Программа Лучик по логоритмике

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Комарик»

ПРОГРАММА «ЛУЧИК»

развитие коммуникативной компетенции дошкольников

посредством логоритмических занятий

Габдрахимова Л. Н., учитель-логопед

Белозерова О. Д., музыкальный руководитель

п. Хулимсунт

2012 год

ВВЕДЕНИЕ

Коммуникативная деятельность, являясь в дошкольном возрасте одной из значимых, не будучи целенаправленно формируема, существенно затрудняет социальную адаптацию ребёнка в среде сверстников и социуме в целом.

Старший возраст характеризуется развитием социальных навыков, становлением адекватной самооценки. Общение осуществляется с помощью разнообразных средств – зкспрессивно – мимических, предметно- действенных и речевых. Способность к общению состоит из:

Желания вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

Умения организовывать общение («Я умею»);

Знания норм и правил поведения («Я знаю»).

Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников. Седьмой год жизни ребёнка – кризисный. Одним из проявлений этого кризиса являются проблемы, возникающие при общении детей. Музыка — искусство, обращенное к душе человека, что даёт возможность эффективно использовать её в коммуникативном развитии детей.

Анализ педагогических исследований показал, что не в полной мере разработаны педагогические условия, способствующие эффективному формированию коммуникативной компетентности дошкольников.

Таким образом, в современном состоянии вопроса сложилось противоречие: между реальной необходимостью развития коммуникативной компетентности дошкольников, и неразработанностью в педагогической практике системы целенаправленной работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с помощью разнообразных средств (логоритмические занятия).

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы и цели программы.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «ЛУЧИК»

Цель программы «Лучик» определяется новыми требованиями современного общества.

Цельформировать коммуникативную компетенцию дошкольников посредством логоритмических занятий.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

Создавать мотивацию к общению с окружающими.

Развивать коммуникативные умения и навыки средствами синтеза слова, музыки и движения: умение слушать собеседника, умение пользоваться речью, умение эмоционально сопереживать, знать нормы и правила, которым необходимо следовать при общении.

Формировать речевые интересы и потребности дошкольников.

Дать ребёнку возможность проявить себя и добиться успеха.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа «Лучик» в силу её особой значимости для развития личности ребёнка, требует строгого соблюдения основных принципов.

1. Принцип опережающего подхода, заключающийся в раннем развитии коммуникативных умений.

2. Принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка (по Л.С. Выготскому).

3. Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность процесса.

4. Принцип диалогического взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

5. Принцип полифункционального подхода, предполагающий одновременное решение нескольких коррекционных задач на одном логоритмическом занятии.

6. Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным по мере овладения и закрепления формирующих навыков.

7. Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

8. Принцип доступности, учитывающий возрастные и физиологические особенности детей и характер речевых нарушений.

9. Принцип сознательности и активности детей, заключающийся в том, что педагог должен использовать в работе приёмы активизации познавательных способностей детей.

10. Принцип успешности, подразумевающий то, что ребёнок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОРИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа по программе строится по 4 блокам: «Я сам», «Я хочу», «Я умею», «Я знаю».

Занятия логоритмикой проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. Их проводят музыкальный руководитель и учитель-логопед.

Основой программы являются еженедельные логоритмические занятия с детьми младшей, средней, старшей, подготовительных групп и совместная деятельность педагогов с детьми в течение дня.

Логоритмические занятия проводятся с II младшей группы, что даёт возможность для раннего развития коммуникативной компетенции:

Вся тематика занятий, речевой и музыкальный материал, подчинены коммуникативной направленности и имеют сюжетную основу: «Мы знакомимся», «Давайте, дружить», «Девочки и мальчики», «В гостях у котёнка» и т.д.

Игры на взаимодействие детей друг с другом в кругу, парах, девочки – мальчики, ребёнок – взрослый.

Структура логоритмического занятия состоит из различных видов музыкальной и речевой деятельности. В основе методики таких занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приёмами. Сюжетно – тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию коммуникативной компетенции, связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в обучении.

Развитие детей проводится через речевую и музыкальную деятельность по основным направлениям:

Развитие сенсорных и моторных функций.

Формирование основы артикуляционных движений.

Развитие мимической мускулатуры.

Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве).

Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.

Формирование черт гармоничной личности, дружбы, уважения, доброты, самокритичности и др.

В играх парами имеется два пласта содержания: предметно-содержательный и коммуникативный. Предметным содержанием игр парами может служить любая речевая и музыкальные задачи. Реализуется коммуникативное содержание игры через выполнение правил: соблюдать последовательность, действовать сообща, соблюдать очерёдность, осуществлять смену позиций говорящий и слушающий, учатся обращаться друг к другу, задавать вопросы, произносить реплики с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, утвердительной и др.).

ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ РАБОТА В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ

Эффективность работы по формированию коммуникативной компетентности у детей возможна только при совместной деятельности педагогов ДОУ в этом направлении. Игры и упражнения коммуникативной направленности включаются в течение дня:

Утренняя гимнастика

Режимные моменты

Занятия

Динамические паузы

Театрализованные занятия

Досуги

Игровая деятельность

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности педагога и дошкольников. В связи с этим  в программе используются формы работы: групповая и подгрупповая.

Основные методы:

Обучения — объяснительный, иллюстративный, репродуктивный, исполнительский.

Воспитания- упражнения, убеждения, пример ребёнка и личный пример.

Программа включает систему упражнений, связанных единым содержанием, темой:

-движения под музыку;

-танец (хоровод);

-логопедическая гимнастика;

-мимические упражнения;

-игровой массаж, гимнастика для глаз;

-подвижная или коммуникативная игра;

-упражнения по развитию звуковой культуры речи, лексико-грамматического строя;

-этюды на создание музыкально-игрового образа;

-игры с пальчиками;

-песни – игры;

-пословицы, загадки, скороговорки, стихи, считалки.

Важным направлением работы является воспитание коммуникативной культуры, куда входят задачи развития речи и воспитание эмпатии (способность чувствовать, понимать настроение другого человека). Выполнение этих упражнений способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, желание взаимодействовать друг с другом, учат правилам и нормам поведения.

Средства обучения: картинный материал, предметы и игрушки.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Центральной составляющей является собственно программа ДОУ «Из детства в отрочество» Т.А. Дороновой, в которой воспитательные задачи по формированию коммуникативной компетенции выстроены в опредёлённой последовательности по возрастам.

Занятия программы «Лучик» созданы с использованием методических пособий и программ:

1. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду.

2. Арушанова А.Г. Истоки диалога.

3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика.

4. Журналы «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель».

Данный комплект способен обеспечить достижение целей и задач, поставленных в программе. Для реализации программы имеющийся методический комплект может быть использован частично.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

создание комфортной, доброжелательной атмосферы;

формирование знаний и умений у дошкольников на разных психологических уровнях;

развитие творческого воображения в практической и творческой деятельности.

Общее распределение количества занятий по годам

группа

2 младшая

средняя

старшая

подготовительная

кол-во занятий

в год

24

34

34

34

в неделю

1

1

1

1

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа развивает, дополняет, расширяет, углубляет и предоставляет возможность

Педагогу:

организовать процесс формирования коммуникативной компетенции в режиме речевого творческого развития;

усилить воспитательный потенциал речевого материала;

решать задачи нравственного, эстетического воспитания дошкольников.

Ребёнку:

участвовать в творческой деятельности;

развивать интерес к общению;

учиться чувствовать вкус слова;

получать удовольствие от самовыражения.

Родителям:

влиять на личностное развитие ребенка;

стимулировать стремление ребенка к общению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Программа «Лучик» — направлена на развитие коммуникативной компетентности дошкольников. Это своеобразное посвящение детей в систему отношений со сверстниками, взрослыми и самим собой.

Многолетняя работа по данной программе показала: в процессе логоритмики у детей формируются коммуникативные навыки общения, логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Интегрированный подход сочетание речи и музыки позволяет детям раскрывать творческие способности.

Анализируя данные сформированности коммуникативных умений у дошкольников, формы взаимодействия и общения со сверстниками, можно сделать вывод, что дети способны налаживать речевое взаимодействие с партнёрами, устанавливают личностные отношения в зависимости от ситуации общения, у них развито осознание собственных эмоций и ощущений.

Выпускников детского сада отличает умение общаться друг с другом, работать в парах, группах. Дети легко вступают в контакт, проявляют инициативу, готовность к общению, правильно воспринимают ситуацию, понимают её смысл, критически оценивают себя и сверстников.

Данные диагностики развития коммуникативной компетенции детей выявили: 87% детей имеют высокий и выше среднего уровень развития, 13 % -средний.

Показателями эффективности программы «Лучик» является успешная адаптация детей к школьной жизни. Школьники приняты со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, всё это важно и помогает строить общую жизнь класса. Наблюдения за школьниками первых классов показали, что социально психологическая адаптация детей проходит нормально. Дети подготовлены к новым условиям школьной жизни.

Благодаря программе «Лучик» у выпускников детского сада сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, им легче адаптироваться в новом коллективе, они быстрее усваивают вновь вводимые навыки общения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., «ТЦ Сфера», 2004г.

Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб., «Институт развития образования», 2000г.

Доронова Т.Н. Программа «Из детства в отрочество». М., «Просвещение», 2004г.

Князева О.Л. Программа «Я-Ты-Мы». М., «Мозаика –Синтез», 2003г.

Шаманская Л.Н. Путешествие по сказкам. М., «ТЦ-Сфера», 2010г.

Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г.

Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб., «Музыкальная палитра», 2004г.

Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками», журнал «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель», 2004-2010г.

9. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи (автореферат МГГУ им. М.А. Шолохова). М., 2009г.