Научно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития творческого мышлен

Муниципальное образовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа №12”

Научно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития творческого мышления.

Работу выполнила:

учитель химии высшей категории

Граник Татьяна Юрьевна

г. Дзержинск, 2011

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….. 2

Исследовательская деятельность учащихся как фактор развития творческого мышления…………………………………………………………………………. 3

Особенности мышленияв подростковом возрасте и возможности его развития

в научно- исследовательской деятельности……………………………………… 5

3. Способы вовлечения учащихся в научно- исследовательскую деятельность.. 8

4. Литература………………………………………………………………………… 11

ВВЕДЕНИЕ.

Никакой человек в мире не родится готовым,

то есть вполне сформировавшимся,

но всякая его жизнь есть не что иное,

как беспрерывно движущееся развитие,

беспрестанное формирование..

 В.Г.Белинский.

Цели изучения каждой школьной дисциплины, в том числе химии, — не только формирование определенного багажа теоретических и фактических знаний, выработка необходимых практических навыков, но и постоянное развитие логического, творческого мышления. Современный человек должен сознательно владеть мыслительными операциями высокого уровня — логическим мышлением, умением сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать вывод, анализировать.

Современный курс химии перегружен большим количеством новых для учащихся понятий, требующих не простого запоминания, а понимания взаимосвязи между ними. Пробел в знаниях учащихся даже одного из понятий приводит порой к полной невозможности восприятия и осмысления материала. Всё это усугубляется низким уровнем развития общеучебных умений и навыков учащихся и увеличивающимся объемом учебного материала по предметам. Как результат- снижение интереса к предмету химия, низкая мотивация обучения. Чтобы избежать этого, учитель должен на первый план поставить задачу научить ученика мыслить. Для этого он должен помочь ему в овладении мыслительными приемами. Один из способов- вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. «Важным условием выживания и работы человека в информационном мире будут овладение методом научного познания мира или так называемого исследовательского стиля мышления. Это способ обработки любой информации и формирования выводов. Выделять факты из окружающего мира – будь то реклама, политические новости или сведения по специальности, анализировать факты и сопоставлять их – это должен уметь каждый человек в XXI веке независимо от выбранной профессии. Исследовательское мышление дает каждому человеку шанс на самореализацию» (1).

1.Исследовательская деятельность учащихся как фактор развития творческого мышления.

Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме. Помимо учебных целей и задач, мы в своей работе ставим перед учащимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности.

 В настоящее время становится всё более важным воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование. «Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одарённые дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

 Целью научно-исследовательской деятельности должны стать воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи: ·

- развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;

-развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;

-развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

-развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

-сформировать чувство ответственности за порученное дело;

-воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;

-привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Необходимо предоставить ребенку возможности практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности. Овладение исследовательским методом дает возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи. По мнению А.И. Савенкова «исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития».[2]

Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Важным фактором и является то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. В этом возрасте, когда происходит формирование мировоззрения обучающихся, для старшеклассников большое значение имеет система ценностей, которой придерживается человек.. Чему же учатся учителя и учащиеся в процессе совместного исследования? Ну, конечно же, сотрудничеству и сотворчеству, видению и постановке проблем, умению формулировать гипотезу и т.д. Регулярная работа педагога в научно-исследовательской деятельности способствует и совершенствованию профессиональных навыков у руководителей исследовательских работ. «Главный результат выполнения исследовательской задачи учащимися – образовательный, т.е. реализация методики, получение численного результата – это лишь способ глубокого освоения учащимися проблематики той области, в которой выполняется исследование. Просто зафиксировать и предоставить результат недостаточно – необходимо, чтобы учащийся, возможно, разносторонне осознал этот результат и выработал к нему собственное, личностное отношение».[3] Работа над исследовательскими проектами делает мышление учащихся раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса. Руководитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблем с исследовательской, творческой позиции.[4] В процессе исследования школьник выступает исполнителем разных социальных ролей. Прежде всего, он находится в тесном творческом и личном сотрудничестве с преподавателями ВУЗа, с учеными, что само по себе уже необычно. В процессе тренировочных выступлений обучающийся выступает в роли преподавателя. И наконец, на конференции, в роли исследователя – сообщает научному обществу о результатах своей творческой деятельности. На конференции, он имеет возможность сравнивать свои личные достижения с достижениями других школьников. Все это – компетентность в особой области знаний и интерес к ней, опыт творческой деятельности и саморегуляции, конкретные навыки и исполнение разных социальных ролей – все это формирует уникальный опыт школьника. Компетентность, интерес, творчество, саморегуляция, самопознание – мы видим, что исследовательская деятельность формирует именно те компоненты интеллекта человека, необходимые для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников. Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:

1. Ценностно-смысловая компетенция

2. Общекультурная компетенция

3. Учебно-познавательная

4. Информационная

5. Коммуникативная

6. Социально-трудовая

7. Личностная компетенция – самосовершенствование

Для исследовательской работы весьма важно сформировать у обучающихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.

 

2. Особенности мышленияв подростковом возрасте и возможности его развития в научно- исследовательской деятельности.

Обучение основам химии начинается в 8-м классе. По классификации возрастных периодов это конец подросткового периода (15 лет) и начало ранней юности. Вообще, подростковый период — чрезвычайно сложный этап психического развития, при характеристике которого следует иметь в виду ряд обстоятельств. С одной стороны, по уровню и особенностям своего психического развития подростки еще не полностью вышли с детства; из второго, — они уже стоят на пороге взрослой жизни, в их поведении реально выражается направленность на взрослые формы взаимоотношений и отношений.

Психологи отмечают (5), что важным психическим новообразованием подросткового возраста является развитие произвольности всех психических процессов, вызванный, прежде всего новыми, высшими требованиями к ним со стороны учебной деятельности. Подросток уже в состоянии самостоятельно организовывать свое внимание, память, мышление, воображение, в известной мере регулировать собственные эмоционально волевые процессы и тому подобное.

Внимание подростков развивается в связи с формированием у него умений учиться и работать, становясь в то же время одним из их компонентов. Производится умение сознательно направлять внимание на определенные объекты, длительное время на них сосредоточиваться, преодолевать отвлечение, переключать внимание на новые задания и распределять его, то есть формируются высшие произвольные формы внимания. Связаны такие изменения с общим психическим развитием подростка, в частности с развитием его мышления. Растет объем внимания, ее концентрация и стойкость. В то же время подросткам еще трудно руководить вниманием в условиях повышенных требований к себе, что предопределенно определенной импульсной, свойственной возрасту.

Растут возможности подростка сосредоточиваться на объектах, данных не только наглядно, но и мнимо, мысленно. Совершенствуется умение распределять и переключать внимание. Внимание становится более контролируемым, растут элементы самоконтроля и саморегуляции. Внимание подростков характеризуется не только тем, что растет ее объем и стойкость, но и специфической выборочностью. Развитие внимания в этом возрасте непосредственно связано с формированием настойчивости, а ее растущая произвольность является прямым проявлением волевой активности подростка.

Подростки начинают осознавать необходимость владения умениями учиться(6). Поэтому именно на этом этапе следует активизировать работу по развитию операций логического мышления, что возможно при организации исследовательской деятельности.

Восприятие все в большей степени начинает характеризоваться планомерностью и последовательностью. Систематическими становятся наблюдение, включая у себя умственные операции сопоставления, сравнения, обобщения и классификации воспринимаемых объектов.

Значительно растет объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысливания. Память подростков, как и их внимание, постепенно приобретает характер организованного, регулируемого и управляемого процесса. Быстро формируется смысловая логическая память. Именно в этом возрасте память развивается в направлении интеллектуализации. Растет число школьников, которые применяют приемы опосредствованного запоминания. Увеличивается число таких приемов, а их использование становится все более осознанным, произвольным и целеустремленным. В работах по психологии(6) подчеркивается, что существует прямая зависимость между использованием таких приемов и уровнем производительности запоминания и воссоздания материала. Процесс запоминания у подростков также сводиться к мышлению, установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим связям между понятиями и явлениями. При изучении химии подростки знакомятся с большим количеством информации, которую они должны запомнить. Для успешного обучения у них должна быть сформирована способность к запоминанию и воспроизведению материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.

Изменения в интеллектуальной сфере выражаются прежде всего в развитии способности к абстрактному мышлению, в изменении соотношений между конкретно образным и абстрактным мышлением в интересах последнего, в формировании понятийного мышление. Такое мышление (теоретическое, рефлексивное) характерно прежде всего для юношеского возраста, но начинает развиваться уже у младших подростков. Мышление приобретает способность производить гипотетически дедуктивные суждение (то есть способности строить логические рассуждения на основе выдвинутых гипотез). Развивается способность к умственным экспериментам, к мысленного решению задач на основе определенных допущений и тому подобное. Умение оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач — важнейшее достижение подростков в анализе действительности. В работах В.В Давыдова( 7) отмечается, что важная особенность этого возраста — формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Да, в процессе изучения основ наук подростки переходят от эмпирических обобщений к теоретическим понятиям . Именно поэтому следует вовлекать учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Именно такая деятельность развивает способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять смысловые части. Очень важно создавать и развивать у подростков установку на мышление и отыскание, выделение значительных и существенных связей и причинно-следственных зависимостей.Очень важной особенностью подросткового возраста является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Целесообразно стимулировать творческое мышление подростков, чаще ставить их перед необходимостью сравнивать различные объекты, находить в них сходство и различие, делать обобщения, выводы.

По мере формирования теоретического мышления подросток и юноша всё больше научается осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает особенно переходить от единичного через особенное к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них, от одного определения сущности ко всё более глубокому познанию действительности, к пониманию взаимосвязи её различных моментов, сторон её сущности. Точнее подросток, как и юноша не только и не столько всё глубже познаёт действительность, по мере того, как развивается его мышление, сколько его мышление всё более развивается, по мере того как углубляется его познавательное проникновение в действительность. Такое проникновение в действительность дает научно-исследовательская деятельность.

Все происходящие изменения в подростковом и юношеском возрасте в мышлении и степень развитости конкретных мыслительных операций определяют степень успешности ученика в школе, определяют его отношение к процессу и результату учебно-познавательной деятельности, формируют стиль мышления.

3. Способы вовлечения учащихся в научно- исследовательскую деятельность.

Как же увлечь школьников исследовательской деятельностью?

Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: предложить неожиданно сформулированное учебное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным.

В своей учебной деятельности я использую элементы новых педагогических технологий, которые активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к изучению и исследованию предмета. Это элементы технологии перспективно-опережающего обучения, кроме того на своих уроках мы применяем элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, т.к. основаны на прямом воздействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.

Для создания обстановки, способствующей полноценному мышлению, использую приемы технологии критического мышления и коллективного обучения. При таких способах обучения, когда работа организуется в малых группах, у учащихся вырабатываются такие важные умения, как: 

 Изучение материала самостоятельно, умение анализировать, сравнивать; 

умения получать и слушать информацию; поставить и сформулировать проблему;

осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку. Создание ситуации успешности, доброжелательной атмосферы на уроке, во внеклассной работе – все это помогает учащимся лучше усваивать материал. А частая смена видов деятельности на уроке, позволяет учащимся долго сохранять активность.

 Главными слагаемыми урока должны быть комфорт, творчество, развитие и формирование ключевых компетенций. Современный урок нельзя представить и без использования современных мультимедиа-технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив ученика и учителя: работа с электронными учебниками, электронными лабораторными работами. При использовании компьютера учащиеся получают намного больше возможности самостоятельного планирования экспериментов, их осуществления и анализа результатов по сравнению с реальными лабораторными работами.

С большим интересом учащиеся участвуют в реализации научно-исследовательских проектов по химии. Здесь самое важное ,как я считаю , правильно предложить тему исследования, чтобы она была понятна детям, доступна и актуальна. Так, за последние два года были реализованы следующие научно- исследовательские проекты:

1.Анализ атмосферных осадков г. Дзержинске. (Резяпова Регина)

Целью данной работы является:1) Проанализировать атмосферные осадки, выпадающие в городе Дзержинске в октябре-ноябре месяце 2009 года на кислотность и наличие в них анионов кислотных остатков. 2) Познакомиться с современными методами исследования атмосферных осадков.3) Проанализировать результаты проведенных исследований.

2.Обнаружение свинца в листьях растений древесных пород.( ШигоринаВика,Чирков Олег, Кучинский Даниил)

Целью данной работы является:

систематизировать источники загрязнения атмосферы свинцом;

оценить влияние свинца на здоровье населения;

установить пути поступления свинца в организм человека;

оценить экологическое состояние разных по интенсивности движения мест г. Дзержинская и сделать вывод о степени загрязненности атмосферы свинцом;

определить относительное содержание свинца в листьях растений, расположенных в разных точках города: у оживленных автотрасс, на каком-то удалении от них, вблизи химического производства, в экологически чистых местах, вдали от автотрасс. Для этого были выбраны следующие объекты:

предположить пути и мероприятия, снижающие уровень свинца в атмосфере.

Влияние жевательной резинки на организм человека. (Сердцева Валерия)Цель работы– понять, какое влияние жевательная резинка оказывает он организм человека? Есть ли в ней плюсы или минусы? Стоит ли запретить продажу жевательной резинки? Или наоборот приобщить человечество к употреблению жевательной резинки?

Задачи исследования:

Провести социологический опрос о б употреблении жевательной резинки учениками нашей школы.

•  определить какие химические вещества входят в состав жевательной резинки

•  используя специальную литературу, изучить влияние этих веществ на организм человека

•  провести химический эксперимент по обнаружению различных химических составляющих жевательной

4.Обнаружение витаминов в некоторых сортах чая.(Костюнин Алексей) Цель работы узнать: Действительно ли в чае много витаминов? Какие это витамины, каково их содержание в различных сортах чая? Какие по химической природе эти вещества? Какими химическими способами их можно обнаружить? На эти вопросы мы попытались ответить в этой работе. Для этого необходимо было решить следующие задачи:

Изучить соответствующую литературу

Провести химическое исследование образцов чая.

Сформулировать выводы о содержании витаминов в разных сортах чая.

5. ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В КРИМИНАЛИСТИКЕ”.(Сычев Валерий) Целью работы является:

Изучение литературы по использованию химических методов в криминалистике.

Проведение некоторых экспериментов, используемых экспертами- криминалистами в ходе расследования преступлений.

Все проекты были успешно реализованы и представлены на школьных конференциях и городской конференции «Старты в науку». Но самый важный результат- участники этих проектов собираются связать свою деятельность в будущем с химией.

Конечно, организация научно-исследовательской деятельности выявляет множество проблем, связанных с поиском и выбором темы, организацией работы, поиском источников информации, средств и т.д. Но, с другой стороны, достигаемый результат— развитие интеллектуальной и творчески развитой личности, профессионально ориентированной в жизни, умеющей ставить определенные цели и достигать их- требует того. Ведь в настоящее время мы и так наблюдаем падение интеллектуального потенциала общества, обнаруживая в общей массе населения возросшее число лиц со средним и низким уровнем интеллектуальных возможностей.

Литература.

1. Сергеева М.Г. Наука и образование в современном мире. Развитие исследовательской деятельности учащихся./методический сб. М., 2001 г – С.33

2.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2003.с203 3.Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. М., 2002, с.17 4. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся / Под ред. А.С. Обухова. М., 2001

5. Практикум по возрастной психологии под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., СПб, 2001.-236с.

6. Особенности обучения и психического развития школьников 13–17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Кругловой. М.: Педагогика, 1998.-192с.

7. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении, М.:Педагогическое общество России,2000.-с.480