Научная авторская разработка Статья Краткий формат Основного закона экономического разв

Краткий формат Основного закона экономического развития.

Основной закон экономического развития.

Рис. 1. Предварительная схема Основного закона экономического развития.

Рынок

Спрос

Технология и экономика предприятия

Результат

Триединый закон предпринимательской деятельности

Принцип исключения ошибки

Управление

Технология производства

Экономический расчет

Снабжение

И т. д.

Маркетинг

И т. д.

Решить триединую задачу проектной деятельности.

Закон часового механизма

(ЗАКОН

ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОС-ТИ)

Проектная деятельность

Рассмотрим суть Основного закона экономического развития, представленного на Рис. 1 в виде блок-схемы.

Данную блок-схему условно разобьем на три уровня, каждый из которых представляет собой определенную систему действий, направленных на достижение каких-либо конкретных результатов: конечного и промежуточных. И рассмотрим каждый из уровней в отдельности.

Итак, первый уровень представляет собой цепочку следующих блоков: Рынок => Спрос => Технология и экономика предприятия (субъекта) => Результат.

Второй уровень включает в себя блоки: Технология и экономика предприятия => Триединый закон успеха предпринимательской деятельности => Принцип исключения ошибки => Закон часового механизма (Закон практической значимости) => производственный процесс: все составляющие вплоть до технологического движения.

И третий уровень действий: Проектная деятельность, или проектирование всех процессов и расчетов вплоть до технологического движения.

Если всмотреться в цепочку блоков первого уровня, то можно увидеть не что иное, как Закон механизма рыночных отношений, который в кратком формате будет выглядеть так:

Рынок определяет (показывает, проявляет) спрос на те, или иные товары, продукцию или услуги. Это обуславливается потребностями потребителя.

Спрос мотивирует, создающего эти товары, продукцию или услуги на удовлетворение этих потребностей.

Технология и экономика предприятия (субъекта) формируют результат деятельности создающего эти товары, продукцию или услуги. Чем выше качество и покупательская способность (то есть ниже стоимость), тем выше Результат.

2

Результат порождает спрос. Чем выше «Результат» (со знаком плюс) – тем больше «Спрос» на производимые товары, продукцию или услуги.

Таким образом, в рассмотренной цепочке первого уровня, перед нами вырисовывается механизм рыночных отношений (Рис. 2) . Важнейшим элементом данной цепочки является блок – «технологии и экономики предприятия» или, другими словами, субъекта, создающего товары или услуги на которые имеется спрос.

В системе рыночных отношений происходит совокупность определенных действий между потребителем (тем, кому нужны эта продукция, товары или услуги) и производителем (тем, кто производит эти продукцию, товары или услуги, пытаясь удовлетворить на них спрос). Отсюда можно сделать следующее определение.

Определение 1. Рыночные отношения, это отношения, построенные на основе товарно-денежного или другого обмена на взаимовыгодных условиях.

Основой этих отношений является востребованность продукта, которым могут быть продукция производственной сферы или сферы услуг, а также профессионализм специалиста. И система образования не находится вне зоны этих отношений, независимо от того, какая у нее основа – платная или бесплатная.

Отобразим на Рис. 2 в виде блок-схемы Формулу механизма рыночных отношений, представляющую собой, не что иное как, первый уровень мотивации и системы действий и выделим

3

его (уровень) красным цветом.

ФОРМУЛА МЕХАНИЗМА РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Рынок

Спрос

Технология и экономика предприятия

Результат

Рис. 2. Механизм рыночных отношений.

Исходя из определения 1., можно сформулировать следующие выводы.

4

Вывод 1.

Потребитель заинтересован приобрести товары или услуги по, как можно, более низкой цене и, по возможности, более высокого качества. А производитель, при этом, не только покрыть свои производственные расходы, но и получить какую то чистую прибыль, удержаться «на плаву» и быть востребованным.

Вывод 2.

Технология и экономика формируют результат деятельности, создающего эти товары, продукцию или услуги. Чем выше качество и покупательская способность (то есть ниже стоимость), тем выше Результат.

Вывод 3.

Результат порождает Спрос. Чем выше «Результат» (со знаком плюс) – тем больше «Спрос» на производимые товары, продукцию или услуги.

