здоровьесберегающие технологии в школе

Здоровьесберегающие технологии в школе.

Известно, что ступень общего образования является базисом любой целостной образовательной системы. Именно на этом уровне закладываются основы интеллектуального, физического и духовно-нравственного становления личности. Все это обусловливает тенденцию постоянного, в зависимости от социального заказа, содержательного и технологического обновления, достижения нового качества общего образования. Между тем качество образования не может рассматриваться вне контекста трудозатрат и здоровья субъектов образовательного процесса. Статистические данные и результаты многочисленных исследований состояния здоровья детей и учащейся молодежи несколько отличаются в региональном отношении, но все они демонстрируют далеко неутешительную картину его проявления Аналогичная ситуация отмечается и в отношении здоровья педагогического корпуса учебных заведений

К особой группе причин, обусловливающих различные факторы такого положения, специалисты относят: благосостояние общества; существующую систему содержания и организации образования, не обеспечивающую в достаточной степени здоровьесбережение субъектов образовательного процесса, низкий уровень культуры здорового образа жизни учащихся и отсутствие должной компетенции у педагогов в формировании данной сферы культуры

Анализ научно-литературных источников, практического опыта говорит о том, что термин «здоровьесберегающие технологии» появился недавно. Возникновение его связано с системой образования, созданием условий для детей и учащейся молодежи, обеспечивающих их здоровье в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Проблемы грамотного введения новых педагогических технологий, оздоровление детей, валеологизации учебного процесса на сегодняшний день выдвигаются на первый план.

Современное состояние здоровья детей и молодежи требует приоритетного внимания, что можно достичь формированием здорового образа жизни, опираясь в своей деятельности на новую науку – Валеологию.

За последние годы в России ухудшились демографические показатели, снизилась рождаемость, естественный прирост населения, возрос уровень заболеваемости и смертности.

По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85% (59). Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей.

Только за период обучения в младших классах возрастает в 16-18 раз число детей больных вегето-сосудистой дистонией, в 11-12 раз – близорукостью, в 5 раз – эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, в 4 раза – болезнями желудочно-кишечного тракта, в 2 раза – мочеполовой системы.

Чтобы достичь эффекта и всеобщего успеха в поднятии уровня санитарно-гигиенической грамотности, в сохранении и укреплении здоровья учащихся, повышения духовности среди молодежи, необходимо коренное изменение в формировании здорового образа жизни и внедрение аспектов валеологии в учебные планы организаций образования. В связи с этим принята в ФГОС нового поколения Программа №8 «Формирование здорового и безопасного образа жизни»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.Здоровьесберегающая технология это

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим

Здоровьесберегающая педагогика это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина «здоровьесберегающие образовательные технологии», примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи — сохранения и укрепления здоровья учащихся. 

Цель — здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.Системная последовательность приобщения школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям:

осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения

признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников

овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций)

реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями

Классификация здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологи

Авторские используются приемы, предложенные создателем 1. М.М.Безруких – Технология развития школьнозначимых психических функций. 2. М.Монтессори – Технология сенсорного развития. 3. В.Ф.Базарный — Технология раскрепощенного обучения.

4. Г.Г.Левитас – Технология учебных циклов.

5. Е.Н.Дзятковская – экологосообразность учебного процесса.

Отчуждаемые поэлементный состав из разных технологий 1. Валеокомпанент в уроке (биология, физкультура, ОБЖ, и т.д.) 2. Валеокомпанент в воспитательной практике.

