Научно-методическая статья Инновационная технология проблемного обучения в современной

С.В.Каплевская, учитель истории и обществознания

МБОУ «Кощаковская СОШ» Пестречинского района Республики Татарстан

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично. В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках. Поэтому сегодня необходимо, на мой взгляд, вести работу в двух направлениях:

модернизация традиционного обучения;

использование инновационных образовательных приёмов и технологий, в частности проблемного обучения в школе.

Проблемное обучение истории в школе основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Ученики, при непосредственном участии учителя или самостоятельно, исследуют пути и способы их решения. С точки зрения М.И.Махмутова, проблемная ситуация является начальным моментом мышления, вызывающим познавательную потребность ученика. Сегодня проблемное обучение активно замещает объяснительно-иллюстративное, так как позволяет детям творчески изучать предмет. Это особенно актуально в современных условиях, когда в истории признаётся право на существование различных смыслов, оценок, трактовок событий. Элементы проблемности я использую почти на всех уроках. Перед изучением нового материала я ставлю интересные, неожиданные вопросы, на которые ученикам надо дать ответы в конце урока. На проблемных уроках, изучение содержания урока полностью проходит на поисковом уровне познавательной деятельности. Для учащихся готовлю изложение теоретических сведений в скрытой форме, опуская сущность фактов и их связей. Начиная изучение нового, я выдвигает проблему, даю учебный материал и ориентиры для ее решения, сопровождая объяснение вопросами и заданиями поискового характера. На основе вновь изучаемого учащиеся решают проблему, как правило, давно уже решенную наукой. Но ученикам надо ее «переоткрыть», например, почему русские князья, имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников, не устояли перед монгольским нашествием? Создаю ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например, почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола к пакту Молотова Риббентропа? Также создаю ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. Можно использовать парадоксальные и неожиданные факты, вызывающие удивление у ребят. Например, в 5 классе можно задать такой вопрос: «В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако, люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться»? Однако проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации. Основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами, технология «мозгового штурма».

Вот некоторые примеры проблемных задач по теме: «Эпоха Петра I”.

1. Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, наборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж для строительства флота. Многие говорили, что Петр не русский царь, иначе бы он не опустошал всю страну. Называли его антихристом. Было ли правильным осуждение крестьянами политики Петра I?

2. Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса?

Анализ исторического источника даёт большой простор учителю для формулирования проблемных вопросов.

1. «Можно ли считать речь У.Черчилля в Фултоне в марте 1946 года сигналом к началу «холодной войны»?

2. «Анализируя текст открытого письма А.Д.Сахарова Л.И.Брежневу (1980 год), связанного с вводом советских войск в Афганистан можно ли назвать позицию А.Д.Сахарова патриотической»?

Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков: 1. «Иван IV – тиран или реформатор?» 2. «Петр I – великий реформатор или разрушитель русской славянской цивилизации «3. «М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?».

Проблемная ситуация может быть определена и по фрагменту изучаемой темы:

1. «Революция: зло или благо?». 2. «Л.Корнилов: спаситель России, жертва, заговорщик, «марионетка» в чужих руках ?»

   Примеры проблемных ситуаций.

1. «Главные события, давшие XII веку название «бунташный», произошли при «тишайшем» правителе Алексее Михайловиче. Царь – «тишайший, а век – «бунташный». Есть ли здесь противоречия? А какие последствия имели бы народные волнения не будь царь «тишайшим»?»

2. «Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован. Почему?».

3. «Николай Второй часто повторял, что в связи с тем, что день его рождения приходится на день святого мученика Иовы, ему в жизни придется пройти через большое количество страданий. И на самом деле, его постоянно преследовали несчастья: Ходынской поле, революции, мировая война и т.д. Современники прозвали его Кровавым, а современное общество и церковь возвели его и его семью в ранг святых мучеников. Почему?».

4. «Известно, что промышленный переворот в Европе и развитие капиталистических отношений способствовали укреплению крепостных отношений в России. С другой стороны ,к концу XIX века казачество стало лояльным к власти ,и поэтому «пугачёвщина» была невозможной, а крестьянские волнения носили локальный характер. Почему же крепостное право было отменено?»

При организации проблемной ситуации, я использую следующие приемы: — знакомлю учеников с предположением о том, что событие развивалось иначе; — высказываю или зачитываю фрагмент документа, в котором есть неожиданный поворот на оценку событий (например «превентивный удар СССР»); — указываю на несоответствие оценки исторического деятеля или события; — показываю неопределенность в сущности исторических явлений; — знакомлю с опровержениями по случаю «Пакта о ненападении между Германией и СССР» в 1939 г. и другие.

Я считаю, что использование технологии проблемного обучения сегодня просто необходимо. Оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к самоанализу и саморазвитию.

Список литературы:

Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991 г.

Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975 г.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб.пособие. М.: Народное образование, 1998 г.