Таким образом, создается замкнутый круг. Из блок-схемы, изображенной на Рис 2., видно, что третий блок «технология и экономика предприятия» является самым главным – центральным в схеме механизма рыночных отношений. Технология и экономика, неслучайно, объединены в один блок.

Вывод 4.

Технология и экономика понятия и вещи неразделимые, так как взаимовытекают, взаимообразуют и взаимодополняют друг друга.

5

Если отсутствует самая тесная взаимосвязь между технологическими процессами и экономическими расчетами, то Результат сводится к нулю, а порой к отрицательному значению. Естественно, что создающий товары, продукцию или услуги в данном случае теряет свою востребованность. Это в полной мере относится и к рынку труда, к востребованности человека, как специалиста, как работника. Поэтому третий блок можно отождествить с востребо-ванностью. Человек – востребованный, значит – успешный, успешный – значит благополучный и в материальном и, как правило, в моральном плане.

Говоря с самого начала о системе действий, необходимо отметить, что никакая деятельность не возникает спонтанно, сама по себе. В основе любой деятельности лежит мотивация – желание, постановка каких-либо задач. А значит, уровень, представленный механизмом рыночных отношений, можно назвать первым уровнем мотивации и системы действий, который выражается в желании и стремлении быть востребованным.

Но как этого достичь?! Как удержаться в блоке востребованности (технология и экономика) и не оказаться за вратами востребованности, не нужным обществу и не у дел?!!! В этих вопросах, пожалуй, заключается главный смысл мотивации обучения и самосовершенствования любого человека, любого специалиста и системы образования тоже, как главного строителя фундаментальной основы востребованности, успешности и благополучия человека.

Очевидно, что необходимо выполнить следующий комплекс действий, который относится ко второму уровню мотивации и системы действий, о котором мы упомянули выше.

Но каких действий? И как этого добиться?

6

Вот здесь вступает в силу Триединый закон успеха предпринимательской деятельности.

Триединый закон успеха предпринимательской деятельности.

Прежде чем трактовать и обосновывать Триединый закон успеха предпринимательской деятельности, уместным будет дать определение понятию самой предпринимательской деятельности и ее видам.

Предпринимательская деятельность – совокупность (комплекс) действий, направленных на получение какой-либо финансовой, материальной или иной прибыли, необходимой для ее (предпринимательской деятельности) нормального функционирования и удовлетворения потребностей в жизнедеятельности человека (предприятия).

Предпринимательская деятельность делится на три основных вида:

Производственная деятельностьдеятельность по созданию каких-либо материальных ценностей (товаров промышленного и народного потребления, продуктов питания, С/Х продукции и т.д.), когда прибыль создается за счет производства продукции.

Коммерческая деятельность – когда прибыль создается за счет закупа продукции (товаров) там, где она (они) есть, и реализации там, где нет. При этом на закупочную стоимость накручивается сумма затрат и какой-то процент чистой прибыли.

Деятельность по оказанию различных видов услуг.

Успех предпринимательской деятельности держится на трех законах, строгое соблюдение которых, или малейшее отклонение от них, дает либо положительный результат, либо –

7

отрицательный, соответственно.

Основными законами успеха предпринимательской деятельности являются:

Закон. Должен быть спрос на производимую и реализуемую продукцию или услуги.

Каждый понимает, что ни производить, ни закупать продукцию для последующей ее реализации нет смысла, если нет спроса на нее. Средства, потраченные в товары или производство таких товаров, не вернутся в силу их невостребованности.

Если спрос имеется, тем более что, если Вы не имеете конкурентов в производстве или реализации товаров и услуг, то тогда, как говорится, «и карты в руки»! Каким бы низким не было качество и высокой стоимость товара – его будут брать, потому что он нужен.

А как же быть, если есть конкуренты?

Вот здесь вступает в силу следующий закон успеха предпринимательской деятельности.

Закон. В конкурентной борьбе выигрывает тот, у кого, при условии одинаковых цен на продукцию, товары или услуги, качество продукции, товаров или услуг чуть-чуть, но лучше!

И это абсолютно правильно. Каждому хочется и каждый вправе рассчитывать, заплатив деньги, на достойное качество продукции, товаров или услуг.

А как быть, если качество у конкурирующих между собой продукции, товаров или услуг одинаковое? Здесь уже вступает в силу третий закон успеха предпринимательской деятельности.

Закон. При одинаковом качестве продукции, товаров или услуг выигрывает тот, у кого они

8

чуть-чуть, но дешевле!