Авторские здоровьесберегающие технологии

Марьяна Михайловна Безруких родилась в 1945 г. Работает в Институте возрастной физиологии Российской академии образования с 1973 г., с 1996 г. является директором Института.Марьяна Михайловна — ведущий специалист в области фундаментальных исследований в возрастной физиологии и психофизиологии, являющихся базой для разработки методик и технологий здоровьесберегающего учебного процесса, а также известный методолог, эксперт и разработчик конкретных здоровьесберегающих технологий обучения, широко используемых в практике образования. Принципиально новым является направление теоретических исследований и практических разработок М.М. Безруких и ее школы по методике индивидуальной подготовки детей к школе и методикам обучения леворуких, медлительных, гиперактивных, часто болеющих детей, обучающихся в общеобразовательной школе. Практические рекомендации и методики этой работы составляют основу здоровьесберегающих технологий обучения. Результаты научных исследований М.М. Безруких позволили обосновать и разработать комплексные методики раннего прогнозирования и диагностики школьных трудностей у учащихся, определить их психофизиологические основы и предложить новые формы и методы индивидуальной работы, снимающие функциональную напряженность, стресс, вошедшие в арсенал здоровьесберегающих методик обучения.Марьяной Михайловной разработана концепция «школьных факторов риска», вызывающих нарушения физического и психического здоровья школьников, предложены технологии, принципы, методики здоровьесберегающего обучения. Исследования по психофизиологии письма, особенностям формирования этого навыка у праворуких и леворуких детей позволили разработать альтернативную методику обучения письму, утвержденную и рекомендованную МО РФ удостоенную Премии Президента России в области образования.М.М. Безруких — научный руководитель Программы НИР РАО «Физиологические основы развития и здоровье ребенка» по плану важнейших исследований Российской академии образования и научный координатор работы соисполнителей по программе «Образование и здоровье» более чем 30 педагогических вузов и университетов России. 22 апреля 2004 на Общем собрании Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких была избрана действительным членом (академиком) Российской академии образования по Отделению общего и среднего образования, по направлению «Здоровьесберегающие технологии обучения». Научный руководитель серии «Школа для дошкольника» доктор биологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких.В основу данной программы положены результаты многолетних исследований Института возрастной физиологии РАО. Значительные изменения, происходящие в организме ребёнка на этом этапе возрастного развития, и его чувствительность к любым воздействиям заставили авторов многократно проверять предлагаемые методики занятий и оценивать состояние здоровья и развития детей, занимавшихся по этой программе. Занятия с каждым ребёнком необходимо строить на основе его индивидуальных особенностей. При разработке программ индивидуального адаптивного развития необходимо учитывать функциональные возможности и возрастные особенности ребёнка, его адаптивные возможности и ограничения, которые связаны со здоровьем, спецификой раннего развития. Комплект «Азбука» предназначен для такой индивидуальной, дифференцированной работы с детьми 5—6 лет при подготовке к школе. Комплект — это «Азбука» — книга для совместной работы взрослых (педагогов, родителей, воспитателей) и ребёнка и 4 рабочие тетради для выполнения разнообразных практических заданий.Комплект рекомендован Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Концепция программы Цель комплекта — КОМПЛЕКСНАЯ подготовка к школе, развитие значимых для школы функций, таких, как организация деятельности, общее (интеллектуальное) развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координация, тонко-координированные движения, фонематический слух, внимание, память, мышление. Комплексный синтетический подход, на основе которого выстроены все занятия в «Азбуке» и рабочих тетрадях, учитывает следующие принципы проведения занятий с дошкольниками: 1. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности 5—6-летнего дошкольника — игре. 2. Принцип комплексности — на каждом занятии уделяется внимание решению каждой из вышеперечисленных задач. 3. Принцип последовательности — по мере накопления знаний и овладения навыками и технологией работы содержание занятий расширяется и углубляется. 4. Принцип тематического планирования занятий. Общая тема занятий и работа с тематически- ми листами способствуют расширению кругозора, обогащению словарного запаса, формированию новых понятий, повышению эмоциональной значимости занятий.5. Принцип «рисования речи». В соответствии с концепцией Л. С. Выготского о поэтапном освоении письменной речи, «вхождение» ребёнка в письменную речь необходимо организовать как переход от рисования вещей к рисованию слов. С этой целью под каждым рисунком предмета написано слово, его обозначающее, таким образом ребёнка подводят к открытию того факта, что «рисовать можно не только предметы, но и речь». 6. Принцип позиционного чтения, которому соответствует метод попарного введения гласных букв, разработанный Д. Б. Элькониным, при котором детям сразу открывается общий способ чтения — ориентации на гласную букву, следующую за согласной.

7. Принцип системности изложения материала. Одинаковая последовательность изучения букв в «Азбуке» и рабочих тетрадях даёт возможность родителям или педагогам тесно связать занятия по подготовке к чтению, письму и комплексному (общему) развитию. Занятия по программе с использованием данного комплекта способствуют решению следующих познавательных функций:

1. Организация деятельности: • умение воспринимать инструкцию (задание) и по инструкции выполнять действие в соответствии с поставленной задачей;• умение планировать свою деятельность, т. е. действовать по определённому плану, а не хаотично, методом проб и ошибок; • способность выполнить задание до конца и оценить качество его выполнения; • способность самостоятельно найти и исправить ошибку в своей работе, не ожидая конкретных указаний (сделай так, так и так); • способность сосредоточенно, без отвлечения, выполнять задание в течение 10—15 минут.

