Научно- исследовательская деятельность в современном образовательном учреждении в услов

Министерство образования Саратовской области

гаОУ дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Выпускная работа на тему:

«Научно-исследовательская деятельность в современном образовательном учреждении в условиях модернизации образования»

выполнила Развина О.В.

преподаватель немецкого языка

I-ой квалификационной категории

ГОУ СПО «Саратовский техникум

строительных технологий

и сферы обслуживания»

Саратов

2012

В условиях модернизации российского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества общего и профессионального образования. А поскольку качество образования это цель, к которой должен стремиться педагог, то педагогическую деятельность необходимо рассматривать через универсальную схему любого вида деятельности: «Цель – Содержание – Средство – Результат.

Исследовательская деятельность учащихся – это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Таким образом, в условиях модернизации образования необходимо включение такого элемента, как исследовательская деятельность учащихся, который может помочь реализовать творческий потенциал педагогов и их учеников. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. Следовательно, цель организации исследовательской деятельности в условиях модернизации образования несколько иная. В первую очередь это создание условий для личностного развития, повышения общекультурного уровня учащихся.

Целью исследовательской деятельности учащихся является: приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности; развитие способности к исследовательскому типу мышления; активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний – самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

В современной педагогике выделяют три уровня реализации исследовательского обучения:1) педагогический работник ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, а само решение предстоит найти учащимся самостоятельно; 2) педагогический работник ставит проблему, но сам метод её решения ученик ищет самостоятельно (допускается возможность коллективного поиска); 3) постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно ;

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Выделяют следующие этапы исследования:

Этапы

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

I этап.

Начинание или

целеполагание,

подготовка.

Выявляют проблемы. Обсуждают задание.

Уточняют информацию.

Объясняет цели проекта. Мотивирует учащихся.

Наблюдает.

II этап.

Планирование.

Формируют задачи. Уточняют информацию.

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает.

Наблюдает.

III этап. Принятие решения. Исследование. Выбор методов проверки принятых решений.

Работают с информацией. Выполняют исследования.

Наблюдает. Консультирует.

IV этап.

Выполнение.

Оформляют проект. Выполняют исследование.

Работают над проектом.

Направляет процесс, если это необходимо.

Наблюдает.

V этап.

Оценка результатов.

Участвуют в коллективном самоанализе и самооценке.

Направляет процесс, если это необходимо. Наблюдает

VI этап.

Защита проекта.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективной оценке результатов проекта.

Специфика реализации исследовательских задач в современном образовательном учреждении.

Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях.

Для учащихся в начальной школе.

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1–2 неделями в режиме урочных и внеурочных занятий или 1–2 сдвоенными уроками. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Для учащихся в основной школе.

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.

Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы – близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Для учащихся в старшей школе.

Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности должно достигаться к концу 10 класса.

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или минигрупповые формы работы. Выполнение проектов или исследований в 11 (выпускном) классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Перспективно широкое использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.

Примерный план написания научно-исследовательской работы.

Введение.

Во введении автор обосновывает выбранную тему, коротко поясняет, в чём заключается его научный интерес, ставит цель работы. В этой главе автор раскрывает задачи, которые должны быть решены в этой работе, определяет пути их выполнения, даёт характеристику предмета исследования.

Обзор литературы.

Автор даёт краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описывает процессы или явления, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы.

Методики проведения экспериментальной или исследовательской части работы.

Подробное описание самой методики. Приводится список вопросов, которые были использованы для выполнения методик, приводится описание групп, участвовавших в исследовании.

Анализ исследовательских результатов.

В этой главе автор анализирует полученные в ходе эксперимента данные.

Выводы.

В этой главе автор делает собственные выводы по результатам данных, полученных в ходе эксперимента, сопоставляя их с теоретическим материалом третьей главы.

Завершает работу список использованной литературы.

Представленная научно-исследовательская работа должна выглядеть следующим образом:

титульный лист с названием секции, темы работы. Здесь же должны быть указаны фамилия автора, имя и класс, в котором он учится. На титульном листе должна быть указана фамилия руководителя научной работы и его должность;

текст работы должен быть пронумерован;

работа должна иметь оглавление;

основная часть работы должна иметь не менее 5-10 печатных листов (формат А-4);

если работа построена на исследовании, материалы исследования должны быть представлены после основной части;

работа должна быть снабжена списком использованной литературы;

к работе должна быть приложена рецензия научного руководителя.