Продолжим свои размышления далее, по порядку. Допустим, в отношении первой части Триединого закона более или менее все понятно. Провели исследования – спрос на данную продукцию, товары или услуги есть. Но есть и конкуренты. И как быть в отношении второй и третьей части триединого закона? Как добиться построения своих действий в соответствии с ними, а значит стать конкурентно способным и удержаться, образно говоря, на плаву?

Вот здесь вступает в силу следующее правило – необходимо свою работу, свои действия поставить по принципу исключения ошибки.

Прежде, чем дать определение принципу исключения ошибки, рассмотрим понятия Технология, Технологический процесс и составляющие его элементы.

В настоящее время существуют различные трактовки понятия «Технология» в различных источниках, имеющие не только общую основу, но и различия. Попробуем рассмотреть их, чтобы прийти к единому общему пониманию, пониманию с позиции истины.

В Советском энциклопедическом словаре[1] данное понятие трактуется так:

«ТЕХНОЛОГИЯ – (от греч. Techne – искусство, мастерство, умение и …логия), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача Технологии как науки – выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов».

9

В Современной энциклопедии[2] это понятие формулируется так:

«ТЕХНОЛОГИЯ» – совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов производства {{пример / Технология изготовления мыла; Производственные технологии; Информационные технологии}}».

Слово Технология сложное и образуется от двух древнегреческих – техне (искусство, мастерство, умение), понимание которого в процессе развития цивилизации отождествилось с технической направленностью, и логия, произошедшего от слова логика.

В той же Современной энциклопедии:

«Логика (греческое – logike), наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений. Основателем логики считается Аристотель. Различают индуктивную и дедуктивную логику, а в последней – классическую, интуиционистскую, конструктивную, модальную и др. Все эти теории объединяет стремление к систематизации таких способов суждений, которые от истинных суждений-посылок приводят к истинным суждениям-следствиям. Особую роль играют приложения логики в вычислительной математике, теории автоматов, лингвистике, информатике и др. Смотри также Математическая логика.

Синонимы: закон, закономерность, логичность, разумность, умословие, философия, ход рассуждений, ход умозаключений, четкость мысли.»

[2] (Современная энциклопедия. 2001.)

В современном учебнике Технология (ТЕХНОЛОГИЯ. 10-11., Симоненко В.Д., Москва, «Вентана-Граф», 2012.)[3]понятие «технология» приводится так:

10

«Напомним, что слово технология происходит от древнегреческого techne – искусство, мастерство, умение, а также logos – учение, наука. Следовательно, технологию, с одной стороны, можно рассматривать как науку, а с другой – как практическую деятельность человека.

Традиционно понятие «технология» складывалось в сферах, связанных с изготовлением какого-либо вещественного продукта: ткани, посуды, оружия, средств транспорта и т.д. Применительно к этим производственным сферам «Технология – это совокупность приемов и способов изготовления, обработки, изменения состояния, свойств, формы, сырья, материалов или полуфабрикатов, а также наука, разрабатывающая все эти приемы и способы

[3] (Понятие «технология». С. 8)

Таким образом, все три приведенные примера показывают, что понятие термина «Технология» дается с позиции производственной деятельности, или деятельности по преобразованию материалов.

Но в современной жизни мы все чаще слышим и применяем слово «Технология» в словосочетаниях: биотехнологии, нано-технологии, агро-технологии, полит-технологии, медицинские технологии, космические технологии, коммуникационные технологии, педагогические технологии, технологии взаимоотношений на работе, в семье, обществе и т.д. И об этом можно говорить и говорить. Слово «Технология» с каждым днем все более прочно входит в наше сознание и быт. И это отнюдь не дань моде, а неизбежный результат развития цивилизации, развития уровня современной жизни. Но универсального определения понятию «Технология», которое бы удовлетворяло любому виду деятельности, независимо от ее направленности, нет. Хотя мы все больше начинаем понимать, что все, что ни делает человек, есть технология. И от того, как он

11

это делает, зависит конечный результат!!!

Исходя из этого, данное понятие можно сформулировать так:

ТЕХНОЛОГИЯ – это совокупность (комплекс) действий, приемов и способов, направленных на выполнение поставленных задач достижение результата, а также наука, которая исследует и разрабатывает наиболее эффективные действия, приемы и способы достижения результата.