2. Общее (интеллектуальное) развитие: • элементарный запас сведений об окружающем мире, о себе, своей семье, быте и умение пользоваться ими; • способность к систематизации и классификации (находить общее и различие предметов, явлений, процессов) и способность к анализу простых причинно-следственных связей; • cпocобность к активному наблюдению, восприятию;• умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, высказывать собственные элементарные суждения, делать простой логический вывод (продолжить словесное рассуждение или образное действие). 3. Развитие речи: • развитие фонематического слуха, правильное произношение всех звуков родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов (может выделить звук в начале, середине или конце слова); • обогащение словарного запаса, позволяющее ответить на вопрос, самостоятельно сформулировать вопрос, выразить мысль, описать событие; • умение грамматически правильно строить предложение, правильно использовать предлоги, приставки, союзы и полно ответить на вопрос и самостоятельно построить предложение: • умение самостоятельно рассказать знакомую сказку, составить связный рассказ по картинкам, овладение звуковой стороной речи — темпом и интонацией (в речи нет нарушений темпа, запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова и т. п.).4. Развитие внимания и памяти: • способность сохранять внимание в течение 10-15 минут(не требует дополнительных инструкций, внешней организации внимания); • способность переключаться с одного вида деятельности на другой (не отвлекаться на посторонние внешние раздражители); • способность запомнить 10 не связанных между собой слов при 3—4-кратном повто- рении; • способность запомнить 10—12 слов при подкреплении запоминания наглядными образами; • способность группирования предметов, объектов, ситуаций по смыслу.5. Развитие движений: • уверенное владение всеми бытовыми действиями (еда вилкой, ложкой, расстёгивание пуговиц, чистка зубов, одевание, раздевание, шнурование ботинок и т.п.); • умение хорошо ходить и бегать, прыгать, кататься на трёхколёсном велосипеде (способен научиться ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать, играть в теннис, прыгать через прыгалку и т.п.); • умение хорошо ориентироваться в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, направо, налево и т. п.); • умение играть с конструкторами, манипулировать мелкими деталями; • рисование, раскрашивание, выполнение графических движений (умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, нарисовать круг, треугольник, квадрат). 6. Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации: • способность находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме); • способность дорисовать элементы, детали, части фигур по образцу: • способность классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету, направлению штрихов и другим признакам; • способность копировать буквы, цифры, соблюдая размерность и направленность штрихов и элементов; • способность срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направленность штрихов. 7.Развитие интегральных умений, способствующих восприятию буквы и её запоминанию: 1) зрительно-пространственного восприятия: • формирование зрительного восприятия; • формирование пространственного восприятия; • формирование зрительно-пространственных интеграций; • развитие зрительной памяти; 2) зрительно-моторной функции: • развитие тонко-координированных движений рук;• развитие зрительно-моторных интеграций;• освоение правильной позы при письме, правильного положения тетради, правильного способа держания ручки; • обучение работе на плоскости листа, в строке разной величины; • обучение выполнению элементарных графических движений (с учётом биомехани- чески целесообразной траектории движений). 7. Формирование положительной мотивации к различным видам учебной деятельности, чему в значительной степени способствует игровая форма проведений занятий, большое разнообразие практических заданий, их чередование и прекрасно иллюстрированный большой фактический материал, расширяющий представление ребёнка о человеке, видах его деятельности, животном и растительном мире нашей планеты.

На страницах для взрослых даны необходимые подробные рекомендации по организации занятий с детьми, их продолжительности. Кроме того, каждое занятие в «Азбуке» включает план проведения. Сформулированный принцип комплексности реализуется при изучении каждой буквы, так как предлагается целый блок заданий:• дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения (с выполнения имен но этих заданий следует начинать занятие); • дыхательные упражнения для формирования воздушной струи; • артикуляционные упражнения — упражнения для губ и языка, способствующие правильной артикуляции; • чистоговорки; • игры, способствующие развитию тонко-координированных движений; • пальчиковая гимнастика от простых статических фигур до динамических упражнений со стихотворным сопровождением; • сделай букву;• разнообразные графические задания (штриховки и раскрашивания сначала буквенного рисунка, а начиная со второй тетради — слогов в определённые цвета, с последующим получением законченного рисунка, срисовывание, дорисовывание, раскрашивание, рисование), направленные на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, совершенствование тонко-координированных движений руки; • развитие речи (ответы на вопросы к тематическим листам, составление сначала предложений с описанием предметов, изображенных на листах, а по мере успешного выполнения этих заданий — составление связного рассказа по картинке); • развитие внимания (помоги найти родителей, найди лишнюю семью); • развитие памяти; • знакомство с буквой — заглавной и строчной, нахождение различий; • слоговое раскрашивание; • игра «Волшебный мешочек» (развитие тактильной памяти); • игра «Тень — загадка» (развитие образной памяти); • игра «Как много профессий — хороших и разных!» способствует не только развитию обратной памяти, но и умению систематизировать, классифицировать новое. В заключение можно сказать, что готовность к систематическому обучению — это комплексная характеристика развития ребёнка. Готовность — это определённый уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать своё поведение и т. п. Готовность — это и определённый уровень развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (организация внимания и деятельности, речь, развитие моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации и др.). Готовность — это определённый уровень личностного развития, характеризующий самосознание, самооценку, мотивацию. Нельзя не учитывать при определении готовности состояние здоровья ребенка.

Принципы цель и задачи здоровьесберегающих технологий

Безруких М.М.1. Учимся писать буквы.2. Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей.

