Научно-исследовательская деятельность учащихся при изучении истории и теории изобразите

Тема доклада:

«Научно – исследовательская деятельность учащихся при изучении истории и теории изобразительного искусства на уроках»

Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача — помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

Иоганн Генрих Песталоции

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Важную роль в развитии и реализации творческих способностей школьников играет научно-исследовательская деятельность.

Цель моего доклада распространить и обобщить накопленный опыт в работе с детьми в научно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Выяснить какая роль в НИД отводится учителю и ученику;

Рассмотреть компетенции каждого;

Определить основные этапы, характерные для исследования в  научной сфере;

Показать практическое применение основных видов научно-исследовательской деятельности учащихся;

Рассмотреть структуру и требования к содержанию НИД;

Рассказать о результатах моей работы.

Методологией в данной работе являются статьи интернет ресурсов: сайт «Первое сентября»: «Формирование исследовательских навыков на уроках МХК» — статья» Цикуновой Ольги Юрьевны; доклад о научной – исследовательской деятельности Соколовской Надежды Владиславовны, г. Мегиона «Средняя общеобразовательная школа №2»; статья из журнала «Народное образование» — Ивочкиной Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. №3. С. 136-138.

Главная задача учителя – дать возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности.

При этом существует главное правило – никого принуждения и насилия над личностью ребёнка.

Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, ученики работают над научной литературой, защищают свои работы, выступают перед аудиторией.

Накопленный педагогический опыт показывает, что учителя, владеющие методами научно — исследовательской работы, ведут целенаправленную работу по развитию творческих способностей учащихся, моделируют в учебно — воспитательном процессе самостоятельные работы с элементами исследования.

Так какую же роль в НИД отводится учителю и ученику?

Ученик определяет цель деятельности — учитель в этом ему помогает;

Ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

Ученик экспериментирует – учитель раскрывает новые формы и методы эксперимента;

Ученик выбирает – учитель создает условия для проведения активности;

Ученик субъект — учитель – партнёр;

Ученик несёт ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

Необходимо учитывать возраст учащихся при отборе темы, методики исследования. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания.

Конечно, не у всех ребят, получается, работать над НИД т.к. ученик должен обладать определенными компетентностями:

Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия.

Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы:

– Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что.

Да и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:

Педагог должен сам быть творческой личностью.

заниматься самообразованием.

занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности.

Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося.

Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися.

Из этого вытекают основные этапы, характерные для исследования в  научной сфере:

постановку проблемы,

изучение теории,

подбор методик исследования и практическое овладение ими,

сбор собственного материала, его анализ и обобщение,

собственные выводы.

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, ее нормой.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования.

Последовательно собрать материал помогут карточки-задания или обычная тетрадь. Этот метод придумала и воплотила в НИ работах Учитель истории О.П. Ярмак в «Восточно-Европейский лицей» работа с 8классниками, а познакомила с этим методом накурсах повышения квалификации в САР ИПК и ПРО ведущий методист Аристархова Елена Владимировна.

В своей работе использую различные виды исследовательской деятельности,

Такие как проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Например, работа Бескровнова Вадима «Творчество И. Шишкина на картинах моей бабушки».

В работе Чернышова Коли «Творчество Василия Фимичева», ставиться проблема, узнать, чьё творчество саратовских художников стало известно, так как творчество Борисова-Мусатова, Петрова-Водкина и др. саратовских худ-ков. Изучив литературу по теме исследования, перед Колей была поставлена следующая задача – узнать в каких в музеях г. Саратова выставлялись или выставляются картины этого художника.

Описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления искусства.  Могут иметь элемент научной новизны. «Мозаики М. Ломоносова», «Говорящие» пословицы П. Бейгеля».

Аналитико-систематизирующие направленные на  наблюдение, анализ, синтез, систематизация изучаемых процессов и явлений; Бойкова Н. (Рассказываю о посещении музея народных художественных ремесел (г.Саратов, ул.Верхоянская, д.4 «А» и др.);

Изобретательно-рационализаторский вид, когда деятельности детей направлен на проектирование и создание новых технологий, например в архитектуре уроки в 8 классе по программе Б.М. Неменского.

