Научная статья Урок литературы в системе модернизации школьного образования

Чуткина Н.Е.,

учитель русского языка и литературы.

Научная статья.

Урок литературы в системе модернизации школьного образования.

Современный период развития России четко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. В Концепции модернизации российского образования указывается, что развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Школа России обеспечивает учащихся необходимым багажом знаний (что подтверждается результатами различных исследований), но не всегда формирует умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций. Понятие «результаты образования» представлено в проекте нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и предполагает придание результатам образования социально и личностно значимого характера, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний, повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых, обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетеитностей в любой предметной области познания.

Образовательные результаты характеризуются нами как «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем, особенно жизненных проблем, связанных с адаптацией и дальнейшей социализацией учащихся. Современное развитие образования расширяет и углубляет понятие «результаты образования», характеризуя его как качественные изменения в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.

Модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенного объёма знаний, но и на развитие их личностей, познавательных и созидательных способностей. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Именно поэтому развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы считаю основополагающим. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие.

Сегодня мы много говорим о модернизации школьного образования, часто забывая, что это не абстрактное понятие, а будничная, конкретная работа. Каждый наш день — творческий поиск, решение вопросов: как сделать уроки и внеклассные мероприятия по-настоящему обучающими. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более качественной, эффективной?

Наверное, не случайно профессию педагога сравнивают с профессией актера. И дело тут не только в том, что, как и актер, учитель должен уметь установить контакт с людьми, заинтересовать их, увлечь. Как не бывает одинаковых спектаклей, так не может быть и похожих уроков. Педагог-новатор Е.Н. Ильин советует: «Не бойтесь быть артистичными. Мы себя не демонстрируем. Мы себя передаем. Урок — это социальность, публичность, человечность»

Почему так скучно бывает порой на уроках русской литературы, где, казалось бы, сама содержательная ткань — текст — должна радовать и удивлять?

Так грамотно все написано и обозначено в программах, так ясно поставлены цели литературного образования, а что-то недооценено учителем, ученики его не слышат, перестают читать книги, не пишут стихи.

К сожалению, в новых социокультурных условиях, в которых оказалось современное общество, когда «век расшатался», «порвалась связь времен» — разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, угрожающе деформируется личность молодого человека, часто не различающего, где добро и зло, красота и уродство, колоссальный нравственный и эстетический потенциал литературы остается невостребованным юным читателем в той мере, в какой это необходимо сегодня подрастающему поколению. Учителя сетуют на то, что книга вообще уходит из жизни современного школьника. Чтение рассматривается чаще всего как принудительное учебное занятие или как «развлекаловка» (с соответствующим выбором книг).

Как преодолеть эту беду, приобщить школьника к чтению, вернуть ему интерес к книге, объяснить, что без нее невозможно формирование личности; как научить слышать и понимать слово писателя, его думы, чаяния, надежды, сопереживать им и формировать собственную жизненную позицию? Это тем более сейчас необходимо, так как литература занимает, бесспорно, особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, речи, творческих сил, то есть играет важную роль в становлении эмоциональной, эстетической, нравственной культуры ученика. Поэтому во главу обучения литературе сейчас поставлено развитие личности ученика, тем более что литературное развитие — грань общего личностного развития человека.

Большое значение на современных уроках литературы сейчас приобретают необычные, творческие, нешаблонные уроки. Сюда входят уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-композиции, уроки-экскурсии, уроки игрового типа, пресс-конференции и многое другое. Любой урок, у которого есть что-то оригинальное, выдающееся, классифицируется как нестандартный. Найти такую нестандартность становится для многих учителей важнейшей задачей.

П.Ф. Каптерев разрабатывает теоретические основы урока, опираясь не только на самобытность русской трактовки проблем урока («глубокое уважение к личности ребенка»), но и на экспериментальное направление дидактики. В книге «Дидактические очерки» он излагает дидактические идеи, общие свойства педагогического метода, правила хорошего преподавания, отмечает свойства отдельного хорошего урока, которые и являются его дидактической системой: «урок должен быть интересным, организованным, чтобы обеспечить полное восприятие материала, основательную переработку его в сознании учащихся и отчетливое выражение его учениками в разнообразных формах; урок должен предоставлять упражнение не одной из основных задач преподавания литературы в школе является формирование у учащихся психологической культуры. Психологическая культура — это «личностное образование (система психологических предпосылок), обеспечивающее эффективное общение человека с другими людьми» (Чернилевский). только для ума, но и для воли каждого учащегося».