1. Специальная методика развития ребёнка и подготовки к обучению письму. Методика рассчитана на детей 5-6 лет. В тетради дана серия заданий, позволяющих объективно оценить возможности и особенности развития ребёнка и на этой основе проводить индивидуальные развивающие занятия. Тетрадь включает задания, направленные на развитие моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций. Задания учитывают особенности возрастного развития графических движений ребёнка. 2. Специальная методика обучения письму детей 6-7 лет. Методика учитывает особенности ребят, у которых недостаточно сформирована моторика, зрительное и зрительно-пространственное восприятие, есть трудности организации внимания. Уважаемые родители! Каждый из вас хочет помочь своему ребенку подготовиться к школе, научить его тому, что позволит успешно учиться. Для многих первоклассников обучение письму — самая большая проблема. Связано это с тем, что дети просто не подготовлены к письму, к быстрому освоению курсивных букв, быстрому темпу письма. Опыт показывает, что у многих из них очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, нет необходимых моторных навыков и затруднено выполнение сложнокоординированных движений руки, не сформировано зрительное и зрительно-пространственное восприятие, недостаточно развиты зрительная память и зрительно-моторная координация. Можно ли избегнуть этих проблем? Можно ли еще до школы подготовить ребенка к письму, сделать процесс первоначального обучения письму более спокойным и успешным? Безусловно, да, но… это требует проведения целенаправленной и систематической работы по подготовке к письму (начинать ее нужно хотя бы за год до школы). Ключевые моменты такой работы можно обозначить так: —необходимо научить ребенка1) правильно сидеть, правильно держать ручку и тетрадь. Без этого умения все дальнейшие попытки могут быть безуспешными; 2) правильно выполнять основные линии и графические элементы: прямые и наклонные линии (вертикальные и горизонтальные, полуовалы, овалы, круги). При этом движения должны быть свободными, а линии четкими, ровными; 3) различать, разделять и сличать различные сочетания линий, фигур; выделять их из фона; запоминать эти линии и фигуры; 4) проводить поэлементный анализ фигур, их сочетаний, печатных букв, цифр (т. е. выделять в целом отдельные части) и складывать из частей целое; 5) копировать различные сочетания штрихов и фигур, срисовывать с образца и рисовать их по памяти, соблюдая размерность, направление штрихов, пропорции, соотношение элементов. Эти элементы подготовки определяют развитие умений, необходимых для формирования первоначального навыка письма (его технической стороны): • умение правильно сидеть, держать ручку и тетрадь; • умение рисовать ровные прямые и наклонные линии; • умение правильно рисовать овалы и круги; • умение различать линии, фигуры, буквы и находить их среди других; • умение правильно писать печатные буквы. В этой тетради — система занятий, направленных на освоение этих умений. Внимание! При выполнении любых графических заданий учите ребенка расслабляться после каждого движения (разжать, расслабить пальцы, кисть, ровно и глубоко вдохнуть-выдохнуть и только затем делать следующее движение). Если задания не получаются, рука идет «не туда», штрихи неровные, неуверенные (дрожание линии), если ребенок напряженно держит ручку, очень нервничает — выполнять сложные графические движения еще рано. Не настаивайте, не подчеркивайте неловкость, неумение ребенка и, прежде всего, постарайтесь выяснить причины этих трудностей. Следующие десять заданий позволят вам понять причины возникающих трудностей.• 1. Проверьте, умеет ли ребенок манипулировать мелкими предметами. Дайте, например, пакет с пуговицами и попросите отделить мелкие от более крупных, цветные от белых и т.п., а потом нанизать их на леску или шнурок. Отметьте, как ребенок выполняет это задание: • уверенно, достаточно быстро, движения четкие (+); • очень медленно, неловко (-). 2. Попросите ребенка взять указательным и большим пальцами правой или левой руки карандаш (ручку) и покрутить его. • Получается, карандаш не падает (+). • Не получается (-).3. Попросите ребенка нарисовать несколько вертикальных и горизонтальных линий, четырехугольник, квадрат, овал, круг. • Получается — линии ровные, четкие, без разрывов, фигуры с ровными линиями, четкими углами, овалы и круги правильной формы (+). • Не получается (-).4. Попросите ребенка заштриховать небольшой рисунок. Предварительно покажите, как это сделать. Оцените ровность, параллельность, правильность направления штрихов. • Получилось (+). • Не получилось (-). 5. Попросите ребенка внимательно посмотреть и запомнить сначала одну, потом две, а затем три фигуры (с. 6). Закрыв фигуру, попросите ее нарисовать. Можете использовать любые задания (с. 8). • Получается (+). • Не получается (-). 6. Попросите ребенка дополнить (закончить) рисунок (с. 13). • Получается (+). • Не получается (-).7. Попросите ребенка скопировать рисунки (с. 21)• Фигуры скопированы правильно, с соблюдением размеров, направлений штрихов, сочетания частей, линии ровные, уверенные (+). • Нарушены размеры, перепутано направление штрихов, линии разорванные, неровные, дрожащие (-). 8. Попросите ребенка выделить (найти) одинаковые фигуры или сочетания фигур в заданиях на с. 21. • Ребенок ищет и правильно выделяет фигуры (рисунок) не более чем за 6 секунд (+). • Более 6 секунд ищет «такую же» фигуру (-). • Не выделяет (неправильно показывает) «такую же» фигуру (-). 9. Попросите ребенка сложить простые фигуры из деталей по образцу (с. 9). • Быстро и уверенно складывает из деталей образец (+). • Работает очень медленно, с подсказкой, неуверенно (-). 10. Поиграйте с ребенком вот в такую игру: возьмите чистый лист бумаги (можно большой), дайте ребенку фломастер (маркер, толстый карандаш или мелок). Представьте, что вы едете на автомобиле и ребенок чертит на бумаге маршрут: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперед, стой, дорога пере- крыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круг и…» Получится схема движения.• Получается (+). • Не получается (-). Эти задания предлагаются не столько для оценки, сколько для того, чтобы «минусы» при выполнении определенных заданий подсказали вам, над чем нужно работать. «Минусовое» выполнение заданий 1—4 — показатель трудностей, связанных преимущественно с несформированностью координации движений и зрительно-моторных координаций. При трудностях в выполнении заданий 1—2 обратите внимание на положение ручки, дополнительно выполняйте упражнения с мелкими предметами. При трудностях в выполнении заданий 5—6 необходима дополнительная тренировка зрительной памяти. При трудностях в выполнении заданий 7—10 необходимо уделить внимание развитию зрительно-пространственных и зрительно-моторных координаций.

Мария Монтессори (1870 -1952) - выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, философ, психиатр и психолог, педагог-гуманист снискала мировую известность своей уникальной и действенной системой воспитания и обучения маленьких детей. 

 Работая ассистенткой врача в университетской клинике, М.Монтессори впервые столкнулась с детьми с ограниченными возможностями. Эти дети были изолированы от мира, предоставлены сами себе, и походили на пленников. Наблюдая за ними, врач Монтессори впервые задумалась о том, что детям нужна развивающая среда. Впоследствии это станет отправным пунктом ее педагогической системы.Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на развивающегося человека. М. Монтессори строила свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях. Как можно чему-то научить ребенка, если он, как автомат, выполняет лишь то, что предписывается преподавателем!? В таких условиях дети не имеют возможности проявлять себя, и поэтому совершенно невозможно познать их истинную природу. 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ-СИСТЕМЫ

Основные принципы Монтессори-системы 

 Как реализовать

Чего достигаем, соблюдая их 

   Педагогические принципы

 СВОБОДА ВЫБОРА

Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность.

 В результате ситуации выбора

ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;

 учится делать выбор;

учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;

свобода выбора  формирует в ребенке инициативность;

наряду с соблюдением правила «поработал — убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность.  

 НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА ДИДАКТИ-ЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА МОНТЕССОРИ

    Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории.     Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори-среды.

всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;

максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;

взаимопроникающая логика построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).

 КОНТРОЛЬ ОШИБОК

 В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.

формирование адекватной самооценки;

 развитие поисковой активности ребенка, инициативности;

самоконтроль;

развитие аналитических функций  мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;

проявление сензитивности, когда ребенок занимается какой-либо деятельностью не за оценку взрослого, и не во избежание порицания за «ничегонеделание», а только потому, что интересно.

 МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ — ПЕДАГОГ, ПРОШЕДШИЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ

 Знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори-среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку).

максимально быстрое и эффективное усвоение задач  материала ребенком;

возможность поэтапного освоения навыка;

развитие точности восприятия;

развитие концентрации внимания;

развитие памяти ребенка и умения работать по образцу;

развитие логики (когда каждое последующее действие не может состояться без предыдущего).

 НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ-СРЕДЕ

 Соблюдение правил: - Убери за собой; - Работа на ковриках; - По классу передвигаемся тихо; -Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого        и др.

приучение к порядку;

умение организовать свое рабочее место;

умение рационально использовать пространство;

умение нести ответственность за собственный выбор;

потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);

развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое.

Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребенка (насколько готов принимать правила общества), содействует развитию внутренней дисциплины.

 РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ

 Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне. Подключать детей друг к другу:  в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность.

Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми);

дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу;

формируется чувство взаимопомощи;

младшие имеют возможность учиться у старших;

старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве  собственной значимости, формируется чувство ответственности.

 ДЕТИ — АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

 Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга.

Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам.

 Такой вид работы способствует:

 развитию уверенности в себе, самостоятельности;

удовлетворению  потребности в чувстве собственной значимости;

развитию познавательной активности ребенка, любви к обучению;

умению задавать вопросы и отвечать на них;

профилактике страха публичных выступлений;

развитию умения задавать вопросы и отвечать на них;

умению передать информацию другим и умению слушать, владеть ораторским искусством.

   Психологические принципы

 НЕ ДЕЛАЙ ЗА РЕБЕНКА ТО,   ЧТО ОН МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМ

 Помоги мне это сделать самому! Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам! Помощь взрослого должна быть минимальной.

уверенность в собственных силах;

самостоятельность,

решительность;

более интенсивное овладение   и усвоение различных навыков;

формирование адекватной самооценки;

удовлетворение потребности во взрослении.

 ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНОК ВЗРОСЛОГО

 Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности. Проявлять свое отношение через собственные чувства. Научить ребенка самого адекватно  оценивать собственную деятельность.

 независимость от чьей-либо оценки;

формирование позитивного образа «Я»;

уверенность в себе;

умение объективно оценить себя, свои поступки и работу;

ребенок работает с материалами  только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку.

 ОТСУТСТВИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МОТИВА

 Не сравнивать ребенка с другими. Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим».

 формирование позитивной самооценки, благоприятного образа «Я»;

самодостаточность;

уверенность в себе.

Технология учебных циклов автор Левитас Г.Г.

Описывая технологию учебных циклов, Г.Г. Левитас утверждал: «…технология относится к преподаванию тех предметов и их разделов, в которых ведущим элементом являются точные знания. Это курсы математики 1-11 классов. Это многие разделы информатики, физики, химии, биологии, географии, истории». Технология учебных циклов позволяет избежать переутомления учащихся на уроке, обеспечивая при этом постоянную занятость и непрерывную работу».

Учебный материал разбивается на учебные циклы, в состав которых входят: проверка знания предыдущего материала, сообщение нового, закрепление, контроль теоретических знаний и итоговое закрепление. На уроках, проводимых в рамках технологии, проверка усвоения пройденного материала осуществляется в ходе диктанта, содержащего вопросы, имеющие точный, однозначный ответ. Проверка может осуществляться учителем либо одноклассником, периодически рекомендуется самопроверка.

В процессе объяснения нового материала составляется конспект, после чего материал еще раз коротко проговаривается учителем или учеником.