Диагностико – прогностический вид, когда работа направлена на изучение, объяснение изучаемых явлений, процессов в будущем; так например самая первая и одновременно призовая работа Бутова Артёма (8 «Б» класс): «Стиль классицизм в советской архитектуре XXвека. Д\К «Россия» на 3-ёй Дачной» 2007 год. Н-П конференция «Эврика -8». Проблема исследования: выяснить, почему советские архитекторы активно применяли в современной архитектуре стиль классицизм?

Экспериментально-исследовательский вид и  проектно-поисковый вид НИД: направлены на подтверждение или опровержение результата на  поиск, разработку и защиту проекта, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Задачи практикума служат как иллюстрации какого-либо предмета искусства, сбор материала для анкетирования так, для работы «Абстракционизм в искусстве XX века» Лаврова Алина проводила анкетирования среди своих одноклассников, где выявлялся уровень понимания и знаний её одноклассников о картинах абстракционистов России нач. 20 века».

Какие требования предъявляют к написанию научной работы?

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:

наименование учебного заведения, где выполнена работа;

фамилию, имя и отчество автора;

тему научной работы;

фамилию, имя и отчество научного руководителя;

город и год.

Оглавление

Включает:

наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

Введение (вступление) (рекомендуемый объём до двух страниц)

Содержит:

оценку современного состояния решаемой проблемы;

обоснование необходимости проведения работы.

ПРОБЛЕМА

ТЕМА отражает характерные черты проблемы.

ОБЪЕКТ — это область деятельности.

ПРЕДМЕТ – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

ЦЕЛЬ соответствует теме исследования, формулируется кратко и точно.

ЗАДАЧИ — конкретизируют, систематизируют цель исследования, формируют собой теоретические и практические знания

Основная часть

(не более 10 страниц)

Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы.

Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке).

Подведем итоги моей работы:

Муниципальные конференции

«Эврика VIII -2008г.»,

«Эврика – IX-2009г.» (муниципальный статус)

2008

2009

4

Бутов Артём

8 «Б» кл.

3 место

«Мы – будущее XXI века»

(муниципальный статус)

2009

4

Бойкова Настя

6 «В» класс

1 место

«Твой первый шаг в науку» (муниципальный статус)

2009

4

Бойкова Настя

6 «В» класс

2 место

Региональные конференции

Фестиваль «Золотой ключик или путь к успеху» в СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Конференция «Молодежь и искусство»

2011

2

Кушнерева Юля

8 «В» класс

3 место

Областной фестиваль гуманитарной культуры «Радуга творчества». IV гуманитарная конференция «Язык. Культура. Человек».

2011

4

Кашина Света,

Кушнерева Юля

8 «В» класс

8 «В» класс

3 место

3 место

Международные конференции

Конференция в «СГАУ им. Н.И. Вавилова – открытая экспериментальная площадка для творческой молодежи Саратовской области» в рамках международной конференции по итогам научно-исследовательской и производственной работы студентов

2011

4

Соколова Лена

Чернышов Коля

Кашина Света,

Кушнерева Юля

8 «В» класс

8 «В» класс

8 «В» класс

8 «В» класс

Грамота

Грамота

Грамота

Грамота

Эврика 8» 2008г.

Эврика – IX-2009г.» (муниципальный статус)

«Мы – будущее XXI века»

2009г.

«Твой первый шаг в науку» 2009г.

«Молодежь и искусство» 2011

«Язык. Культура. Человек

к».

Конференция в «СГАУ им. Н.И. Вавилова

1

Павлов Слава

*

2

Бутов Артём

призёр

3

Чувашкина Алина

*

4

Смирнова Даша

*

5

Бойкова Настя

призёр

призёр

6

Чернышов Коля

*

*

*

^ призёр

7

Кушнерева Юля



Страницы: 1 | 2 | Весь текст