Наша Родина — Россия наш язык — русский

ГКСОУ ВО «Ратисловская специальная (коррекционная) школа — интернат VIII вида.

План – конспект занятия

«Наша Родина – Россия, наш язык – русский».

Подготовила воспитатель:

Коновалова Н.В.

2010год.

«Наша Родина – Россия, наш язык – русский».

Цель: Формирование патриотических чувств у учащихся.

Задачи:

- Познакомить учащихся с понятием «устное народное творчество».

- Закреплять знания о русском фольклоре; активизировать словарь учащихся русскими пословицами и поговорками.

- Воспитывать у учащихся любовь к своей Родине, родному городу, селу, народному творчеству.

Оборудование: музыкальный центр, альбом, карандаши.

Ход занятия.

Звучит песня М. Матусовского «С чего начинается Родина» (1-й куплет). Воспитатель: Ребята, знакома ли вам эта песня? Слышали вы, её раньше? (Ответы учащихся). Как вы думаете, что такое Родина? Что, это слово значит для вас? (Ответы учащихся).

Воспитатель: Вы хорошо и правильно говорили, что Родина для нас – это место где мы живёте, где живут наши родные, друзья, где наша школа, город, село, деревня в котором мы живёте (и т. п.), а когда вы подрастёте, то это понятие, Родина, будет для вас значительно шире.

Все мы надеемся, что вы станете людьми, приумножающими богатство и славу нашей Родины: рабочими, земледельцами, поварами, плотниками…

Но, независимо от того, какую специальность вы изберёте, вы должны правильно выражать свои мысли. Если вы будете хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесёт вам удовольствие и радость, вы сможете поделиться с ними своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Поэтому любите и изучайте свой родной язык. Развивайте дар слова!

Мы с вами живём в России, мы россияне. Россия – большая страна, и её населяют много народов, но большинство из них говорят на русском языке. Мы с вами на каком языке говорим? (На русском). Красив, богат и могуч наш русский язык. И вот об этом, мы поговорим с вами на нашем занятие.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

« Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом».

Воспитатель: В древние времена, когда русские люди ещё не знали букв (т.е. их ещё не придумали), а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые из них. Бабушка рассказывала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала своей дочке, а та — своей. В древние времена губы назывались устами. Поэтому народное творчество и называлось устным. К устному народному творчеству относятся: сказки, песни, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, колыбельные, которые в детстве детям поёт мама или бабушка.

В устном народном творчестве богатом, выразительном, метким словом воспевалась народная мудрость, черты характера, ловкость, смекалка, трудолюбие русского народа.

Именно пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости. Благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации. Пословицы и поговорки были придуманы очень давно и также давно проверены временем, поэтому поступая, так как велит народная мудрость сложно ошибиться. Главное в этом деле понять, то, что говорит пословица или поговорка. Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа. При детальном рассмотрении русских пословиц можно понять, чем и как живет русский народ.

Все мы знаем пословицы и поговорки и используем в своей речи. Сейчас вы попробуете собрать пословицы из отдельных слов и рассказать, о чём говорится в них.

Воспитатель выдаёт конверты с пословицами, разрезанными на отдельные слова. Дети выполняют задание и объясняют смысл получившейся поговорки.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Дело мастера боится.

Труд кормит, лень портит.

Кончил дело — гуляй смело.

Труд — дело чести, будь в труде на первом месте.

Ещё один из жанров устного народного творчества это потешки и прибаутки. У нашего народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство — его опыт, его фольклор. Веками бабушки, матушки, нянюшки складывали песенки, потешки и прибаутки.Потешки, прибаутки нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребёнка, успокоить плачущего. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.

Слова потешек и прибауток забавные, живописные, точные. Давайте вспомним некоторые из них. И не беда, если вы не знаете мелодии. Ласковым голосом, негромко, с доброй улыбкой напевайте прибаутку за мной, и вы заметите, как улучшается ваше настроение.

Тематическая физкультминутка.

Воспитатель говорит прибаутку, сопровождая действиями, а дети повторяют слова и движения.

«Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки».

«Водичка — водичка!

Умой мое личико!

Чтобы щечки алели!

Чтобы глазки блестели!

Чтоб смеялся роток!

Чтоб кусался зубок!»

«С гоголя — вода,

С младенца — худоба

Укатись вся».

Воспитатель: Следующий жанр устного народного творчества вам очень знаком – это считалочки. Так вот ребята, возникли они в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы – считалочки.Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалки перешли в детскую игру. Сейчас считалочки для детей помогают распределять роли в игре, да так, чтобы всем было весело и никому не обидно.

Ребята, а кто вспомнит считалки, которые мы используем перед играми? (заслушать двух – четырёх детей.)

А теперь поговорим о сказках. Как я уже сказала, сказка тоже относится к устному народному творчеству. Русский народ сложил много сказок, они интересны как сюжетом, так и красочным, выразительным языком. Мы все знаем много сказок, которые нам рассказывали в детстве родители.

- Какие русские народные сказки, вы знаете? Ответы учащихся: « Морозко», « По щучьему веленью» и т.д.

Воспитатель: Ребята, нарисуйте героев вашей любимой сказки.

Дети рисуют и рассказывают о своих рисунках.

Воспитатель: Молодцы! Вот какое богатое наследие досталось нам от наших мудрых предков. И до сих пор мы пользуемся сказками, родители рассказывают сказки своим детям, поют малышам колыбельные, используем поговорки и пословицы, чтобы скрасить нашу речь.

Итог занятия:

Воспитатель: Сегодня нашу с вами беседу мне хочется закончить стихотворением, которое, как мне кажется очень подходит к теме сегодняшнего разговора:

«Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты».

В конце дети называют наиболее понравившиеся моменты занятия.