Основные требования к представляемым для участия в конференции работам.

Чёткость и доступность изложения материала.

Соответствие темы работы её содержанию.

Актуальность и практическая значимость работы.

Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы.

Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме.

Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме.

Оформление научной работы.

Культура выступления на конференции.

Культура выступления на конференции.

Регламент выступления на секции – до 10 минут.

Регламент выступления на конференции – до 7 минут.

Выступление должно проходить чётко.

Работа может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы, фотографии).

В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих образовательных учреждениях успешно функционируют юношеские научно-исследовательские сообщества. Учебное исследование способно “осветлить” атмосферу уроков. Это тот стартовый этап, который предоставляет равные возможности всем учащимся включиться в исследовательскую деятельность.

В техникуме, где я преподаю немецкий язык, тоже ведется работа по данному направлению. Хочу поделиться с коллегами собственными опытом по организации проектной и исследовательской деятельности на уроках немецкого языка. Изучение иностранного языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. Часто возникают моменты, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом вполне может стать проектная и исследовательская работа. Учащимся, наконец, предоставляется реальная возможность использовать приобретённые языковые навыки в новых реальных ситуациях. За время работы юношеского научно-исследовательского сообщества моими студентами подготовлены 12 проектных работ по немецкому языку и 4 исследовательские работы: «История возникновения германизмов в русском языке», «Культуроведческий аспект при изучении фразеологических единиц немецкого языка», «Сленг современной немецкой молодежи», «Немецкие предприниматели Саратова на рубеже ХIХ-ХХ веков».

Проектные работы были посвящены истории развития немецкого костюма, кулинарным традициям немцев, праздникам и обычаям немцев Поволжья, достопримечательностям Германии. Работы по этим темам представлялись два года подряд, так как материал оказался не только очень интересным и познавательным, но и очень обширным. Поэтому основы работ, заложенные в проектах первого года, получили значительное расширение и обогатились систематизированными материалами второго года. При этом информационные материалы не повторялись . Для того, чтобы работа над проектами по страноведению Германии носила системный характер, была полноценной и плодотворной, мною была составлена программа спецкурса «История и культура Германии», которая успешно реализовывается на факультативных занятиях по немецкому языку. Цель данного спецкурса: расширение знаний учащихся по страноведению, знакомство с реалиями страны изучаемого языка.

При работе над проектами предполагается использование иноязычных источников, предпочтение отдается аутентичным материалам, хотя наряду с ними возможна и работа с источниками на родном языке. Проектную деятельность я и мои ученики осуществляем по следующей схеме:

МЕТОД ПРОЕКТОВ

ПРОБЛЕМА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

ПРОДУКТ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Для реализации поставленных проблем мной создаются педагогические условия, которые заключаются в сопровождении учащихся выбора своей образовательной траектории.

Первое условие, формирование дополнительного информационного ресурса, осуществляется через сотрудничество с библиотекой, а также через Интернет – ресурсы.

Второе условие, участие в научно-практических конференциях, конкурсах позволяет продемонстрировать значимость проектной и исследовательской деятельности в интеграции с другими предметами.

Проект, как известно, представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально — эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия, выпуск газеты, презентации и др.) Проектная деятельность так же немыслима без использование ИКТ. Применяя проектную методику как один из способов контроля в преподавании немецкого языка, мной отмечено, что чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектирования, т.к. они имеют признаки исследовательской и творческой деятельности.

Моя роль, как педагога, на разных этапах работы различна, главное вовремя оказать помощь, поддержать инициативу, проконсультировать, помочь в подборе литературы, не оказывая давления на самостоятельный процесс решения проблемы. Оценка проектной работы – нелёгкое дело. Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, чёткость презентации. Мы привыкли оценивать успехи ученика баллами. Но как оценить творческую деятельность? Имеем ли мы право, обмануть ожидание своих учеников, ведь они ждут положительных оценок, т.к. затратили много времени и сил? Я считаю, что в данном случае оценка вряд ли уместна, хотя вынуждена ее ставить. В данном случае оценивается не объем освоенной информации, а ее применение в деятельности для достижения цели, поэтому я считаю целесообразным использование следующего алгоритма оценивания работы.

Алгоритм оценивания проектов

ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Интеллектуальная деятельность

Творчество

Умение работать в команде

Практическая деятельность

Количество предлагаемых решений

Самооценка

Оценка

уч-ся

ОЦЕНКА ЗАЩИТЫ

Оформление

Представление

Ответы на вопросы учащихся

Ответы на вопросы учителя

Учащиеся

Учитель

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка. Проект также может являться является подготовительным этапом научно-исследовательской деятельности.

«Кулинарное путешествие в Германию» — это один из самых удачных проектов, который был подготовлен моими учащимися. Ещё в самом начале работы, когда вводится новая лексика, выполняются лексико-грамматические упражнения, направленные на развитие устной и письменной речи, был проведён подготовительный этап проектной работы, который включил в себя следующие аспекты:

1. Выдвижение и обсуждение проекта

2. Аргументирование

3. Формирование микрогрупп

4. Распределение задач

Каждая группа определила для себя, что именно будет включать в себя их совместная проектная работа; будут ли это доклады на заданную тему, красочно оформленные буклеты рецептов немецкой национальной кухни, инсценировки на тему “В ресторане”, “Подготовка к пикнику на природе”, “Встреча гостей из Германии” и т. д., статистические данные о гастрономических предпочтениях немцев, страноведческий материал о истории возникновения тех или иных блюд немецкой кухни, доклад о важнейших экспортных продуктах Германии, знаменитых брендах, таких как Haribo, Ritter – Sport – Schokolade.

Презентация проекта одной из групп была представлена в виде игровых заданий, которые были представлены на закрепление лексического материала по теме “Die Mahlzeit”. Необходимо было сгруппировать слова по рубрикам. Цель игры – написать наибольшее количество слов. Также учащимися была представлена игра «Tischlein, deckdich. Цель игры назвать блюда, которым отдаёт предпочтение каждый из членов группы. Третья игра называется «SpeisenABC». Участникам игры было предложено назвать как можно больше продуктов или блюд на каждую букву алфавита. Проект второй группы включил в себя тему “Im Restaurant”. Студенты представили красочно оформленное меню, разыграли диалоги: «Как пройти к ресторану», «Заказ блюд» и т.д., подготовили мини – сценки, спели песню. Интересно, что в действии принимали активное участие студенты других микрогрупп, исполняя роль «посетителей ресторана». Не менее интересным, на мой взгляд, оказался проект третей группы, который назывался “Was die Deutschen essen”. Он включил в себя сообщение и презентацию о гастрономических предпочтениях немцев. Учащимися была представлена ролевая игра, на основе статистических данных подготовлена и прокомментирована диаграмма. И, наконец, четвёртая группа подготовила доклад о знаменитых поварах Германии и представила рецепты традиционных немецких блюд. Также был представлен страноведческий материал по теме- рассказана легенда о возникновении кренделя, который является символом профессии пекаря. Данная проектная работа стала предпосылкой последующей исследовательской деятельности учащихся по данному направлению. Одна из моих студенток работает над темой «Германия питается «этно» — влияние турецкой национальной кухни», другую студентку заинтересовала тема «Традиции хлебопечения в Германии».

Таким образом, подводя итог необходимо отметить, что исследовательская деятельность учащихся выступает важным элементом технологии активного обучения. Учащийся должен получить не законченную сумму знаний, умений, навыков, а некую компетентность, которая позволила бы ему научиться познавать и самореализовываться в быстро меняющемся современном обществе. А в этом и заключена сущность инновационного обучения. Мою работу мне хочется завершить словами А. Н. Колмогорова, величайшего математика ХХ века: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Литература:

1. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе

– М.: Вербум-М, 2001.

2. Новиков А. М. Методология учебной деятельности.

– М.: Издательство «Эгвес», 2005.

3. Организация методической деятельности в профессиональных образовательных учреждениях. Методические рекомендации / Подготовлены Г. Е. Прохоровой. М.: Изд-во «Маршрут», 2005.

4.  Яковлева, Н О  Проектирование как педагогический феномен [Текст] / // Педагогика 2002 № 6

http ://www.issl.dnttm.ru/

http://www.subscribe.dnttm.ru/

http://www.konkurs.dnttm.ru/