Важным условием формирования полноценных нравственно-психологических понятий и наполнения их конкретно-чувственным и аффективным содержанием является театрализация художественных текстов. Театрализация также является хорошим дидактическим средством формирования и коррекции, практических компонентов психологической культуры школьников: умения выражать состояние и характер героев, навыков психологического воздействия и др. В простейшей форме она может проходить в виде чтения по ролям.

В качестве предмета театрализации должны выступать наиболее адекватные по отношению к формируемым понятиям фрагменты текста, которые можно рассматривать как конкретные и типичные формы существования общего и абстрактного. Задача учителя здесь состоит в том, чтобы добиться от школьников психологически правильного выполнения ролевых действий по таким параметрам, как содержание, внешний облик, мимика, пантомимика, интонация и др. Понятно, что все возможные декорации и другая театральная атрибутика только усиливают формирующий эффект. Большое значение здесь имеют также групповое обсуждение и взаимная оценка игры.

Целью заключительного этапа работы над художественным произведением является выход за пределы его сюжета. Перед учащимися ставится задача на прогнозирование возможного и наиболее вероятного поведения героя в ситуациях, которые не представлены в произведении. Их может предлагать учитель или сами школьники. В содержательном плане они могут быть похожи на ситуации произведения или выходить далеко за его рамки, например, воспроизводить сюжеты современной жизни, быть реалистическими или фантастическими и т.д. При всем внешнем различии они, тем не менее, должны соответствовать психологической сущности героя. Поэтому его поведение в них будет не случайным, а закономерным проявлением своего внутреннего содержания, т.е. добрый будет вести себя как добрый, упрямый — как упрямый и т.д.

Адекватность подобных прогнозов возможна лишь при условии полноценного усвоения соответствующих нравственно-психологических понятий. Учебную работу на данном этапе рекомендуется проводить в форме письменных творческих заданий, типа сочинений-миниатюр с их последующим групповым обсуждением и оценкой. Они выполняют здесь две функции: формирующую (дальнейшее обобщение понятий) и контрольную (проверка уровня владения ими).

Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и восприятию произведений любого вида искусства. Это его целостность, активность и творческий характер.

Психологи, как отечественные, так и зарубежные (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, О.И. Никифорова, М. Арнаудов, Р. Арнхейм), особое внимание обращают на то, что восприятие не есть простое фотографирование, простой прием информации. Это активная деятельность, в которой огромную роль играют: положительная мотивация, потребность, интерес. Целью этой деятельности является создание адекватной картины окружающей человека действительности как данной ему непосредственно, так и в сознании авторов произведений искусства. Знание окружающего мира и овладение ценностями духовной культуры нужны каждому человеку не только сами по себе, а для практического пользования, для взаимодействия со средой и для удовлетворения своих потребностей.

В акте восприятия диалектически объединены: целое и части, анализ и синтез, чувственное и рациональное, эмоции и теоретические заключения, субъективное и объективное, репродуктивное и продуктивное. Когда речь идет о восприятии произведений искусства, то важно учитывать, что оно дает воспринимающему целостную картину мира, суждение писателя, художника об окружающей действительности.

Важно отметить, что своеобразие восприятия литературы на разных возрастных условиях имеет большое значение при раскрытии освещаемой проблемы.

На уроке литературы словесник должен учитывать тот факт, что школьника младшего возраста периода наивного реализма интересуют прежде всего отдельные яркие эпизоды, его суждения о поступках героев книг бывают категоричными, иногда односторонними, но эмоционально окрашенными.

Подростка в период нравственного эгоцентризма интересует человек как носитель определенных свойств личности. Проявляет интерес к моральным свойствам личности, становлению характера, мотивам поведения. Но не всегда умеет оценить личность литературного героя в целом, учесть и взвесить различные обстоятельства и мотивы его поведения. Так, например, складывается при чтении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», когда ученикам порой бывает сложно оценить личность Петра Гринева.

В юношеском возрасте в период философского осмысления жизни ребята проявляют интерес к сложному внутреннему миру героя, увеличивается стремление понять мировоззрение человека, сущность моральных свойств его личности. В этом возрасте формируется «жизненная перспектива» старшеклассников. Это и связано с философией осознания прочитанного. Примером может служить роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». На протяжении всего произведения мы можем наблюдать внутренние, душевные изменения главного героя, связанные с развитием его теории.

Поскольку в развитии человека проявляются общие и особенные качества, то учителю приходится большое внимание уделять тем особенностям, которые характеризуют индивидуальность, своеобразие черт личности отдельно взятого ученика.

Разрабатывая свою систему воспитания личности в коллективе, А.С. Макаренко писал: «Я увидел, что должна быть общая программа «стандартная» и индивидуальной корректив в ней».

Немаловажное значение имеют особенности психологии старшего школьника, его интерес к моральным свойствам личности, стремление дать оценку изображенному автором миру и героям, желание систематизировать впечатления от прочитанного, понять произведение как единое целое и вместе с тем свойственная ряду учащихся чрезмерная логизация в ущерб способности эмоционально воспринять текст.

В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия — воспитание духовно-нравственной личности. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека — это проблема, от решения которой зависит будущее страны. В каких бы неблагоприятных условиях ни находились учителя-филологи, каждый из них стремится внести посильный вклад в повышение эффективности литературного образования.

Литература как искусство построена на диалоге, в основе которого разные точки зрения на один предмет. Замечательно, если учитель проводит интегрированные уроки с искусством, историей, музыкой, факультативным курсом «Православие и русская культура», МХК. Это дает возможность расширить кругозор учащихся, рассматривать эти предметы не как стоящие особняком, а как единое культурное явление.

Урок был и остается основной формой обучения и воспитания школьников. У него есть организационные, методические, педагогические, психологические, гигиенические и в нашем случае литературоведческие аспекты. Отсюда своеобразность подготовки к уроку зависит от его типа и вида. Современная методика и практика выделяют несколько типов и множество видов уроков литературы. В основу их классификации кладется содержание литературного образования, методик проведения и этапы изучения произведений и тем. Взгляд на урок с современных позиций требует пересмотра традиционных типов форм организации занятий и их структуры. Все чаще предлагалось заменить традиционные уроки формами обучения, у которых нет строгой структуры, но они открывают простор для творческой фантазии учителя. Однако на практике это не привело к конкретным позитивным сдвигам в методике школьного обучения, поскольку на таких уроках нередко проявлялись хаотичность, бессистемность, несоответствие цели. При этом допускалось ошибочное понимание современной интерпретации урока. Хоть проблема заключается не в структуре, а в том, что между сущностью учебного познания и методическим Нетрадиционные формы обучения, в первую очередь, требуют поисков учителя с целью разнообразить формы урока. Любые поиски нужно приветствовать, только нужно не забывать, что поиски без издержек бывают редко. инструментарием урока должна быть точность, соотнесенная с целью обучения.

Как привить детям любовь к литературе? Как помочь проникнуть в замысел поэта, ощутить всю красоту и обаяние художественного слова? Все инновационные подходы к изучению литературного произведения, все приёмы организации урока, все новые средства обучения должны способствовать формированию и развитию литературно развитой личности.

Вопросу использования Интернета в школе уже несколько лет уделяют внимание специалисты самого разного уровня. Все они единодушно сходятся во мнении, что Интернет стимулирует процесс развития интеллектуальных способностей и самостоятельного критического мышления учащихся, предоставляя массу дополнительной информации. В то же время отмечается, что Интернет является лишь средством в учебном процессе и использование Интернет-технологий должно полностью контролироваться учителем,

Каждый из этапов изучения литературной темы имеет различные цели и задачи, которыми и определяется отбор материала, позволяющего их реализовать. Знакомство с исторической эпохой требует широкого привлечения документальных материалов, характеризующих определенный временной период. Изучение биографии писателя связано с литературными экскурсиями, связанными с жизнью и творческой деятельностью писателя или поэта. Атмосферу жизни писателя передадут фотографии его самого, родных, друзей и современников. Чтение и анализ художественного произведения окажутся более эффективными, если ученики сумеют заглянуть в творческую лабораторию писателя, услышат фрагменты текстов в исполнении лучших мастеров художественного слова. Звуковое сопровождение может быть представлено тематически близкими музыкальными произведениями.

Программой предусмотрены темы, ориентированные на изучение литературы во взаимодействии со смежными видами искусств: изобразительным, сценическим, музыкальным и т.д. В презентации включаются отрывки художественных произведений, репродукции тематически близких картин, иллюстрации, фотографии, сцены из спектаклей и кинофильмов, поставленных или снятых по драматическим произведениям, музыкальные фрагменты — т.е. в одном медиа-продукте размещена обширная информация, позволяющая рассматривать творчество писателя в широком культурном контексте. Разработки-презентации, дополненные иллюстративным материалом, повышают интерес к изучаемым темам, уровень восприятия материала и устойчивого внимания учащихся. Технология слайд-лекции не устраняет учителя из учебного процесса. Основной звуковой ряд лекции — это голос самого преподавателя, который комментирует содержимое слайдов, формулировки определений, регулирует темп лекции и смены слайдов.

Все эти (а возможно, и некоторые другие) преимущества ИКТ уже оценены по достоинству учителями-словесниками. Особый интерес, на наш взгляд, представляют возможности Интернета в практике работы учителя с учетом конечной цели обучения литературе в школе: формированию литературно развитой личности.

Подготовка и защита самими учащимися проектов в форме презентаций с использованием Интернет-ресурсов переводят работу из плоскости усвоения в плоскость исследования. Учитель предлагает выбрать необходимый для раскрытия микротемы материал, используя материалы сайтов, создать свою презентацию и подготовить выступление-защиту. На всю работу уходит от 15 до 20 минут, учитывая, что работа проводится в группе, времени на уроке вполне хватает и на контроль за выполнением, и на оценивание. При этом возрастает положительный эмоциональный фактор в восприятии школьниками нового материала, повышается уровень самостоятельности, появляется элемент здорового соперничества, а дискуссии, возникающие во время защиты проектов, позволяют выводить на первый план формирование навыков коммуникации, в полном объеме остается и общение обучаемого с учителем.

Большую методическую помощь окажут виртуальные экскурсии по литературным местам и домам-музеям, которые познакомят учащихся с теми знаковыми для литературы местами, в которых современный школьник может иначе так никогда и не побывать. Учащиеся с большим интересом воспринимают этот вид работы, кроме того, по ходу экскурсии всегда есть возможность обратиться к произведениям писателя или воспоминаниям о нём современников. Изучение литературы в школе предполагает постоянное обращение к текстам художественных произведений. Однако ценность выложенных на сайте текстов подлежит сомнению: чтение с экрана во многом затруднительно, выложенное в Сети литературное произведение (и даже распечатанное) теряет во многом свои воздействующие свойства (листок с напечатанным текстом не есть художественное произведение). Кроме того, многие литературные произведения представлены не полностью, в результате чего нарушается целостное восприятие художественного текста, а знакомство с ними остаётся не замеченным душами учеников. Где же он, «труд читателя»? Поэтому работу с текстом произведения не целесообразно целиком строить на основе выложенных на сайтах текстах: книга по-прежнему должна оставаться основным и обязательным атрибутом урока литературы

Эффективное решение общеобразовательных задач с использованием ИКТ недостаточно обеспечено методически проработанными педагогическими технологии. Методика применения ИКТ в работе учителя литературы всё ещё находится на стадии изучения и существует только в виде рекомендаций. Но уже сейчас совершенно ясно, использование Интернет-технологий на уроках литературы — это новое перспективное средство, дающее дополнительные методические возможности, позволяющее идти в ногу со временем и с детьми.

В. Ш. Шаталов задавал вопрос, который волнует всех нас сегодня : «Как сделать, чтобы годы учения… стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь?» В нашей сегодняшней, такой непростой, жизни, пожалуй, именно школа и остается точкой опоры для человека. И учитель может дать ученикам не только знания, но и развить творческие способности, пробудить в детях «чувства добрые», привить глубокую любовь к родному языку. Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет место в жизни.

«Если литература не откроется сегодняшнему школьнику на уроках литературы, то, скорее всего, она не откроется ему и после школы. И дело здесь не только в судьбе литературы как учебного предмета. Речь идет о чувствах и ценностях, идеях и идеалах тех, кто входит в жизнь. Речь идет о нашем завтра» (Л. С. Айзерман). Именно поэтому роль уроков литературы в школе сегодня значима как никогда.