Национ сист станд. Требования к структуре

Тема: Национальная система стандартизации России

1.Национальная система стандартизации: понятие, назначение.

2.Организационная структура системы стандартизации, органы и службы стандартизации. (уже рассматривали).

Национальная система стандартизации — совокупность участников работ по стандартизации, национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, правил их разработки, правил стандартизации, норм и рекомендаций в области стандартизации, сводов правил (ст. 15 Закона о техническом регулировании).

Российская система стандартизации выступает как механизм нормативно-технического управления производственными процессами проектирования, разработки, производства, строительства, обращения и применения продукции во всех отраслях, функционирование которого осуществляется в соответствии с правилами и положениями, установленными в комплексе стандартов этой системы.

Объектами российской системы стандартизации являются:

- термины и их определения в области стандартизации;

- определения организационных форм, принципов и средств стандартизации;

- порядок (правила) разработки, принятия (утверждения) и применения национальных, межгосударственных стандартов, а также стандартов организаций;

- требования к построению, изложению, оформлению и обозначениям стандартов (ГОСТ Р 1.5—2004);

-знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации;

- порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены правил и рекомендаций по стандартизации;

- правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения межгосударственных стандартов.

Составными частями национальной системы стандартизации в России являются:

— система стандартизации Российской Федерации (ГОСТ Р 1);

- межотраслевые системы стандартизации;

- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

-правила стандартизации;

- нормы и рекомендации по стандартизации;

- национальные стандарты на продукцию, услуги, процессы, методы испытаний;

- своды правил.

С 1 июля 2005г. принят и начал действовать комплекс стандартов под наименованием «Стандартизация в Российской Федерации» В его составе уже более девяти национальных стандартов, в том числе ключевой документ – основополагающий стандарт ГОСТ Р 1.0-2004—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения», введенным в действие с 1 июля 2005 г. В этом стандарте установлены цели, принципы стандартизации, организация работ по стандартизации, документы в области стандартизации и требования к ним, категории и виды стандартов, применение документов в области стандартизации, информация о документах в области стандартизации, их опубликование и распространение, а также определено международное сотрудничество в области стандартизации.

Правила разработки, утверждения, обновления и отмены национальных стандартов РФ устанавливаются ГОСТ Р 1.2—2004. Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отменыГОСТ Р 1.3—2004. Стандартизация в Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий

ГОСТ Р 1.4—2004 «Стандартизация Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» определяет рекомендательный порядок разработки и утверждения СТО, дополняя соответствующие нормы Федерального закона «О техническом регулировании» (ст. 17).

ГОСТ Р 1.5—2004 «Стандартизация Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения» регламентирует структуру стандартов, оформление их основных элементов, применяемые обозначения. При разработке всех видов национальных стандартов необходимо соблюдать требования этого стандарта, так как единообразие структуры, оформления и обозначений облегчает их применимость.

В этом стандарте регламентируются также правила оформления и обозначение национального стандарта России, модифицированного по отношению к международному или региональному (п. 8.2 ГОСТ Р 1.5—2004). В нем впервые введен термин «модифицированный стандарт».

Модифицированные стандарты — стандарты, содержащие не менее двух идентичных или модифицированных положений международных (региональных) стандартов и включающие по отношению к ним определенные дополнения и/или исключения.

Принятие таких стандартов может быть обусловлено необходимостью учета особенностей объекта и аспекта стандартизации, которые характерны для России в силу климатических или географических факторов, технических и/или технологических различий либо по иным основаниям.

Модифицированным также считается стандарт, в который включены идентичные и модифицированные основные нормативные положения двух и более взаимосвязанных международных (региональных) стандартов. При обозначении модифицированных стандартов на титульном листе после наименования применяемого международного (регионального) стандарта в скобках приводят условное обозначение степени соответствия ему — «МОД». Информацию с объяснением причин включения в модифицированный стандарт дополнительных положений приводят в виде примечаний после дополнительных подразделов, пунктов, статей, абзацев и пр.

ГОСТ Р 1.8—2011 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения» определяет, что указанные в названии виды работ по межгосударственным стандартам осуществляются в соответствие с Соглашением о проведении согласованной политики в области сертификации и аккредитации, заключенное правительствами стран СНГ 13 марта 1993 г. В этом стандарте определяется порядок разработки проектов межгосударственных стандартов при совместном участии технических комитетов России и межгосударственного технического комитета (МТК), только технических комитетов России при отсутствии соответствующих МТК, а также правила рассмотрения в России проектов ГОСТов, разрабатываемых в других странах.

ГОСТ Р 1.9—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам в Российской Федерации. Изображение. Порядок применения» определяет изображение и порядок применения знака соответствия национальному стандарту. Такой знак подтверждает его применение и служит средством информации для приобретателей и других заинтересованных сторон о соответствии конкретной продукции требованиям этого стандарта. Подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя добровольно, в форме добровольной сертификации.

В названном ГОСТ Р определены также цели применения знака соответствия национальным стандартам:

- информирование приобретателей о соответствии;

- повышение доверия приобретателей к реализуемой продукции конкретного изготовителя;

- повышение конкурентоспособности продукции;

- реклама продукции.

Знак соответствия национальным стандартам применяется только при наличии документального подтверждения соответствиям всем требованиям национального стандарта и разрешения на право применения этого знака. Применением данного знака является маркирование продукции, упаковки, нанесения на эксплуатационные документы, использование в рекламе, на официальных бланках и вывесках.

Применение знака не исключает необходимость проведения обязательной сертификации или декларирования продукции, возможность добровольной сертификации для установления соответствия стандартам организаций, условий договоров, правилам системы добровольной сертификации, а также применения знака обращения на рынке и знака соответствия добровольной и обязательной сертификации.

ГОСТ Р 1.10—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации» устанавливает порядок их разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены.

ГОСТ Р 1.12—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения» дополняет общие термины в области стандартизации, которые установлены ГОСТ 1.1—2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения». Для каждого понятия определен один стандартизированный термин. При использовании этого стандарта допускается внесение при необходимости определенных изменений, введение в них произвольных признаков, не нарушающих объем и содержание понятий.

Информационное обеспечение разработки документов по стандартизации устанавливается ГОСТ Р 1.13—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Уведомление о проектах документов в области стандартизации. Основные положения».

Вопрос 2 (рассматривался ранее).

Тема:.Межгосударственная система стандартизации

Межгосударственная система стандартизации (МГСС) — комплекс основополагающих межгосударственных стандартов, предназначенных для регулирования взаимоотношений и обеспечения взаимопонимания и взаимных интересов в области стандартизации государств СНГ, входящих в состав Евразийского (Межгосударственного) совета по стандартизации, метрологии и сертификации.

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) — стандарт, принятый Евразийским (Межгосударственным) советом по стандартизации, метрологии и сертификации или Межгосударственной технической комиссией по стандартизации.

Межгосударственные стандарты имеют статус региональных. Однако они могут быть приняты и в качестве национальных стандартов, в том числе в виде модифицированных.

Объектами МГСС являются:

-термины и определения в области межгосударственной стандартизации;

-порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены межгосударственных стандартов;

- общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.

В дополнении к МГСС порядок разработки проектов межгосударственных стандартов, разработчиком которых является Российская Федерация или межгосударственные технические комитеты, определяется ранее рассмотренным ГОСТ Р 1.8—2004. Кроме межгосударственных стандартов, в МГСС входят правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации.

Основные положения МГСС регламентируются ГОСТ 1.0—92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения».

Важной задачей межгосударственной (евразийской) стандартизации является обеспечение взаимопонимания между странами СНГ в области стандартизации. Поэтому было принято решение о разработке стандарта, общего для всех стран — членов Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации. Для этого был разработан и принят ГОСТ 1.1—2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения», который был гармонизирован с Руководством ИСО/МЭК 2:1996 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь». ГОСТ 1.1—2002 имеет ограниченную область распространения — только терминология в области стандартизации. Этот стандарт является гармонизированным на международном уровне и адаптированным для евразийской и российской стандартизации (ГОСТ 1.5-2001 и ГОСТ Р 1.5-2004).

В ГОСТ 1.1—2002 включен ряд новых терминов, принятых в международной стандартизации, а также выделены и обоснованы различия в терминах и их определениях, отсутствие (невключение) ряда терминов Руководства ИСО/МЭК 2:1996. К числу новых для России терминов относятся «гармонизированные стандарты» и «идентичные стандарты».

Гармонизированные стандарты — стандарты, которые приняты различными занимающимися стандартизацией органами, распространяются на один и тот же объект стандартизации и обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов или услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.

Идентичные стандарты — гармонизированные стандарты, тождественные по содержанию и форме представления. В них допускаются отдельные редакционные изменения и/или различия в форме представления, которые регламентированы на международном уровне в Руководстве ИСО/МЭК 21:1999, а в Российской Федерации — в ГОСТ Р 1.5—2002.

Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций регламентируется ГОСТ 1.2—97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены».

В качестве проектов межгосударственных стандартов могут быть предложены действующие национальные стандарты либо специально разработанные проекты ГОСТов. В России правила проведения работ по созданию, применению, обновлению и отмене межгосударственных стандартов устанавливаются ГОСТ Р 1.8-2004.

Межгосударственные стандарты и изменения к ним принимаются по решению ЕАСС, заседания которого проходят два раза в год.

Требования к структуре и содержанию стандартов разных видов

Требования к структуре и содержанию стандартов регламентируются ГОСТ Р 1.5—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения».

Структура стандартов разных категорий характеризуется общими и специфичными элементами.

К общим элементам структуры относятся:

Титульный лист, в котором указывается полное наименование национального органа РФ по стандартизации, статус стандартов, логотип, общее наименование, обозначение стандарта, слова «Издание официальное» и выходные данные. Обозначение стандарта состоит из индекса «ГОСТ Р» (или «ГОСТ»), регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта (года его регистрации). После 1 июля 2003 г. национальные стандарты России не принимают, а утверждают.

Если несколько стандартов имеют общий объект стандартизации и содержат только дополнительные положения к стандарту, устанавливающему общие (основные) положения, то этим стандартам присваивается общий номер с точкой, а после этого дополнительный. При этом стандарту с основными положениями присваивается нулевой дополнительный номер, например ГОСТ Р 51657.0-2000, ГОСТ Р 51657.1-2000 и т.п.

Если национальный стандарт России входит в систему общетехнических или организационно-методических стандартов, обозначение каждого стандарта включает одно- или двухразрядный код системы, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой (п. 7.4 ГОСТ Р 1.5—2004).

Предисловие, в котором приводятся сведения об организации работ по национальной стандартизации РФ и общие сведения о данном стандарте. Предисловие находится на следующей странице после титульного листа.

Содержание размещается на первой или последней странице. В нем приводятся обозначения и наименования всех включенных стандартов и номера страниц сквозной нумерации, на которых начинаются эти стандарты.

Введение. При включении в стандарт дополнительных элементов «Содержание» и «Введение» применяются правила, установленные ГОСТ Р 1.5—2004. По этому же стандарту оформляют наименование стандарта (п.5). При этом заголовок стандарта рекомендуется формировать с учетом заголовка соответствующей подгруппы Общероссийского классификатора стандартов (ОКС) или Общероссийских классификаторов продукции (ОКП) либо Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН).

Наименование.

Область применения.

Нормативные ссылки приводятся, если в тексте стандарта такие ссылки даны на утвержденные (принятые) национальные стандарты РФ, республиканские стандарты РСФСР, межгосу-

дарственные стандарты, стандарты СЭВ, общероссийские классификаторы, межгосударственные классификаторы (п. 3.6.1 ГОСТ Р 1.5-2004).

Термины и определения вносятся в стандарт только те, которые нестандартизированы на национальном уровне. При необходимости допускается повторять определение термина, установленного в другом национальном стандарте.

Обозначения и сокращения даются в стандарте в виде отдельного раздела, если их количество не более пяти.

Основные нормативные положения оформляются в виде разделов, содержание которых устанавливаются с учетом общих требований к содержанию стандартов разных видов. Эти структурные элементы для каждого вида стандартов рассмотрены далее.

Приложения содержат материал, который дополняет основные нормативные положения стандарта.

Библиографические данные стандарта включают индекс Универсальной десятичной классификации (УДК), который проставляют при подготовке стандарта к утверждению, код группы или подгруппы ОКС, к которой относится стандарт по ОК, ключевые слова для стандартов на продукцию, дополнительно приводится код по ОКП, а на услуги — код по ОКУН.

Структурные элементы, за исключением п. 1, 2, 5, 10, приводятся при необходимости в зависимости от особенностей стандартизируемого объекта.

Специфические элементы структуры стандартов разных видов относятся к требованиям, которые предъявляются к их содержанию. Именно эти элементы определяют перечень разделов стандартов разных видов. Ниже приведены наиболее важные разделы таких стандартов.

1. Основополагающие стандарты.

1.1.Организационно-методические:

цели, задачи, классификационные структуры объектов стандартизации разного назначения, общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области деятельности;

порядок (правила) разработки, принятия (утверждения) и применения нормативных и нормативно-технических документов: конструкторских, технологических, проектных, программных;

1.2.Общетехнические стандарты:

научно-технические термины и их определения;

условные обозначения для различных объектов стандартизации;

требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации;

общетехнические величины, требования и нормы, необходимые для технического, в том числе и метрологического, обеспечения производственных процессов.

2. Стандарты на продукцию:

2.1. Стандарты общих технических условий:

- классификация, основные параметры и/или размеры;

- общие технические требования;

- требования безопасности (при отсутствии соответствующих технических регламентов);

- требования охраны окружающей среды;

- правила приемки;

- методы контроля;

- транспортирования и хранения;

- указания по эксплуатации (ремонту, утилизации).

В разделе «Общие технические требования» содержатся подразделы:

- характеристики (свойства) продукции;

- требования к сырью, материалам;

- комплектность;

- маркировка;

- упаковка.

Стандарты технических условий (СТУ) устанавливают требования к конкретной продукции одного или нескольких видов (типов, марок, моделей и т.п.), соблюдение которых должно обеспечиваться при их производстве, поставке, потреблении (эксплуатации), ремонте и утилизации. Номенклатура, состав и содержание разделов (подразделов) должны быть аналогичными стандартам ОТУ.

3. Стандарты на услуги:

- классификация услуг;

- общие требования к услугам;

- требования к безопасности (при необходимости);

- требования к охране окружающей среды;

- методы контроля;

- требования к обслуживающему персоналу.

Требования к персоналу могут быть оформлены в виде самостоятельного стандарта.

Стандарты на услуги дополнительно могут содержать требования к ассортименту и качеству услуг, в том числе к точности и своевременности исполнения, эстетичности, комфортности и комплексности обслуживания.

4. Стандарты на термины и определения, стандартизированные термины и определения.

5. Стандарты на процессы (работы):

- требования к методам (приемам, режимам, нормам) выполнения работ;

- требования, соблюдение которых необходимо для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;

- требования к охране окружающей среды.

6. Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа):

-средства контроля и вспомогательные устройства;

- порядок подготовки к проведению контроля;

-порядок проведения контроля;

- правила обработки результатов контроля;

- правила оформления результатов контроля;

- допустимая погрешность контроля.

Допускается предусматривать в одном стандарте несколько методов контроля, один из которых определяется в качестве поверочного (арбитражного). Если установленные методы не являются полностью взаимозаменяемыми, то для каждого из них должны быть приведены данные, характеризующие их различия и назначение.

К методам контроля предъявляются следующие требования:

- объективность;

- четкое формулирование;

- точность;

- последовательность операций;

- воспроизводимость результатов.

В особую группу стандартов выделяют национальные стандарты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения принятых технических регламентов. Они разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов, позволяющих определять отдельные характеристики и показатели качества, которые установлены в технических регламентах. Например, после принятия Технического регламента на молоко и молочную продукцию возникла необходимость в стандарте, предназначенном для идентификации натурального молока.

Приказом Министерства промышленности и торговли от 3 сентября 2008 г. № 119 определен Порядок разработки перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, а также в случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования порядок разработки правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

При составлении указанного перечня исходят из следующих принципов:

достаточности для достижения указанных целей;

обеспечения необходимой точности и воспроизводимости исследований (испытаний) и измерений;

соответствия применяемых правил и методов требованиям нормативных правовых документов в области обеспечения единства измерений;

возможности реализации выбранных правил и методов;

приоритетности использования правил и методов, гармонизированных с применяемыми в международной практике.

В документе приведена рекомендуемая форма перечня национальных стандартов на методы исследований (испытаний) и измерений, которая включает подтверждаемые требования технического регламента, обозначение и наименование национального стандарта, правил и методов исследования.

Кроме того, указанный Порядок определяет структуру и содержание правил и методов исследований (испытаний) и измерений.