4. Дискуссия по представленным материалам.

Учащимся, представившим свои исследования, задаются вопросы, на которые они отвечают.

5. Итог урока.

Учитель. Литература Серебряного века прошла большой путь в очень короткий срок. Это удивительный пласт в истории русской и мировой художественной культуры. Искусство Серебряного века излучает свою энергию, свой свет и поныне. И мы, сегодняшние, родившиеся в 20, живущие в 21 веке, открываем его для себя, удивляемся, восхищаемся, начинаем понимать и любить. И я вам всем желаю этого — счастья открытия и познания поэзии, музыки, живописи Серебряного века.