Программа адаптации обучающихся 1 класса коррекционной школы VIII вида в условиях школы

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение «Зарубинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Программа адаптации обучающихся 1 класса коррекционной школы VIII вида

в условиях школы-интерната

Автор-составитель:

Некрасова Светлана Викторовна

педагог-психолог

Зарубино

2013

Автор-составитель:

Некрасова С.В.

Предлагаемая программа групповой работы с обучающимися 1 класса поможет облегчить процесс адаптации детей к условиям школы-интерната, быстрее и успешнее войти в новую школьную жизнь.

Игры и упражнения направлены на снижение внутренней напряженности детей, формирование адекватной самооценки, учебной мотивации, ощущения эмоционального комфорта в школе.

Программа предназначена для школьных психологов, учителей,

работающих с первоклассниками.

Содержание

Пояснительная записка.

Сценарии занятий

Занятие 1. Знакомство.

Занятие 2. Я и моя школа.

Занятие 3. Я в школе.

Занятие 4. Школьные правила.

Занятие 5. Учебный день школьника.

Занятие 6. Я и мои друзья.

Занятие 7. Умею ли я дружить?

Занятие 8. Умение договариваться.

Занятие 9. Школьные трудности и радости.

Занятие 10. Школьные трудности и радости (продолжение)

Занятие 11. Школьные трудности и радости (продолжение)

Занятие 12. Домашние трудности.

Занятие 13. Домашние трудности (продолжение)

Занятие 14. Почему я радуюсь? Почему я злюсь?

Почему я удивляюсь? Почему я боюсь?

Занятие 15. Радуга красок эмоций и чувств.

Занятие 16. Эти разные эмоции и чувства.

Занятие 17. Знакомство с чувством страха.

Занятие 18. Как справиться со страхом.

Занятие 19. «Горькое» чувство — обида.

Занятие 20. С каким чувством дружит гнев?

Занятие 21. Приятное чувство — радость.

Занятие 22. Поделись радостью с другим, и она к тебе не раз

еще вернется.

Занятие 23. Чувствоведы.

Занятие 24-25. Игротека.

Список литературы

Приложение

Приложение 1. «Режимные моменты»

Приложение 2. «Собери картинку»

Приложение 3. «Пиктограммы основных эмоций»

Приложение 4. «Картинки животных с различной мимикой»

Приложение 5. Методика определения уровня тревожности у детей

Пояснительная записка

Адаптация — это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию (Битянова М.Р., с.21). Адаптированный ребенок — это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной среде.

Наше учреждение работает в сложных условиях обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, среди которых родительские дети, практически постоянно проживающие в стенах нашего учреждения, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. На школу перекладывается значительная часть воспитания, в том числе и семейного.

 Задачей школы интернатного типа является обеспечение полноценного развития, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, а также социально-психологическая и бытовая адаптация детей.       Особого внимания заслуживает адаптация первоклассников к условиям школы-интерната, так как является первой и архиважной для дальнейшего пребывания этих детей в стенах школы. Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности, что сказывается на формировании всей личности ребенка. У ребенка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности. Он должен вставать в строго определенное время и идти в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков.

Готовность ребенка к школе предполагает необходимый уровень физического развития ребенка, который позволит быстро адаптироваться к школьным нагрузкам, иному режиму дня, питанию, а самое главное самостоятельному проживанию (без родителей) в чужой для новичка среде школы-интерната. С целью смягчения этого периода необходимо организовать режим двигательной активности, занятия по формированию и укреплению культурно-гигиенических навыков с соблюдением достаточно высокого темпа выполнения различных бытовых дел (есть, убирать свои вещи, одеваться, совершать утренний и вечерний туалет). Впервые, оказавшись в стенах еще чужой школы-интерната, ребенка встречает чужая обстановка: большие помещения, спальня на несколько человек, в которой надо остаться на долгую ночь без мамы и многое другое, все это может вызывать у ребенка дополнительный стресс.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его. Наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

У первоклассников, особенно в первые дни (недели) пребывания в школе, снижается сопротивляемость организма: замечается нарушение сна, аппетита, повышение температуры, обострение хронических заболеваний.

Причиной тому могут быть:

уровень подготовленности ребенка к школе;

режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровнепроизводительности регуляции поведения, организованности);

коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющихмалый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложностипривыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);

проблемы взаимоотношений с учителем;

особенности воспитания в семье, внутрисемейных отношений детей ивзрослых.

Многие педагоги и родители недооценивают те качественные изменения, которые происходят в ребенке во время его учения. Большое внимание отводится интеллектуальному развитию ребенка и поэтому личностное развитие уходит на второй план. Конечно, развитие интеллекта имеет особенное значение, но оно может сыграть как позитивную, так и негативную роль, т.е. может укрепить психологическое состояние ребенка, а может и подорвать его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, трудно поддаваться коррекции.

Одним из путей выхода их этой ситуации может быть внедрение в учебный процесс технологий, которые поспособствуют сохранению и улучшению, как физического состояния и самочувствия, так и психологического благополучия детей в период школьной адаптации.

Данная программа является инструментом решения проблемы адаптации первоклассников в школе. О повышении психологической комфортности детей в школе и снижении уровня тревожности свидетельствуют результаты диагностических исследований в начале и в конце учебного года.

Цель программы: Создание условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться к школе-интернату.

Основные задачи:

формировать учебную мотивацию у детей;

обеспечить усвоение правил школы-интерната;

способствовать снижению тревожности у детей в период адаптации в школе;

обучить способам регуляции эмоционального состояния;

развивать социально-приемлемые и полезные способы поведения детей;

развивать коммуникативные умения;

воспитывать ощущение собственной ценности.

Основные принципы работы с детьми на занятии.

Принцип человечности (гуманизма), предполагающий создание атмосферыуважительного и доброжелательного отношения к каждому ребенку. Проявление эмпатии и веры в ребенка. Необходимо помнить, что ребенок нормально развивается в организуемом процессе воспитания при условии его позитивного внутреннего состояния (жизнерадостности, счастья, хорошего настроения, уверенности в любви и уважении окружающих).

Принцип самоценности каждого возраста, предполагающий, полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста, а также опору на достижение предыдущего этапа развития, создающее предпосылки для успешного перехода ребенка на следующую социальную ступень развития.

Принцип индивидуальности, предполагающий обеспечение максимальногопроявления возможностей каждого ребенка.

- Принцип оптимизма - вера в возможность развития и обучения ребенка, установка на положительный результат обучения и воспитания.

Основные этапы работы:

1 этап: Психодиагностическое обследование учащихся. Проводится для обучающихся 1 класса с целью определения готовности к школьному обучению, уровня тревожности и общей самооценки.

2 этап: Групповая работа. На этом этапе осуществляется реализация намеченной программы

3 этап: Аналитический этап. На данном этапе оценивается результативность занятий.

Методические рекомендации проведения занятий

Программа рассчитана на 25 встреч по 20 – 40 минут 1 раз в неделю. Занятия могут проводиться со второй — третьей недели обучения первоклассников к школе. Форма проведения занятий — круг. Круг — это возможность несколько побыть вместе, глаза в глаза, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь, задать вопрос, высказать свое мнение.

Ребенок сам оценивает свое состояние в начале и в конце занятия в форме цвета (красный — веселое, радостное; зеленый — немного грустное; синий — грустное, хочется плакать).

Ребенку, чтобы глубже познать и понять самого себя и других, необходимы не столько когнитивный, сколько игровой и эмоциональные компоненты — соучастие, сочувствие, сопереживание. Поэтому программа уделяет серьезное внимание сказкам и играм. Так как через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Таким образом, дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы и находить способы решения.

У первоклассников еще недостаточно развито «Я» — рефлексивное и отсутствует широкий опыт межличностного общения, что хорошо прослеживается на занятиях в получении «обратной связи».

Поэтому во время занятий необходимо обращать внимание на особые периоды «закрытости», когда ребенок активно не хочет (а точнее сказать, не может) говорить о себе. Причем следует отличать их от таких случаев, когда ребенок хочет что-то сказать, но не имеет средств и способов выражения, стесняется и т.п. Важно обеспечить возможность проявиться всем «вытаскивать» молчунов и в то же время дать ребенку не говорить о себе, если он этого не хочет. С этой целью можно использовать прием «запрещающий знак». Суть его состоит в том, что ведущий и участники группы заранее договариваются о возможности пользоваться в особых, строго оговоренных случаях знаком, свидетельствующим что к данному участнику обращаться нельзя. Особое внимание следует обращать на детей, часто использующих подобные знаки, поскольку они нуждаются в специальной индивидуальной работе. Как правило, это дети с низкой самооценкой, неуверенные в себе, застенчивые.

Также во время занятия необходимо поощрять естественность, изобретательность в самовыражении, отношение к себе с юмором, подчеркивать и хвалить выразительную мимику и речь, жестикуляцию, гибкость в поведении.

Не следует обращать внимание на покраснения оговорки, запинки, демонстративное упрямство. Возможно не только косвенное проявление невербальной эмоциональной поддержки в особо серьезных случаях (доброжелательно посмотреть в глаза, слегка дотронуться до плеча.) Благоприятно созданное психологическое пространство помещает ребенка в мир безопасности, доверия, придает чувство уверенности и эмоционального комфорта.

Основные методы работы с младшими школьниками

Основной метод работы — групповая дискуссия. Ее суть в том, чтобы высказался каждый участник группы. Этот метод групповой динамики повышает уровень доверия и сплочения, формирует адекватную самооценку, включает детей в поток самых разных эмоций и переживаний, позволяет подобрать и апробировать наиболее удобный для каждого стиль поведения, общения, способов адаптации к окружающему.

Ведущий в такой дискуссии — взрослый, он дает слово, помогает себя выразить и благодарит детей за участие в работе группы.

Игровой метод.

Игра — не только удовольствие и радость для ребенка, что уже само по себе важно. В игре реализуются важные жизненные потребности в познании, общении, преобразовании окружающей среды. Ребенок учится действовать в реальной и в воображаемой ситуации, учиться опираться как на действия, так и на внутренние мотивы. В игре он усваивает новые социальные роли, формирует морально-нравственные ценности, осознает смысл своих и чужих действий, переживаний, проблем. В целом игра — это способ подготовки детей к жизни, психолого-педагогическое средство их развития и воспитания.

Психогимнастика

Чаще всего используется как разминка, подготовка к работе. Психогимнастика помогает ребенку освободится от эмоциональной напряженности, скованности, стеснительности и перейти к следующему этапу занятия.

Релаксационные методы

Используется как снятие психомышечного напряжения, через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела, а также использование дыхательных техник.

Эмоционально-символические методы.

Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха,печали, интереса…

Использование рисования на определенные темы.

Разделы программы

I Раздел. «Это гордое слово — первоклассник» (занятия 1-5)

Цели:

Помощь детям в осознании позиции ученика.

Знакомство детей со школьными правилами и их практическимприменением.

Развитие у детей интереса к общению друг с другом.

II Раздел. «Я и люди вокруг меня» (занятия 6-8)

Цели:

Осознание ценности, уникальности собственного «Я» и «Я» каждогочеловека.

Развитие чувства принадлежности к группе, групповой сплоченности.

Развитие навыков позитивного поведения и отношения к сверстникам.

III Раздел. «Мои первые трудности » (занятия 9-13)

Цели.

Формирование адекватной установки в отношении преодоления трудностей, с которыми ребенок встречается в школе и при выполнении домашних заданий.

IV Раздел. «Мой мир эмоций и чувств» (занятия 14-25).

Цели.

Знакомство детей с основными базовыми эмоциями и чувствами.

Обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства другихлюдей.

Ход работы занятия.

1. Приветствие - способствует выяснению психологического самочувствия детей и установлению эмоционально-позитивного контакта общения.

2. Разминка - включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышает уровень активности в процессе занятия.

3. Основной - включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач программы.

4. «Ритуал прощания» - способствует отрефлексированию состояния и чувства «здесь и сейчас»

Тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

I Раздел. «Это гордое слово — первоклассник»

5ч.

Знакомство

1ч.

Я и моя школа.

1ч.

Я в школе.

1ч.

Школьные правила

1ч.

Учебный день школьника.

1ч.

II Раздел. «Я и люди вокруг меня«

З ч.

Я и мои друзья.

1ч.

Умею ли я дружить?

1ч.

Умение договариваться.

1ч.

III Раздел. «Мои первые трудности«.

5ч.

Школьные трудности и радости.

З ч.

Мое домашнее задание.

2ч.

IV Раздел. «Мой мир эмоций и чувств»

12ч.

Почему я радуюсь? Почему я злюсь? Почему я удивляюсь? Почему я боюсь?

1ч.

Радуга эмоций и чувств.

1ч.

Эти разные эмоции и чувства.

1ч.

Знакомство с чувством страха.

1ч.

Как справиться со страхом.

1ч.

Горькое чувство — обида.

1ч.

С каким чувством дружит гнев?

1ч.

Приятное чувство — радость.

1ч.

Поделись радостью с другим, и она к тебе не раз еще

1ч.

вернется.

1ч.

Чувствоведы.

2ч.

ВСЕГО

25ч.

Список литературы

М.М.Безруких «Ребенок идет в школу», Москва. 1996г. — 236с.

Л.И.Божович «Проблемы формирования личности», Москва — Воронеж,1995г.-352с.

В.В.Ветрова «Уроки психологического здоровья», Москва, 2000г. – 190 с.

И.В.Дубровина «Психология», Москва, 1999г. — 460 с.

Дорис Вольф, Рольф Меркле «Как понимать чувства и справляться с проблемами», Новосибирск, 2000г. — 130с.

И.Ю.Кулагина «Возрастная психология», Москва, 1998г. — 176с.

И.Никольская, Г.Бардиев «Уроки психологии в начальной школе»,Петербург, 1998г. — 75с.

«Практическая психология образования» (под ред. И.В.Дубровиной, Москва, 2000г. — 530с.)

«Психическое здоровье детей и подростков» (под ред. И.В.Дубровиной, Екатеринбург, 2000г. — 170с.)

«Природа ребенка в зеркале автобиографии» (под ред. Б.М.Бим — Бада, О.Е. Клшелевой, Москва, 1998г. — 425с.)

Л.Н.Рожина «Развитие эмоционального мира личности», Минск, 1999г. -256с.

Л.К.Рахлевская «Педагогическая антропология» (человековедение в системе непрерывного образования), Томск, 1997г. — 158с.

13.О.В.Хухлаева «Тропинка к своему я», Москва, 2001г. — 179с.

Л.Ф.Обухова «Детская психология: теории, факты, проблемы», Москва, 1995г.-340с.

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению», Ярославль, 1997г.-233с.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст