Научное общество как одна из форм организации работы с одарёнными детьми

Научное общество как одна из форм организации работы с одарёнными детьми

Петрачковой Татьяны Григорьевны,

учитель английского языка

МБОУ «Лицей № 17»

г. Славгорода

[email protected]

Развитие системы работы с одаренной учащейся молодежью – одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы. Проект модернизации образования России предусматривает обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей.

Работа с одарёнными детьми в МБОУ «Лицей «17» г. Славгорода ведётся по авторской подпрограмме «Одарённые дети» которая является частью Комплексно — целевой программы развития образования учреждения. В декабре 2012 года завершилась реализация подпрограммы, рассчитанной на работу с одарёнными детьми лицея на период с 2008 по 2012 учебные годы. На педагогическом совете лицея утверждена новая подпрограмма на период 2013-2017 учебные годы. Целью подпрограммы является формирование системы работы с лицеистами через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями; обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования. Учащиеся объединены в научное общество «Поиск». Научное общество имеет Положение о лицейском научном обществе и Устав научного общества учащихся МБОУ «Лицей №17». Работа планируется на текущий учебный год. Членам общества вручаются удостоверения, свидетельствующие о принадлежности учащихся к сообществу исследователей. Научное общество имеет свою историю. НОУ занесено во Общероссийский реестр научных объединений при Общественной Малой Академии Наук «Интеллект будущего в 2010 году по итогам всероссийского конкурса научных объединений, г.Обнинск Об этом свидетельствует сертификат с регистрационным номером П-2010/48.

Работа в НОУ ведётся по 5 предметным направлениям: секция гуманитарных наук (русский язык и литература, история, обществознание, иностранные языки, искусство), секция точных наук (математика, информатика, физика, астрономия), секция естественных наук (химия, биология, краеведение, география, медицина), секция общих наук (социология, психология) и секция начальных классов. Научным обществом решаются следующие задачи:

готовить членов общества к самостоятельной исследовательской работе;

развивать познавательную активность и творческие способности;

знакомить с методами и приемами научного поиска;

учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу.

Содержанием работы с одарёнными детьми является:

разработка проектов исследований;

удовлетворение персонального спроса участников НОУ на изучение интересующих проблем;

участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях;

проведение научно-практических конференций в лицее;

заседания совета научного общества лицея;

встречи с учеными, сотрудниками архивов, музеев;

представление исследовательских работ на городском, краевом, всероссийском уровне и международном уровне;

создание банка данных об исследовательских работах членов НОУ, размещение информации по исследовательской работе на сайте лицея, в сети Интернет, в СМИ.

НОУ «Поиск» осуществляет свою деятельность в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом лицея. Практически каждый педагог занимается исследовательской деятельностью с учащимися и имеет удостоверение научного руководителя по программе «Будущее Алтая». Сотрудничество с высшими учебными заведениями (АГТУ, АГУ, г.Барнаул) помогает руководителям в работе с одарёнными детьми. Учащиеся информационно-технологического класса занимаются в Педагогическом университете при ТУСУР г.Томск.

Организован и проводится по плану курс юного исследователя, где учащиеся получают первые навыки исследовательской работы. Целью программы курса является знакомство учащихся с основными приёмами научно – исследовательской деятельности и получение начальных навыков проведения научного исследования; способствовать развитию мировоззренческого потенциала. Рабочая программа обеспечивает закрепление учащимися теоретических занятий на практических работах. Особенностью данной программы является то, что состав разновозрастной. Предполагается объединение детей разного возраста (5 – 11 класс), но с одним общим качеством – интерес к научным исследованиям. Программа курса составлена с учётом принципов системности, научности, доступности. На занятия отводится 34 часа (1 час в неделю). Новизна программы заключается в подходе – соединении основного, дополнительного и индивидуального обучения с практической и исследовательской деятельностью обучающихся. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах. Возрастает интерес к любым материалам по изучаемой проблеме, растёт качество и актуальность исследовательских работ, количество и качество использования информационных технологий. Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно-исследовательских конференциях. При выполнении научного исследования по данной программе ученик обучается работе с разными источниками информации: научная литература, СМИ, музеи, выставки и экспозиции, архивы, Интернет.

Большая часть работы отводится индивидуальным занятиям и консультациям, когда исследователем под руководством научного руководителя составляется программа действий, многократно обсуждаются и прорабатываются все её пункты. Исследователи лицея ежегодно участвуют в работе установочных сессий по программе «Будущее Алтая».

Значительно расширилась география и результативность участия в конкурсных мероприятиях в форме предметных турниров, олимпиад, чемпионатов, игровых конкурсов от городского уровня до международного. Непременное условие работы с одаренными детьми – активное участие в олимпиадном движении. На протяжении нескольких лет учащиеся лицея становятся победителями и призерами заочных Всероссийских олимпиад школьников. В 2012-2013 учебном году Никитин Кирилл, ученик 6 класса, стал победителем чемпионата по информатике на Российском уровне и был награждён медалью победителя. Медали (1 серебряную и 2 бронзовых) получили ученики 9 касса Мельниченко Артём, Круподёрова Инна и Кононенко Семён за победу во всероссийском чемпионате по английскому языку. Возросло количество победителей и призёров на краевом уровне по информатике, русскому языку, английскому языку, обществознанию, истории, математике в среднем и старшем звене. Отличные результаты показали в заочных предметных олимпиадах учащиеся начальных классов.

Третий год НОУ лицея принимает участие во всероссийской акции «VIVAT, Наука!». Она является завершающим этапом месячника Науки, который проходит в лицее ежегодно. В его программе предметные недели, конкурсные мероприятия, брейн-ринги, лицейские конференции по возрастным категориям. Отчёт отправляется в город Обнинск – центр программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Информационно-творческий коллективный проект юных исследователей «Мировые достижения науки» опубликован на сайте МАН «Интеллект будущего», г.Обнинск.

Сотрудничество с Малой Академией наук даёт неограниченные возможности учащимся проявить себя и развить свои творческие способности: научно-исследовательские конференции, проектная деятельность, конкурсные мероприятия, олимпиады развивают критическое мышление, способность к анализу.

В этом учебном 2012-2013 году исследователи лицея впервые имели опыт участие в межрегиональной конференции проектных и исследовательских работ (КИПР, г.Киров) в режиме on-line. От НОУ лицея было опубликовано 13 работ. Все работы имеют сертификат о публикации и 8 их них отмечены дипломом победителя. Учащиеся имели возможность не только представить свои работы, но и получить оценку за своё исследование от оппонентов, задать вопросы по работам, которые были опубликованы на сайте КИПР.

Следствием работы с одарёнными детьми являются достижения учащихся по разным направлениям. Высоких результатов ежегодно добиваются учащиеся лицея на всероссийском уровне в конкурсе научно-исследовательских работ «Шаги в науку» и «Юность. Наука. Культура» по программе МАН «Интеллект будущего»; «Земляне»,г.Астрахань, «Человек на земле», г.Москва. В копилке лицея имеется четыре медали Э.Галуа за победы в научно-исследовательских проектах «Первые шаги».

Учебное заведение является активным участником Всероссийского креативного конкурса «Познание и творчество». МБОУ «Лицей №17» занесён в список лучших учебных заведений, работающих по программе «Интеллектуально-творческий потенциал России». Педагоги имеют опыт и хорошие результаты в организации конкурсных мероприятий в этом направлении.

Отмечается высокая результативность участия исследователей в конкурсных мероприятиях: 10-12 учащихся ежегодно заносятся в Книгу «Ими гордится Россия» по программе «Интеллектуально-творческий потенциал России». Впервые в лицее в 2012-2013 учебном году Коновалова Анастасия, ученица 10 класса, стала победителем международного заочного конкурса исследовательских работ «Общественные науки». Её работа опубликована в сборнике научно-исследовательских работ «Проба пера». Корнейчук Татьяна, ученица 9 класса, получила диплом I степени на III межрегиональной научно-практической конференции учащихся и студентов «Первые шаги в науку – 2013» с международным участием. В апреле 2013 года три ученицы стали победителями в очной всероссийской научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура.» в г.Новосибирске, организованной Малой Академией Наук по программе «Интеллектуально-творческий потенциал России». Это Поликарпова Ксения, Функ Лилия (10 класс), Шульгина Дарья (11 класс). Щетинин Евгений получил Президентскую премию в размере 30 тысяч, став участником очной конференции научно-исследовательских работ в г.Обнинске. В 2011 году Дмитрий Фоменко, дипломант III степени XVII Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (МГТУ им.Баумана, г.Москва) был приглашён в США для участия в Международной выставке Intel ISEF.

Ежегодно выпускники, поступая в ВУЗы, используют наработанный материал, обучаясь по курсу, связанному с исследованиями в лицее. Они получают автоматические зачеты, применяя знания, умения, навыки, которые приобретают при работе над определёнными темами.

Для ребёнка важно, чтобы его работа была оценена и замечена. Заключительным этапом работы НОУ каждый год является торжественное заседание научного общества, где подводятся итоги работы за год, и происходит награждение победителей, на котором присутствуют и родители. В мае 2013 года по окончании сезона всех конкурсных мероприятий победители всероссийского и международного конкурсов «Медвежонок – языкознание для всех» и «Британский Бульдог» были приглашены на церемонию награждения за победу в конкурсах в г.Барнаул, где побывали дети и родители учащихся.

Результаты работы НОУ «Поиск» регулярно выставляются на сайте лицея и освещаются в местном СМИ, в сети Интернет. Лучшие исследовательские работы пополняют банк достижений НОУ лицея.