Рассмотрим следующее понятие, раскрывающее суть технологии с точки зрения деятельностной цепочки.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – совокупность (комплекс) действий, направленных на получение результата определенным способом.

В производственной деятельности технологический процесс состоит из одной или нескольких технологических цепочек; технологические цепочки из одного или нескольких технологических звеньев; звенья из одной или нескольких технологических операций; операции из одного или нескольких технологических тактов и такт, самый маленький элемент этого процесса, – из одного или нескольких повторяющихся технологических движений инструмента в ту или другую сторону.

Так или иначе, но в нашей жизни целенаправленные действия, которые мы совершаем, в принципе, носят тот же характер что и технологический процесс, и так же структурированы, и от того как мы их строим, имеем соответствующий результат. Необходимо понимать, при этом, что Технология — вещь довольно принципиальная.

12

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП – это способ, которым добиваются получения результата.

Из курса школьной математики, еще с начальной школы, мы знаем, что одну и ту же задачу можно решить одним, двумя, а то и более способами. И при условии выбора правильных способов решения мы имеем один и тот же конечный результат.

В Технологическом же процессе также можно одну и ту же задачу решить различными способами. Но, в отличие от математики, мы получим и получаем разные конечные результаты, от высокозатратных, с низкой окупаемостью и качеством продукта (продукции, товаров или услуг), до высокоэффективных (предельно низкая себестоимость, высокие качество и покупательская способность). На основании этого можно сделать следующий вывод, что:

ПРИНЦИП ИСКЛЮЧЕНИЯ ОШИБКИ это такой способ (метод) построения системы действий, направленных на достижение результата, в котором, в процессе деятельности, исключаются все возможные ошибки и всё подчинено получению максимально-возможного положительного конечного результата.

Но как найти, определить тот самый эффективный способ – единственно верное решение из множества возможных ?…

Рассмотрим следующее понятие – «Закон часового механизма», или по-другому «Закон практической значимости».

На заре своей трудовой деятельности, а начиналась она у меня на производстве после службы в

13

армии с должности слесаря по ремонту электроподвижного состава в локомотивном депо, мне не раз приходилось наблюдать беседу наставников с молодыми рабочими, пришедшими после окончания ПТУ:

«Скажи мне пожалуйста, какая деталька в часовом механизме самая главная?» Самые разнообразные мнения приходилось слышать в ответ. Кто-то называл пружинку, аргументируя тем, что она заставляет вращаться и двигаться остальные детали. Кто-то маятник. Кто-то циферблат. Кто-то стрелки. И так далее.

Наставники же, перенося это на транспорт, говорили, что даже самые маленькие винтики или гаечки главные, потому что имеют свою практическую значимость, выполняют свои функции. И на самом деле – на транспорте мелочей нет! Слабый контакт в электрических цепях электровоза (электропоезда) может привести к сбою в работе электрооборудования и даже возгоранию. Ослабший и выкрутившийся болт ходовой (механической) части при падении на головку рельса во время движения может привести к крушению (катастрофе)!!! И подобные примеры можно приводить до бесконечности.

На основании этого, отвечая на вопрос: «Какая деталька в часовом механизме самая главная?» и парируя ответы молодых рабочих, можно сформулировать следующий ответ и вывод, что есть еще и часовой мастер, который прекрасно понимает, что все детальки, даже самый маленький винтик или гаечка, в часовом механизме главные, так как каждая выполняет свою функцию, имеет свою практическую значимость. Ослабли какой-нибудь винтик или гаечка, выскочила одна из шестеренок, заклинило механизм. И пружину можно крутить до тех пор, пока не свернешь ей

14

«голову». В итоге – пружину выкинешь, а часы так и не будут работать!

Данный закон (закон часового механизма) можно назвать законом практической значимости.

На первый взгляд, закон часового механизма вроде бы относится к механике (механизмам). Но со временем, осмысливая его, по мере приобретения профессионального и жизненного опыта, приходишь к выводу, что он справедлив применительно к любому направлению и роду деятельности не только предприятия, но и человека:

Разработка и построение различных технологий – ДА!;

Психология взаимоотношений:

А). На производстве (рабочем коллективе) – ДА!;

Б). семейные взаимоотношения – ДА!;

В). Воспитательный и обучающий процессы- ДА!;

и так далее. Об этом можно говорить вплоть до государственного уровня и уровня международных отношений.

Исходя из закона практической значимости, очень важно понимать следующее: чтобы добиться максимально-возможного положительного конечного результата, необходимо всё в своих действиях разбить на отдельные элементы по принципу производственного (технологического) процесса, вплоть до движения, каким бы сложным весь процесс ни был, и продумать, спроектировать, предварительно выявив все возможные проблемные моменты и постараться не допустить их.

15

Для наглядности такая дифференциация производственного процесса (такой принцип дифференциации справедлив для любого рода деятельности) представлена на Рис 1 в виде блоков: управление; технология производства; экономический расчет; маркетинг; снабжение; и т.д. Каждый, из которых, по принципу блока «Технология производства» так же дифференцируется на отдельные звенья, звенья на операции…, и т.д., вплоть до движения.

Таким образом, это будет цепочка, которая представляет собой комплекс действий, направленный на достижение максимально-положительного конечного результата, представляющая собой второй уровень наших мотиваций и деятельности, который можно также представить в виде блок-схемы и объединить её с блоком «Технология и экономика» блок-схемы, отражающей механизм рыночных отношений. Отобразим ее на Рис. 3 и выделим голубым цветом.

Следующим этапом совершения действий на пути достижения максимально-возможного положительного конечного результата будет выявление и устранение всех проблемных моментов во всей деятельностной цепочке. И называется этот этап Проектированием или «Проектная деятельность», который в свою очередь представляет собой третий уровень мотивации и системы действий.

Проектная деятельность.

По роду профессиональной педагогической деятельности мне пришлось вплотную заняться изучением методической и различной другой литературы, посвященной организации и выполнению

16

Разработка конструкторско-технологической документации

Технология производства

Проектная деятельность

И т. д.

Снабжение

Маркетинг

Экономический расчет

Управление процессом (производством)

Закон часового механизма

Принцип исключения ошибки

Триединый закон успеха предпринимательской деятельности

Результат

Технология и экономика предприятия

Спрос

Рынок

Выбор и подготовка материала

Разработка и подготовка технологического оснащения (оборудование и инструменты)

Кадровое обеспечение производственного процесса

И т.д.

иии

Рис. 3. Двухуровневая схема мотивации и системы действий достижения максимально возможного конечного результата.

17

проектной деятельности учащимися. Начиная с учебника по технологии и заканчивая методической и остальной литературой, с которой мне удалось познакомиться, в перечне задач, которые ставятся при проектировании, отсутствует главная – исследование проблемы на природу ее возникновения, без чего проектная деятельность теряет смысл. Не буду цитировать рекомендации и теоретические выкладки из учебников по технологии, эту информацию можно получить в любой школьной библиотеке или спросив соответствующие учебники у детей, обучающихся в школе. Изложу свое видение и понимание в отношении проектной деятельности.

Итак, попробуем разобраться в данном вопросе с позиции истины.

Первое, что необходимо сделать, — выявить и обосновать проблему, то есть доказать, что она есть, она существует. Для чего это нужно? Для того, чтобы не изобретать изобретенное. Для обоснования существования проблемы необходимо изучить все, что есть по этому вопросу, всё что наработано. При исследовании проблемы может оказаться, что на самом деле её уже нет и все изучено и найдены пути её решения. Другими словами, пути решения проблемы давно реализованы и претворены в жизнь. Есть ли смысл снова изобретать колесо? Кто-то скажет нет! Но думаю, что на данный вопрос дать однозначный ответ в отрицательном виде будет не совсем корректно. Если рассматривать колесо с позиции геометрической формы, то – да, нет смысла, поскольку круг, идеальный вариант соответствующий истине. Но, если рассматривать колесо с позиций конструктивных: прочности, дизайна, технологичности изготовления и, особенно, эксплуатационных характеристик, то здесь перед нами открывается поле неограниченных возможностей для исследования и творчества. Попробуем коснуться истории развития колеса с момента его изобретения и по сегодняшний день, и мы легко убедимся в этом.

18

Уместным будет добавить что, если даже проблема, как таковая, и решена, но что-то в предлагаемых решениях не удовлетворяет, либо хочется освоить данную технологию, сделать своими руками, научиться самому, то это уже будет проблемой и её обоснованием, но только для себя лично. Особенно, если это касается изучения и освоения какого-либо ремесла или приобретения и развития каких-то профессиональных навыков.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст