Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста пе

(слайд 1- тема педсовета)

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Н.Толстой

Педагогический совет на тему

«Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя»

Оформление в актовом зале: стенд творческой группы педагогов проекта «Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся», стенд «Адреса передового опыта» («Научно – исследовательская деятельность как средство развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя»), творческие работы учащихся, выставка методической литературы по теме и др.

Ув. Коллеги! Мы начинаем наш педагогический совет по теме «Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя».

Цель которого: ориентация деятельности педагогического коллектива школы на реализацию Концепции модернизации российского образования через использование научно-исследовательской деятельности в обучении для развития личности школьника и роста профмастерства учителя.

Для того, чтобы достичь поставленной цели, мы должны решить следующие задачи: заслушать доклады заместителей директора по учебной работе С.В.Черкасовой «Место и роль научно – исследовательской деятельности учителя для его профессионального роста» и О.В. Райш «Научно – исследовательская деятельность как средство развития учебных навыков ученика», Филимоновой Н.И., заместителя директора по воспитательной работе «О результативности использования метода социальных проектов для воспитания активной жизненной позиции ученика».

В этих докладах найдут отражения основные направления работы нашей школы по научно – исследовательской деятельности как учителя, так и ученика. Нам представят опыт своей работы учителя – практики Кузьменко Н.А. «Организация научно – исследовательской деятельности на уроках в начальных классах», ВинокуроваР.Х. «Развитие исследовательской деятельности учащихся в средних и старших классах», Елбаева В.В. «Учебно-исследовательские проекты как средство развития ноосферного мышления школьников». Докладчики просят не более 10 минут. Затем мы пойдем на 10 минутный перерыв.

После перерыва продолжим практическую часть нашего педсовета в работе по секциям. Цель каждой секции представить в помощь учителю для его дальнейшей работы по научно – исследовательской деятельности памятку, алгоритм или краткое сообщение по своей теме. Темы секций следующие:

Секция учителей начальной школы – Разработка модели научно-исследовательского проекта «Мои первые шаги в науке» — Председатель Лазарева Л.А.

Секция объединяет учителей – предметников русского языка и литературы, иностранного языка – Технология научно-исследовательской деятельности на уроках — Председатель Давлетова А.Г.

В 3-ей секции работают учителя математики, физики – Моделирование учебных проектов – Председатель Абдурахманова Л.З.

В 4 –ой — учителя химии, биологии, технологии, физической культуры, истории, географии, ОБЖ, музыки – «Продуктивные формы организации исследовательской деятельности со школьниками» — Председатель Мануйлова С.Б.

Работа по секциям продлится 10 минут и по 2-3 минуты на выступления от каждой секции. Итого около 2 часов.

Во время работы педагогического совета действует «Пресс-центр», задача которого резюмировать выступления докладчиков с целью информационного обеспечения хода педсовета. В него вошли Кузнецова Г.В. и Еловикова Н.С.

Жалнина О.Н. в начале и в конце педсовета проведет диагностику настроения и рефлексию.

-Кто за данную повестку, прошу проголосовать. Кто «За»?«против«воздержавшиеся?»

Наш педсовет как обычно мы открываем выполнением решений предыдущего педсовета. Слово предоставляется Г.В.Кузнецовой.

(слайды 2,3,4- повестка)

Повестка педагогического совета.

Выполнение решений предыдущего педсовета № ___ от ______. (7 мин)

Первая часть (теоретическая):

2. «Место и роль научно – исследовательской деятельности учителя для его профессионального роста» – докладчик Черкасова С.В., заместитель директора по УР. (10 мин)

3. «Научно – исследовательская деятельность как средство развития учебных навыков ученика» — докладчик Райш О.В., заместитель директора по УР. (10 мин)

4. «Из опыта работы»:

- «Организация научно – исследовательской деятельности на уроках в начальных классах».

Кузьменко Н.А., учитель начальных классов (10 мин)

- «Развитие исследовательской деятельности учащихся в средних и старших классах».

ВинокуроваР.Х., учитель русского языка и литературы (10 мин)

- Организация учебной проектной деятельности на уроках истории и обществознания.

Валиева Л.А., учитель истории (10 мин)

5. «О результативности использования метода социальных проектов для воспитания активной жизненной позиции ученика» — докладчик Филимонова Н.И., заместитель директора по воспитательной работе. (10 мин)

Вторая часть: работа по секциям (10 мин)

1. Секция учителей начальной школы – Разработка модели научно-исследовательского проекта «Мои первые шаги в науке» — Председатель Лазарева Л.А.

Секция учителей – предметников (математики, физики) – Моделирование учебных проектов – Председатель Абдурахманова Л.З.

Секция учителей – предметников (русского языка и литературы, иностранного языка) – Технология научно-исследовательской деятельности на уроках — Председатель Давлетова А.Г.

Секция учителей – предметников (химии, биологии, технологии, физической культуры, истории, географии, ОБЖ, музыки) – Продуктивные формы организации исследовательской деятельности со школьниками. — Мануйлова С.Б.

Третья часть: Выступление представителей от каждой секции с результатами работы. (10-15 мин)

Четвертая часть: Принятие проекта решения. Кузнецова Г.В. (5 мин)

Пятая часть: Рефлексия работы педагог на педсовете. Жалнина О.Н. (2-4 мин)

Разное.

- Наверно каждый, из сидящих, в этом зале задавали себе вопросы «Чем же предопределена данная тема педсовета?», «Актуально ли она сегодня?», «На каком уровне находится эта работа в нашей школе?» и т.д.

- Чтобы ответить на эти и другие вопросы начнем с небольшого исследования. В школе проводилось анкетирование по данному направлению. Познакомимся с его результатами.

( слайды 5,6,7,8итоги анкетирования)

- На слайде Вы видите ответ на первый вопрос

Используете ли вы в работе с учащимися метод научно – исследовательской деятельности?

да — 94% нет — 6%

- Среди причин, что мешает Вам заниматься с учащимися научно – исследовательской деятельностью, учителя отмечают:

просто не хочу — 0% не знаю сам процесс работы – 3,1%

боюсь, что ученики не справятся – 12,5% боюсь, что не справлюсь сам – 3,1%

затруднились ответить – 19% ничего не мешает отмечают– 59,3%

– Среди проблем учителя выделяют:

творческое развитие ученика — 69%

профессионально – квалификационный рост учителя-исследователя — 19%

повышение статуса учебного заведения — 19%

возможность получить качественно новое знание (инновацию) – 34,3%

Среди трудностей по организации научно – исследовательской деятельности выделяют:

-отсутствие у учителя свободного времени — 53,1%

-не хватает знаний по организации научно – исследовательской деятельности, недостаток методической, научной, психолого – педагогической, специальной литературы — 19%

-большая загруженность учащихся – 21,8%

-нет трудностей – 12,5%

- Исходя из проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:

1. учителя признают, что в современных условиях развития современного общества научно – исследовательская деятельность является одной из направлений развития творческой личности учащегося.

2. научно – исследовательская деятельность помогает развиваться не только личности ученика, но и личности учителя.

3. учителя признают, что заниматься научно – исследовательской деятельностью с учащимися им мешает слабое владение методикой научного исследования, а также недостаток методической, научной, психологической, специальной литературой по данной теме, большая загруженность учащихся, отсутствие у учителя свободного времени.

«Место и роль научно – исследовательской деятельности учителя для его профессионального роста»

Сегодня процесс бурной информатизации общества требует реформирования системы образования. В новых условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально в современных условиях развития общества. Всему этому учит такое направление в обучении, как организация научно – исследовательской деятельности.

Иными словами научно – исследовательская деятельность является одной из видов интеллектуальной деятельности. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке.

Особое внимание в деятельности научно – исследовательской лаборатории уделяется учителю. При организации научно – исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Главная функция учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика.

(слайд 9)

Учебно – исследовательскую работу он организует с учащимися по двум направлениям:

- урочная учебно – исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, практические и лабораторные занятия, урочные внутришкольные проекты, творческие домашние задания, международные проекты и др.

- внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа; проектная работа по интересам; курсовые работы по предмету; учебно-исследовательские работы; научные работы; интеллектуальные марафоны; олимпиады; конференции.

Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя — научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

(слайд 10 — Роль педагога)

Роль педагога на этапах организации исследовательской деятельности различна.

I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.

II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.

На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.

(слайд 11- Требования к педагогу)

Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу:

- положительное отношение к ребенку;

- проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

- признание права личности быть непохожей на других;

- предоставление права на свободу выбора;

- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

- учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Руководство учебно – исследовательской деятельностью помогает творчески развиваться и самому педагогу.

Например, в процессе работы учитель может усовершенствовать методику исследования или обобщение результатов исследования и др.

Иными словами проектная культура учителя — составная часть его профессионально-педагогической культуры, совокупность «проектных» способов инновационного преобразования педагогической действительности на основе прогнозирования, планирования, конструирования и моделирования образовательно-воспитательных явлений, процессов и систем. Проектно-деятельностный уровень умений учителя сегодня определяет его профессионализм. Каков он в нашей школе? Ответ мы частично найдем из второй части анкеты.

По данным методической службы у нас каждый третий учитель в коллективе работает над своими какими-либо темами научно – исследовательской деятельности. А по каким уровням и видам эти исследовательские темы мы также выясняли из второй части анкеты.

(слайд 12Распределение исследовательских тем по видам)

- Познакомимся с его итогами второй части анкетирования, где выявлялись научные ценности собственных исследовательских работ учителя – профессионала. Помимо этого педагоги в анкете распределяли по видам свои исследовательские темы (если таковы имеются), учитывая уровень исследования и количество.

Анализ состояния данного вопроса показал, что научная ценность исследовательской работы учителей школы относительно не велика. Только 9,3 % наших учителей находятся на высоком, теоретико – метологическом уровне исследования, 25 % — на методическом, 21,8 % — на технологическом, 43%-затруднились ответить. Из видов деятельности 84% учителей предпочтение отдают поисково-исследовательской.

№ п/п

Виды исследовательской

деятельности

Уровни исследования

Внедренческо-

исследовательская деятельность

Поисково-

исследовательская деятельность

1

Методологический

9,3%

9,3%

2

Теоретический (в сфере педагогики)

12,5%

25%

3

Методический

25%

25%

4

Технологический

21,8%

25%

Определения:

Методологический уровень — Известный методолог педагогики В.В. Краевский, обобщая ее достижения в этой области, указывает, что «методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих … педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований»

В.И. Загвязинский считает, что педагогическая методология включает в себя: учение о структуре и функциях педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике; исходные, ключевые, фундаментальные социально-педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл; учение о способах использования добытых знаний для совершенствования практики; учение о логике и методах социально-педагогического поиска

Теоретический уровень внедренческо-исследовательской деятельности связан со сменой используемых педагогических теоретических положений и установок.

Методический уровень —

С точки зрения содержания, методическое обеспечение — это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Как вид деятельности, методическое обеспечение — это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности значит вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.

Технологический уровень внедренческо-исследовательской деятельности учителя связан с освоением и прямым внедрением какой-либо воспитательной или образовательной технологии взамен существующей, принятой.

Внедренческо- исследовательская деятельность носит приспособительный характер: заимствованные рекомендации, разработки, идеи адаптируются к конкретным условиям школы; как правило, это делается посредством интегрирования новаций в уже сложившуюся школьную практику, как части в целое. Внедрение этих новых идей идет постепенно. (ибо имеют место быть привычки, традиции, самое главное, учительское сознание и самосознание).

Поисково-исследовательская деятельность учителя – это инновационная деятельность, связанная с разработкой собственных идей, их обоснованием, изучением, доведением до уровня технологии.

- Полученные данные позволят корректировать содержание научно-исследовательских работ учителей в зависимости от их научных возможностей и степени готовности к исследованиям. Внесены будут коррективы и в план работы школы на следующий учебный год.

(слайд 13 — Качество обученности обучающихся)

Уважаемые коллеги, вы уже знаете, что по итогам городского мониторинга наша школа реализовала себя в данном направлении не полностью. И еще нами приняты определенные обязательства по повышению качества обученности обучающихся.

Одним из компонентов его повышения является преподавание учебного материала не менее 3% в форме урочной научно-исследовательской деятельности.

Для реализации планов, для совершенствования педмастерства учителя, на протяжении этого учебного года, у нас методической службой проводилась определенная работа:

Так в октябре, ноябре 2009 г. состоялись методические семинары по темам: «О внедрении современных образовательных технологий учителями школы», «Работа с одаренными детьми (формы, методы работы для развития исследовательских навыков одаренных детей)».

В октябре, декабре 2009г. прошли семинары для молодых учителей «Роль самообразования в повышении педагогического мастерства учителя», «О подготовке учащихся к научно – исследовательской конференции. Требования к учебному проекту», в январе — семинар – практикум «Освоение приемов проектирования, диагностирования управленческой деятельности при реализации целей урока». Проведена диагностика «Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива и условий школы для развития инновационной деятельности», в 3 четверти учителя делились опытом своей работы на открытых уроках и представили на выставке некоторые результаты своего труда.

Подводя итог, можно сказать, что занятия научно – исследовательской деятельности влияет на развитие личности педагога, позволяет создать условия для реализации самообразования и потребности к саморазвитию, активно участвовать в педагогическом образовательном пространстве школы и города, возможно республики, вырисовывается некий портрет современного специалиста, современного педагога, с его интегративной характеристикой, включающую гипотетическую и прогностическую способность движения в образовательном пространстве по собственной траектории развития в соответствии с личностными свойствами и на основе «живого» знания.

(слай 14 – доля)

Модернизация образования диктует нам, педагогам, необходимость продолжения работы по научно – исследовательской деятельности, умения грамотно моделировать самостоятельную исследовательскую деятельность.

Если эффективно будет развиваться научно – исследовательская деятельность, то и в школе будут развиваться такие составляющие педагогического процесса: как профессиональный состав педагогических кадров; развивающаяся материально – техническая база школы; сотрудничество с научными и общественными организациями не только нашего города, но и других городов.

Стратегия развития научного творчества в образовательном процессе органически соотносится с необходимостью совершенствования научно – исследовательской деятельности учащихся, о которой расскажут далее мои коллеги.

Слово предоставляется второму докладчику Райш О.В.

(«Научно – исследовательская деятельность как средство развития учебных навыков ученика»)

Спасибо за внимание!