Проект по обществознанию Социальная структура и социальные отношения

1.Пояснительная записка

Данный проект предполагает более глубокое исследование социальной сферы жизни общества.

При изучении планируется выполнение определенных заданий:

построение терминологической модели (кластера);

выполнение и презентация одного на выбор из предложенных учителем проектов;

формулировка и озвучивание собственного мнения, позиции, критического оценивания изучаемых материалов данной главы, т.е. умение дискутировать;

выполнение зачетной работы.

В результате изучения материала по такой методике каждый учащийся будет иметь, как минимум три оценки и обязательно приобретет определенные компетенции необходимые для дальнейшей жизни за стенами школы.

Деятельность учащихся предполагает: отбор, систематизацию, определенное оформление с элементами творчества своей работы по материалу, проходящему в рамках заданной темы. Критическое отношение, выработку собственного мнения, решение задач с практическим содержанием. Отдельным этапом проекта становятся диспут, конференция с обязательной защитой выбранного проекта по изучаемой теме.

Цели и задачи проекта

Создание модели урока инновационного характера, отвечающего потребностям всех участников образовательного процесса, которая предполагает:

Образовательную цель – изучить и систематизировать теоретический материал на уровне определенном стандартом образования;

Воспитательную цель – формирование критического и осмысленного отношения к самостоятельной деятельности, личной ответственности обучающихся, т.е. формирование ключевых компетенций, а также воспитание уважительного и терпимого отношения к любой личности;

Развивающую цель – развитие умения мыслить, анализировать, сравнивать.

Задачи:

Создать для учащихся комфортное творческое пространство, неформальную среду общения и возможности самореализации на уроках обществознания;

Обеспечить обучающимся возможность выбора характера деятельности и темы по их интересам и склонностям;

Способствовать формированию творческих групп исходя из их личного желания;

Содействовать проявляющейся активности учащихся в овладении определенной суммой знаний.

Алгоритм проведения проекта :(этапы, шаги, задания, последовательность их выполнения, список занятий и их содержание)

Проект включает в себя несколько этапов работы. Всего на его проведение уходит до 3 уроков, в зависимости от количества часов отводимых тематическим планированием и определенным образовательным стандартом по предмету.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап

В каждом классе, принимающем участие в проекте, учитель объявляет тему

Учитель формулирует темы для исследований и предлагает учащимся для выбора

Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся в группы. Оговаривает формы предоставления материала.

Учащиеся выдвигают проблемы, обсуждают и составляют ассоциативный ряд.

Учитель формулирует темы для исследований и предлагает учащимся для выбора

Учащиеся группируются и определяют свои роли для выполнения исследования, а так же, как будут представлять результат исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, презентация и т.д.

2 этап

Учитель проводит урок-лекцию, в ходе которого объясняет новый материал и определяет круг источников информации для выполнения задания

Консультирование учащихся по исследовательской деятельности

Учащиеся конспектируют, обсуждают и начинают работать в классе, а дома продолжают над кластером

Учащиеся исследуют литературу, Интернет-ресурсы, подбирают иллюстрации и продумывают оформление, систематизируют отобранный материал и приступают к его оформлению. Дома готовятся к дискуссионным вопросам

3 этап

Проводится конференция. Подведение итогов и рефлексия.

Учащиеся представляют свои мини-проекты, защищают свои работы.

2.Социальная структура и социальные отношения

2.1Развернутая структура этапов работы

Цели и задачи:

изучить и систематизировать с учащимися материал о социальной стратификации, социальной мобильности, социальных «лифтах», способствующих социальным перемещениям человека;

дать представление учащимся о тенденциях развития социальных отношений в современном мире и, в первую очередь, в нашем обществе;

выявить наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения;

4) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами;

5) формировать отношение к проблемам социального неравенства, социальных конфликтов, помочь осознать школьникам свою собственную социальную позицию.

Структура проекта:

I. Организационно-мотивационный момент (1 урок).

Актуализация знаний. Объявление темы проекта. Постановка цели проекта, знакомство с задачами проекта.

Учитель: Один вельможа в скромном будничном кафтане отправился на праздник к знатному горожанину. Он очутился среди людей, блистающих великолепием нарядов из шелка  и  бархата. С презрением гости смотрели на его бедную одежду. Вельможу умышленно не замечали, презрительно морщили нос и оттесняли от стола, ломившегося от великолепных яств. Тогда вельможа пошел домой, надел свой самый красивый кафтан и вернулся на праздник, исполненный достоинства, как какой-нибудь правитель. Гости сразу же стали заискивать перед ним. Каждый старался вступить с ним в разговор, или по крайней мере, запомнить одно из его мудрых слов. Можно было подумать, что праздничный стол приготовили только для него. Со всех сторон ему предлагали самые вкусные кушанья.

Но вместо того, чтобы есть, вельможа запихивал их в широкие рукава кафтана. Гости осаждали его вопросами: «О, господин, что ты делаешь? Почему ты не ешь того, что мы тебе предлагаем?» А вельможа, продолжал набивать свой кафтан яствами, ответил спокойно: «Я справедливый человек, и если говорить по правде, то ваше гостеприимство относится ни ко мне, а к моему кафтану. Поэтому он должен получить то, что заслуживает».

Беседа с учениками, обсуждение смысла притчи.

Что же представляют собой  социальные   отношения, каковы критерии отнесения людей к тем или иным группам — об этиx  и  иных вопросах  и  пойдет речь на нашем  уроке.

II. Планирующе-подготовительный момент.

Учитель предлагает разделиться на группы. Можно просто попросить учеников рассчитаться или приготовить карточки с порядковым номером группы, столько карточек с одним номером, сколько требуется членов в группе, и попросить учеников вытаскивать их из ящика.

Далее целесообразно рассказать учащимся о целях и задачах проекта, его временных рамках, выработать правила работы и оговорить ожидаемые результаты.

В ходе беседы с учащимися по вопросам:

- В чем выражалось социальное неравенство в прошлом и каковы его проявления в наши дни?

- Какова роль социального неравенства в развитии общества?

В чем различие между понятиями «социального неравенства» и «социальной несправедливости»?

учитель формирует темы для исследований и предлагает учащимся для выбора.

Темы:

Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе.

Социальные изменения в советском обществе.

Социальные конфликты.

Социальная несправедливость.

Учитель объявляет виды предоставления учащимися проекта и разъясняет основные требования к защите своих проектов.

Виды предоставления проектов:

Эссе

Компьютерная презентация

Газета

Плакат

Альбом

Видеоклип

Далее учитель акцентирует внимание на оценке защиты проектов, уделяя внимание следующим критериям:

Качество работы: полнота представления темы, аргументированность, убедительность представления проекта, объем и глубина знаний;

Культура речи: использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории;

Ответы на вопросы: полнота,  аргументированность;

Деловые качества докладчиков:  готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность:

Достижение цели проекта.

Учитель предлагает учащимся задать интересующие вопросы.

III. Информационный момент (2 урок)

Форма проведения урока: урок – лекция с элементами дискуссии.

Тема: социальная структура общества и социальные отношения.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, учебник.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих. Повторяет цели и задачи проекта. Объявляет тему урока (слайд № 1)

II. Изучение новой темы.

План изучения нового материала (слайд № 2):

1. Основные социальные группы. Социальная структура общества.

2. Социальные отношения.

3. Социальная динамика:

А) причины социальных изменений;

Б) социальная мобильность и “социальные лифты”

4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить.

Учитель объясняет, что современные исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытном обществе выделялись группы в соответствии с полом, возрастом с присущими им привилегиями и обязанностями. И общепринятым сегодня является выделение следующих социальных групп (слайд № 3)

В ходе рассмотрения материала учащимися в тетради заполнятся таблица.

Социально-классовые

Социально-демографические

Этносоциальные

Социально-территориальные

Классы, социальные слои.

Мужчины, женщины, дети, родители.

Нации, народности, племена.

Город, деревня, регион.

Объясняя базовые понятия, учитель опирается на подготовленную презентацию (слайды №4,5).

Социальная структура общества – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом групп людей.

Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, власть, доход и др.)

Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе.

Стратификация – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти.

Существует два основных подхода к выделению этих групп. (Слайд №6) Первый – деление общества на противостоящие друг другу конфликтные группы – классы. Само понятие “класс” впервые зафиксировано в английском словаре XVII века, но в дальнейшем это понятие стали связывать с именем создателя новой общественной теории К.Марксом. В.И.Ленин, продолжая развивать эту теорию, дает в работе “Великий почин” определение классов.

Учащиеся работают с фрагментами документов, отвечают на вопросы к документам. (Приложение №1 рабочая карта урока)

Другая теория социальной структуры общества связана с именем немецкого обществоведа М.Вебера, одного из основоположников социологии. Вебер говорил о классе, как о социальной группе людей, обладающих сходными “возможностями” жизни. Чем определяются жизненные шансы? Как и Маркс, Вебер видел в собственности важный классификационный признак, но отнюдь не единственный и не определяющий.

Учащиеся работают с фрагментом документа, отвечают на вопросы к документам. (Приложение №2 рабочая карта урока)

Итак, мы выяснили, что общество состоит из различных групп. Деление же общества на группы называют социальной дифференциацией.

В ходе данного этапа урока учащиеся заполняют следующую таблицу

Страты различаются:

Классы различаются:

• по уровню доходов;

• основным чертам образа жизни;

• включенности во властные структуры;

• отношениям собственности;

• социальному престижу;

• самооценке своей позиции в обществе.

• по месту в системе общественного производства;

• отношению к средствам производства;

• роли в общественной организации труда;

• по способам и размерам получаемого богатства.

Люди находятся в постоянном движении, а общество — в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе называется социальная мобильность. Каждый из нас, следовательно, может быть отнесен к определенной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места? Как оно происходит? Ответы на эти вопросы и дает теория социальной мобильности.

На данном этапе урока учитель рассказывает о существующих видах социальной мобильности, об их классификации. (Слайды №7, 8, 9, 10)

При рассмотрении вопроса о тенденциях развития социальных отношений на современном этапе учитель привлекает материалы из работы Т. И. Заславской «Социальная структура современного российского общества» (Приложение № 3)

III. Закрепление изученного материала. Консультация по по исследовательской деятельности.

IV. Подведение итогов.

III. Заключительный (презентационный) этап. (3 урок)

Реализация проекта на практике. На нем проводится публичная защита проекта, подведение итогов, анализ и оценка деятельности.

Форма проведения урока: конференция.

Тема: социальная структура общества и социальные отношения.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Знакомство участников с программой и условиями проведения конференции.

Представление участников, членов жюри.

Проверка и настройка мультимедийной аппаратуры.

II. Выступление участников конференции:

III. Подведение итогов конференции. Выставление оценок.

Рефлексия:

Мне было интересно (не интересно), потому что…

Какой этап проекта понравился и почему?

На каком этапе было труднее всего работать и почему?

Получили ли Вы удовлетворение от работы в группе?

2.2.Раздаточный материал

Рабочая карта урока «Социальная структура и социальные отношения»

Приложение №1

Сравните два исторических документа и ответьте на вопросы:

1) Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии”

“истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов…”

/Работа вышла в свет в 1848г/

2) Фрагмент работы В.И.Ленина “Великий почин”

“Классы – это большие группы людей, которые различаются:

по месту в исторически определенной системе общественного производства;

по отношению к средствам производства;

по роли в общественной организации труда;

а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают…”

/Работа была написана В.И.Лениным в 1919 г/

Вопросы к документам:

Что объединяет эти документы?

Выделите понятия, содержащиеся в документах.

На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?

Приложение № 2

“с 40 –х гг XX в. в США выделяют шесть страт, каждый из которых объединяет людей с одинаковым рангом “престижности”

Верхушка высшего класса. Это элита общества, “пропуском” в нее служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют свое богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.

Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актеры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали свое положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчеркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2 -5%

Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высоко – профессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15 % населения.

Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, “американскому образу жизни”. К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно – технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в “приличном” районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса в численности населения США – 35-40%

Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и “люди, работающие в касках” — строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишен творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в непристижных районах города. Составляют 30% населения.

Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в “трущобных” районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.

Задание. Определите, какие критерии положены в основу выделения этих групп.

Приложение №3

Т. И. Заславская

Социальная структура современного российского общества

(Т. И. Заславская – современный российский экономист и социолог.)

…Российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также… «социального дна». Под верхним слоем понимается прежде всего реально правящий слой… К нему относятся элитные… группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

Второй слой назван средним… Пока этот слой слишком малочислен… Это мелкие предприниматели… менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные… специалисты и рабочие.

Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалифицированным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.

К базовому слою относится часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус… интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Структура и функции нижнего слоя представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.

…Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.

Социология в вопросах и ответах / Под ред. проф. В. А. Чуланова. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 167–168.

Вопросы и задания:

1. На основе каких критериев, по вашему мнению, образована данная структура современного российского общества? Аргументируйте свой ответ.

2. Возможно ли в современной России изменить свою принадлежность к той или иной социальной группе? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.

3. Опираясь на данный фрагмент, расскажите о социальном положении трех-четырех поколений вашей семьи – определите его, проследите изменения.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст