Программа профильного лагеря

Приложение 22

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №40

Рассмотрено и согласовано Утвержден

педагогическим советом Директором МБОУ СОШ № 40

МБОУ СОШ № 40 С.М.Сунозова

20 январь 2012 20 январь 2012

ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОГО

ЛАГЕРЯ «АВАНГАРД»

Направленность программы: военно-спортивное

Тип программы: профильный лагерь

Целевая группа: учащиеся 5-7 классов (10-13 лет) и дети, находящиеся в социально опасном положении

Срок реализации: долгосрочный 3 года

Автор программы: Татьяна Петровна Елагина

руководитель военно-патриотического

объединения «Авангард» МБОУ СОШ № 40

Хабаровск – 2012 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1.

Полное название программы

Программа профильного лагеря

«АВАНГАРД».

2.

Автор программы

Елагина Татьяна Петровна – руководитель военно-патриотического объединения «Авангард», преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ СОШ № 40

3.

2. Название, адрес, телефон учреждения

МБОУ СОШ № 40 г. Хабаровск, ул. Школьная д. 17, тел. 38-25-41

4.

Цель и задачи программы

Цели: - организация каникулярного отдыха детей, находящихся в социально опасном положении; — личностное развитие подростков в сфере военно-патриотического воспитания.

Задачи: — Организовать активный отдых детей возраста 10-13лет на базе военно-патриотического объединения «Авангард» МБОУ СОШ №40. – Способствовать развитию навыков коллективизма, раскрытию творческих и интеллектуальных потенциала ребенка. — Подготовить учащихся к безопасному поведению в повседневной жизни. — Ознакомить с основами военной службы. — Создать дополнительные условия для вовлечения подростков в занятия военно-прикладными видами спорта.

5.

Количество смен

2012г – 2 смены, 2013г – 3 смены, 2014г – 3 смены, 2015г – 1 смена,

6.

Общее количество детей – участников за смену

270 — 30 человек

7.

Общее количество участников (детей) за сезон

сезон

90 человек

8.

Особая информация и примечания

Профильный лагерь «Авангард» функционирует на базе военно-патриотического объединения «АВАНГАРД» МБОУ СОШ № 40 г. Хабаровска.

Содержание.

Информационная карта ………………………………………………………2 Введение………………………………………………………………………4

Пояснительная записка………………………………………………..4

Цели и задачи программы…………………………………………….5

Содержание программы………………………………………………5

Принципы работы лагеря……………………………………………..6

Методы и формы реализации программы……………………………6

Направления деятельности……………………………………………7

Учебный план…………………………………………………………..7

Механизм реализации программы……………………………………..9

Самоуправление лагеря……………………………………………….10

Традиции и ритуалы…………………………………………………..10

Режим работы лагеря…………………………………………………11

Условия реализации программы

Нормативно-правовые условия………………………………..11

Материально-технические условия……………………………12

Кадровые условия………………………………………………13

Методические условия…………………………………………14

Ожидаемые результаты………………………………………………..14

Смета ……………………………………………………………………14

Список литературы……………………………………………………..15

Приложение……………………………………………………………..16

Введение.

Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые качественные требования к человеку, к уровню его образования и здоровья. Резкое снижение социальной защищенности детей – результат сложившейся социально-экономической ситуации. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое развитие, вызвали отклонение в социальном поведении. Расширение спектра духовных интересов молодежи закономерно рождает у нее и новое отношение к проведению своего свободного времени. У молодых людей усиливается потребность в более содержательном досуге.

Пояснительная записка.

Наше образовательное учреждение расположено в центре микрорайона ст. Хабаровск 2, где слабо развита инфраструктура, в котором одно культурно-массовое учреждение — ДК ЖД.

Более 70% населения микрорайона составляют работники РАО «Российские железные дороги», где 68% — рабочие, 2% — административно-инженерные кадры. 10% составляют мигранты; 7% — учащиеся из семей военных; 5% -дети медицинских работников; 8% — составляют семьи асоциальные (переселенцы из других районов города в ветхий жилой фонд).

Слабая организация досуга, социальный состав населения микрорайона, низкий уровень доходов, влияние молодежных субкультур — все это отражается на контингенте учащихся МБОУ СОШ № 40. Объективные и субъективные факторы, перечисленные выше, влияют на воспитательную работу по профилактике безнадзорности, правонарушений и социального сиротства (приложение 1).

Анализ социального состава семей учащихся за последние три года

(приложение 2) показывает:

уменьшение количества многодетных семей;

увеличение числа неполных семей;

рост количества малоимущих семей, то влечет в свою очередь рост правонарушений среди детей и подростков. Создание военно-патриотического объединения «Авангард» на базе нашей школы, является эффективной формой работы по военно-патриотическому, физическому, нравственному воспитанию, начальной военной подготовке детей и молодежи в возрасте 12-18 лет. Количество воспитанников объединения увеличивается с каждым годом: 2009 год — 90 учащихся, 2010 год -120 учащихся, 2011 год – 150учащихся (приложение 3). Проведя анализ работы объединения, мы пришли к выводу, что охват учащихся среднего звена (5-7 классов) в каникулярный период в течение учебного года недостаточен. В основном занятость детей данной возрастной группы приходится на летние каникулы. У большинства учащихся отсутствует понимание здорового образа жизни, и как следствие низкий уровень мотивации их к здоровому образу жизни. Все это дает основание говорить об острой необходимости активного вовлечения молодых людей в социальную практику, в разностороннюю общественно полезную деятельность.

Актуальность проблемы, решаемой программой профильного лагеря «Авангард» (патриотическое воспитание, развитие личности гражданина своей Родины, поддержка культурно – досуговой сферы, предотвращение преступности и безнадзорности в молодежной среде), усиливает её педагогическую целесообразность. Настоящая Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Программой развития МБОУ СОШ № 40, ее Уставом, а также на основе анализа работы военно-патриотического объединения «Авангард» за прошедшие годы. Воспитательно-обучающая программа предлагает систему организации массового детского отдыха и их оздоровления на период коротких каникул. В течение учебного года военно-спортивный лагерь дневного пребывания «Авангард» функционирует на базе военно-патриотического объединения «АВАНГАРД» МБОУ СОШ № 40 г. Хабаровска. Лагерь является составной частью системы военно-патриотического воспитания учащихся и начальным этапом комплексной модифицированной программы «ПАТРИОТ». Программа является дополнением к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», в ней реализованы требования Федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», уставов Вооруженных сил РФ.

Цели данной программы: — организация каникулярного отдыха детей, находящихся в социально опасном положении;

- личностное развитие подростков в сфере военно-патриотического воспитания.

Задачи:

Организовать активный отдых детей возраста 10-13лет на базе военно-патриотического объединения «Авангард» МБОУ СОШ №40.

Способствовать развитию навыков коллективизма, раскрытию творческих и интеллектуальных потенциала ребенка.

Подготовить учащихся к безопасному поведению в повседневной жизни.

Ознакомить с основами военной службы.

Создать дополнительные возможности для вовлечения подростков в занятия военно-прикладным видом спорта.

3. Основное содержание программы направлено на достижение общей цели и на решение задач программы лагеря «Авангард», которая рассчитана на учащихся 5-7 классов (10-13 лет), отдыха детей находящихся в социально опасном положении, детей группы риска, в период коротких каникул (весна, осень, зима), в течение учебного года сроком на 3 года (с марта 2012 г. по март 2015г.). Содержание программы представляет выстроенную систему мероприятий, рассчитанных на 3 смены (занятия, игры, дискуссии, организационные сборы, соревнования, мастер классы, марш-броски). Реализуется в комплексе форм: урочная деятельность, военно-прикладная направленность, внеурочная деятельность, оборонно-спортивная направленность.

Образовательный блок

Овладение разнообразными научными методами исследований;

Приобретение практических навыков;

Углубление познаний учащихся в истории, краеведении, формирование исторического сознания, развитие интереса к судьбам людей родного края;

Интеллектуальное развитие учащихся

Воспитательный блок

Воспитание национального самосознания, любви к малой Родине;

Всестороннее эмоциональное, физическое развитие;

Адаптация подростков к новой среде, новому коллективу;

Воспитание культуры поведения

Досуговый блок Педагоги в течение всей смены решают задачи адаптации подростков к новой среде, новому коллективу, всестороннего развития их творческой индивидуальности, воспитания культуры поведения. День насыщен досуговыми делами. Организуются творческие мастерские: оформительская и игровая; проводятся традиционные дела смены: день знакомств «Здравствуй, наш лагерь»; открытие лагеря и посвящение в юного защитника Отечества; день закрытия лагеря. «Ветер перемен» — это эмоционально насыщенное событие, когда подводятся итоги туристической однодневной экспедиции. Закрытие — это ритуал, награждаются все участники по различным номинациям, вызывающий стремление вернуться в лагерь и продолжить занятия, интеллектуальные игры.

Оздоровительный блок Физические нагрузки, свежий воздух, посещение бассейна создают прекрасный физиологический и психологический фон. Режим дня соответствует гигиеническим требованиям, предъявляемым к режиму дня данной возрастной группы детей: сочетание труда и содержательного отдыха, максимальное пребывание на воздухе, проведение оздоровительных мероприятий. Спортивные мероприятия включают различные виды военно-спортивных и туристско-спортивных игр:

игра на местности «Следопыт»;

малые олимпийские игры «Летний биатлон»;

«Юный стрелок и десантник»;

«Юный пожарный» — состязание; эстафета служб 01, 02, 03;

курьёзный туристский маршрут;

«Юный спасатель», «Семеро смелых».

Принципы работы лагеря:

Принцип систематичности и последовательности тематического содержания;

Принцип самореализации, означающий:

осознание детьми целей перспектив деятельности, реализуемой в лагере;

добровольность включения школьников в ту или иную деятельность;

обязательный учет половозрастных  и индивидуальных особенностей детей;

создание ситуации успеха, поощрение достигнутого;

Принцип социальной востребованности:

обеспечение детям гарантий свободного выбора деятельности и права на информацию;

принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка;

наличие возможности  переключения с одного вида деятельности на другой  в рамках смены;

предоставление возможности и права отстаивать свое мнение;

взаимоуважение всех участников работы лагеря.

Принцип динамичности (постоянной смены видов деятельности).

5. Методы и формы реализации программы:

1. Подготовка и проведение анкетирования, опроса родителей подростков 10 -13 лет (зачем нам нужен лагерь «Авангард»).

2. Анализ основных социальных потребностей молодежи, объективных и субъективных факторов, слабой организации досуга в короткие каникулы.

3. Обработка полученных данных и выпуск информационных буклетов, рекламных листовок, распостронение их среди учащихся школы и подростков микрорайона.

4. Разработка программы профильного лагеря «Авангард» на основе программы развития здоровья учащихся «Здоровый ребенок – здоровая нация»

и программы обучения основам военной службы «Патриот».

5. Набор подростков 10 -13 лет для участия в программе.

6 . Обучение молодых специалистов и добровольцев.

Приоритетные методы работы: «Погружения»; коллективное творчество: синтез управления и самоуправления.

Инновационные формы работы

Использование технологий развивающего обучения, методов личностно-ориентированного подхода.

Интерактивное образование.

Коллективная творческая деятельность.

Разработка комплексных, интегрированных занятий.

Тематическое «погружение».

Специализация:

Гражданско-патриотическое воспитание;

Поисковая работа и краеведение;

Общевойсковая подготовка (огневая, строевая подготовка);

Спасательная и пожарная подготовка.

Формы проведения занятий: на основе личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса, сберегающих технологий: фронтальная работа, групповая и индивидуальная, мозговой штурм, дискуссии.

6.Направления деятельности:

«Я – Гражданин России» способствует формированию представлений о таких понятиях, как «гражданин», «обыватель», даёт представление о нормах жизни в обществе, государстве, изучает государственную и военную символику РФ.

« Я – Патриот России» направлен на углубленное изучение родного края и Отечества, выдающихся исторических событий, истории Вооруженных сил России.

«Я – Будущее России» помогает закреплять теоретические знания на практике.

«Я – Человек» направлен на изучение, сохранение и улучшение здоровья обучающихся, а также профилактику вредных привычек, формирование здорового образа жизни.

«Я – Личность» помогает подросткам разобраться в понятии «личность», а также индивидуальных особенностях личности.

7. Учебный план

Структура учебного процесса предполагает проведение комбинированных занятий, основанных на сочетании теории и практики. Работа в профильном   лагере  состоит из сочетающихся форм групповой и индивидуальной деятельности участников.

Название темы

Количество часов (45дней – 4 часа)

теория

практика

всего

Изучение истории России и ВС РФ.

3

3

6

Краеведческие мероприятия

2

3

5

Основы журналистики

2

3

5

Изучение общевоинских уставов

1

2

3

Строевая и тактическая подготовка

2

2

4

Огневая подготовка

3

6

9

Спортивный пейнтболу

1

3

4

Медицинская подготовка

2

3

5

Ориентирование на местности

1

2

3

«Школа выживания» соревнование по пешеходному туризму

1

2

3

Общефизическая подготовка (посещение бассейна)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст