Научно-исследовательская деятельность в условиях политехнического колледжа

Организация научно-исследовательской деятельности в условиях политехнического колледжа

Дяденко Е.Г.

преподаватель английского языка

ГБОУ СПО МО Коломенский

политехнический колледж

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу. Ричард Олдингтон

Современное общество требует от выпускников колледжа новых личностных и профессиональных качеств, среди которых способность к приобретению новых знаний, ответственность за выполняемую работу, системное мышление, способность к анализу своей деятельности. Исходя из этого, можно сказать, что одним из основных направлений образования в политехническом колледже является исследовательская деятельность студентов. Сегодня обществу нужны самостоятельные, инициативные специалисты, которые постоянно совершенствуют свою личность и деятельность, так как они отличаются любознательностью, готовностью к обновлению знаний, высокой восприимчивостью. Они могут преодолеть практически любые возникающие трудности. Наличие у выпускников колледжа исследовательских качеств в дальнейшем может стать основой для их приобщения к научной работе, так как независимо от того, чем будет заниматься будущий специалист (работать по специальности или продолжать учебу в вузе), полученные навыки исследовательской работы положительно скажутся в профессиональной деятельности каждого студента.

Исследовательский подход в обучении не является новым явлением в сфере педагогики. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века. Сегодня исследовательский подход – это важное средство формирования у обучаемых научного мировоззрения, развития познавательнойсамостоятельности. Его сущность состоит во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания; в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности; в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей; в изменении характера взаимоотношений «преподаватель – студент – коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

В системе среднего профессионального образования исследовательская деятельность студентов является важным фактором совершенствования подготовки специалистов, который помогает решать задачи соединения науки и практики. Организация научно-исследовательской деятельности студентов политехнического колледжа является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно в научно-практических и творческих лабораториях, проблемных и исследовательских группах. В связи с этим весьма актуальной является научно-исследовательская деятельность в формировании личности студента, так как она привлекает уже в рамках образовательного процесса обучающихся к научным исследованиям и решению производственных, экономических и социальных задач; активно содействует овладению его участниками современных методов и технологий в области науки, техники, производства, методологией и практикой планирования, выбора оптимальных решений в современных условиях; развивает у студентов способности к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам; развивает способность использовать научные знания в быстро изменяющихся ситуациях, соответствовать требованиям профессиональной деятельности, научно обосновывать результаты собственного труда. Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов. Привлечение к научно-исследовательской деятельности студентов позволяет использовать их потенциал для решения актуальных проблем в различных отраслях науки и техники.

В Коломенском политехническом колледже исследовательская деятельность создается через проведение предметных недель; подготовку к олимпиадам различного уровня; подготовку к городским конкурсам «Лучший по профессии»; индивидуальную и групповую работу студентов по подготовке различных проектов.

Существует специальный проект «Специалист XXI века», помогающий студентам получить углубленные знания по интересующим их дисциплинам. Данный проект ставит перед собой следующие задачи: повышение компетентности студентов по вопросу профессиональной пригодности; воспитание уважительного отношения к собственному труду и труду других людей; углубление знаний студентов по вопросам истории отечественной промышленности и инновационные направления развития России; расширение кругозора студентов по специфике выбранной профессии. Основной целью проекта «Специалист XXI века» является расширение профессионально — ориентационной работы, среди студентов. Особенностью программы в системе СПО является тот факт, что студент, поступивший в среднее профессиональное учреждение, уже совершил первое самоопределение в выборе будущей профессии. Педагогам необходимо не столько помочь в самоопределении, сколько развить возникший профессиональный интерес, укрепить веру в себя и создать условия для личного роста студента. Профессионально — ориентационная работа в колледже представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному освоению профессии. Работа в плане профессионального становления позволяет молодому человеку осознать свой выбор профессии, наиболее полно соответствующей его возможностям и максимально соответствующей его способностям. При этом в процессе профессиональной ориентации должны в полной мере учитываться потребности рынка в определенных специальностях. Постоянно ведется работа над совершенствованием методики работы по данному направлению.

В политехническом колледже создано студенческое научное общество, «студенческая Дума», основной целью которого стало выявление и поддержка одаренных студентов, стремящихся совершенствовать свои знания в определенных областях науки, учебного предмета, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научной и исследовательской деятельности под руководством преподавателей. «Дума» решает следующие задачи: создание в колледже условий для укрепления и сохранения лучших традиций, направленных на воспитание у студентов активной гражданской позиции, основанной на уважении к правам и свободам человека, толерантности; формирование человека физически и духовно развитого, адаптированного к современным условиям жизни; формирование у студентов представлений о престижности выбранной профессии; повышение конкурентной способности выпускников на рынке труда; создание в колледже условий для раскрытия творческого потенциала каждого студента и формирования лидерских качеств; вовлечение студентов в спортивную, общественную жизнь группы и колледжа; участие в реализации программы профилактики суицидального поведения подростков; проекта «Профилактика ПАВ»; конкурса «Лучшая группа года»; вовлечение студенческого актива в работу со студентами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, или студентами, находящимися в социально-опасном положении, а также со студентами девиантного поведения.

Активизирована творческая деятельность и самих преподавателей: организуются различные обучающие семинары, где преподавателей знакомят с этапами, видами и формами исследовательской работы. Например, одним из таких семинаров является «Школа молодого педагога» — это элемент методической работы, объединяющий начинающих специалистов. Целью данного семинара является организация и создание условий для профессионального роста молодых педагогов. «Школа молодого педагога» создана для повышения профессионального мастерства, оказания помощи в выработке индивидуального стиля педагогической деятельности и самосовершенствования преподавателей. Задачами данного семинара являются: повышение уровня информационно-методологической культуры педагогов; оказание помощи в овладении методикой; формирование навыков проведения диагностики и самодиагностики. Заседания «Школы» проводятся один раз в месяц. Темы заседаний определяются возникающими трудностями в подготовке и организации различных типов уроков. Результатом работы данного семинара является создание учебно-методического комплекса по преподаваемым дисциплинам, а также повышение квалификации педагогов.

В настоящее время создается проект нового семинара – «Школа инноваций», где преподаватели будут делиться опытом внедрения новейших образовательных технологий.

В колледже регулярно проводится методическая учеба. Преподаватели проводят различные педагогические исследования, руководят творческой работой студентов. Исследовательская работа обучающихся в колледже может выполняться как индивидуально, так и коллективно. Формы работы определяются в соответствии с уровнем подготовки.

Исследовательская деятельность в Коломенском политехническом колледже ставит перед собой следующие цели: включить студентов в научно — исследовательскую деятельность; привить устойчивый интерес к саморазвитию, самообразованию, исследовательской и экспериментальной работе; сформировать коммуникативные навыки и умения работать в группе; сформировать новые профессиональные и личностные качества.

Современные  образовательные технологии требуют активного вовлечения  студента в учебный процесс, повышения его творчества и развития самостоятельности в овладении профессиональными знаниями. С этой целью в колледже активно используется мультимедийное оборудование.

Научно-исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность студентов – индивидуальную или групповую, которую обучаемые выполняют в течение определенного отрезка времени. Данная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение; если практическая — то конкретный результат.

Таким образом, научно — исследовательская работа студентов способствует более глубокому закреплению теоретических знаний, получаемых при изучении различных дисциплин, развивает требовательность к себе, точность в выполнении работы и научную активность обучающихся. Это не только их воспитывает, дисциплинирует, но и помогает адаптироваться в различных ситуациях.