Научно-исследовательская работа Говоры Прибайкалья в Русских сказках Восточной сибири

Районная краеведческая конференция

«Земли моей лицо живое»

Научно-исследовательская работа

«Говоры жителей Прибайкалья в Русских сказках Восточной Сибири»

Выполнили: ученицы 8 А класса МБОУ СОШ №2

Васьковская Ксения

Твердунова Таня

Руков-ль: учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2

Г.Слюдянки

Гедрович Татьяна Викторовна

Цель работы: 1. Изучение языка народа Прибайкалья

2.Пробуждение интереса к живому слова сибиряка, бережному

отношению к нему

Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём

И.И.Срезневский «Мысли об истории русского языка»

В последнее время серьёзное внимание обращается на поиски эффективных путей обучения русскому языку. Мы считаем, что одним из таких эффективных путей является изучение культурно-исторического аспекта, а именно изучение языка народа того края, в котором ты живёшь. К сожалению ,не все ученики и учителя знают особенности своего края, данная работа способствует пониманию истории русского народа ( а именно Прибайкалья), старого быта и культуры.

Структура русского языка имеет несколько составных частей , или разновидностей. К их числу относятся прежде всего русский литературный язык и местные русские говоры. Говоры- это одна из форм народно-разговорной речи ,местный вариант, местная разновидность русского языка. В.И.Даль так отозвался о них: « Наши местные говоры- законные дети русского языка и образованы правильнее, вернее и краше, чем наш письменный жаргон».Местные языковые особенности могут проявляться не только в лексике(словаре), но и на других уровнях языка: произносительном( фонетика), употреблении тех или иных форм частей речи(морфология), построении словосочетаний и предложений( синтаксис).

В сёлах , посёлках и даже городах Прибайкалья и Забайкалья живёт много детей, обладающих удивительным даром. Они рассказывают сказки. И не только своим внукам и правнукам, но и учёным-фольклористам, записывающим сказки на свои диктофоны. Поэтому читатели сказок как будто слышат речь сказителей.

Мы прочитали и проанализировали Русские сказки Восточной Сибири-«Митя»,»Про охотника» ,»Кто ты?» и другие; выявили говоры и и и х особенности. Любые особенности выявляются путём сопоставления их с русским литературным языком.

Говоры жителей Прибайкалья

Фонетические особенности

Литературный вариант

Сяла красавица

назавтре

После мягких согласных в суффиксах и корнях слов

села

назавтра

А оне, эти братья,занимались делом

Гласный и реализуется в звуке е

они

поись

Утрата в конце слова согласного в сочетании СТ

поесть

Говоры жителей Прибайкалья

Морфологические

особенности

Литературный вариант

Глуху тайгу

Употребление стяжённых форм прилагательных

Глухую тайгу

Чо, тятьку видел?

Вопросительно-относительное местоимение что имеет в говорах форму чо

что

И Митя с имям

Местоимения 3 лица имеют одну форму для дательного, творительного и предложного падежа

С ними

Говоры жителей Прибайкалья

Синтаксические

особенности

Литературный вариант

Дескать, не сможешь

Широкое использование частиц в роли средства связи главных членов

Дак вот не хочет

Употребление частиц в роли скреп

К сожалению, одна из форм русской народно-разговорной речи-говоры утрачивается. Но мы считаем, что фиксировать народную речь в её современном состоянии крайне необходимо. Если не делать этого , то мы потеряем то, что скоро станет частью истории нашего рода ,его духовной и материальной культуры.

Выводы

1.Эффективный путь обучения русскому языку- изучение языка народа того края, в котором ты живёшь.

2. «Наши местные говоры- законные дети русского языка…(В.И.Даль)

3. Фиксировать народную речь крайне необходимо.

Предложения

1.Продолжить изучение говоров Иркутской области

2.Провести классные часы в школе с целью привлечения школьников к живому слову сибиряка, бережному отношению к нему.

Литература

1.Иркутский областной словарь(отв.ред.Сергеева Т.В., Иркутск ,2001 ( в 2 томах)

2.Соболевский А.И. Лекции по истории русского языка. Москва, 1975.