В качестве активизации внимания в ходе объяснения нового материала или фронтального повторения до диктанта учитель использует систему «да — нет».

Технология учебных циклов способствует становлению адекватной самооценки, рефлексии, дает реальную возможность самоутверждения и самореализации в рамках урока для каждого ученика, исключая стрессовые ситуации в процессе опроса, прекрасно подходит для учащихся с высоким уровнем школьной тревожности и со страхом ошибки.

Планируя свою работу по формированию знаний, различных видов познавательной деятельности, за основу берут не урок, а цикл обучения (цикл управления процессом).

Под циклом обучения понимается вся необходимая совокупность действий обучающего и учащегося, которая приводит последнего к усвоению определенного фрагмента содержания обучения с заранее заданными показателями, то есть к достижению поставленной цели.

Организационно учебный цикл начинается с совместного определения учебных задач и завершается контролем уровня их достижения.

Как происходит процесс усвоения знаний учащимися?

Каким образом эти знания встраиваются в их мышление?

Ответ на этот вопрос дал наш выдающийся психолог П.Я.Гальперин.

По Гальперину каждое новое умственное действие человек осваивает поэтапно.

На первом этапе он ориентируется в новом для него действии, узнаёт, какие операции, и в какой последовательности нужно осуществить.

На втором этапе он пробует совершить эти операции, проверяя правильность каждого шага, т.е. как говорит Гальперин, совершает новое действие в материальном (или материализованном) виде.

На последнем этапе человек приучается выполнять новое действие быстро, автоматизировано, проверяя только конечный результат.

А весь период такого изучения, состоящий из одного или из нескольких уроков, естественно назвать учебным циклом.

На I этапе (постановка учебной задачи) происходит мотивация и целеполагание.

Используют разные способы мотивационной деятельности:

 1) Разъяснение школьникам практического значения физических знаний, их роль в повседневной жизни каждого человека

2) Ознакомление школьников с профессиями, для которых необходимы знания предмета.

 3) Привлечение внимания школьников к необычным фактам, процессам.

 4) Привлекают учеников и исторические факты.

 5) Большую роль в мотивации играет организация учебной деятельности с различными источниками информации: учебники, справочники, приборы. Все это материальное обеспечение способствует развитию памяти, мышления, воображения, речи.

6) Еще одно направление создания мотивации – увеличение информативной емкости урока. В начале каждой темы обрисовывают общую картину всей темы, рассказывают о связи отдельных частей между собой, раскрывают практическую значимость, роль новых знаний в целостной картине мира.

 7) Определенную роль в мотивации играет оценка учебной деятельности школьников. На уроках используют нестандартные способы контроля за результатами обучения: зачеты по темам, тестирование разного содержания, взаимопроверка, самопроверка, устные и письменные фронтальные опросы,…

Задача актуализации знаний и умений, необходимая для изучения нового, решается во время устной работы. Далее создаётся проблемная ситуация, содержащая противоречие с новой темой. Результатом работы на этом этапе является формулировка цели урока. Она является следствием интеллектуального конфликта и возникает из потребности в освоении нового. Организовать работу на этом этапе сложно, т.к. требуется найти содержание деятельности, интересное всем, и включить в работу каждого для решения задач интересного содержания, связанных с жизнью, сталкивает разные мнения, показывает противоречия, аналогии.

На II этапе (открытия нового знания) решается проблема, которая была поставлена на предыдущем этапе. Для этого используется дискуссия, учебный диалог, коллективное анализирующее наблюдение, небольшие исследовательские работы в группах по готовому плану. Учебным содержанием являются существенные признаки нового. Диалог завершается четкой формулировкой найденного знания, имеющего описательно-словесную форму. Результат сверяется по учебнику, и там, где это возможно, составляется модель или систематизирующая таблица.

В ходе первичного закрепления (III этап) происходит усвоение нового понятия. Используются задачи на распознавание существенных признаков нового понятия и разные виды упражнений на сопоставление теоретических знаний и практических задач, которые позволяют перевести новое знание с уровня внешней речи на внутренний.

Форма организации учебно-познавательной деятельности различна: каждый отвечает по цепочке, работа в парах, в статичных группах и группах сменного состава, решение задач с последующим консультированием другого или взаимопроверкой, поиск ошибок в предложенных решениях и т.д.

Выбор формы, метода и вида работы зависит от степени понимания нового. Приходится готовить несколько вариантов, перестраиваться на уроке. Результатом работы является некий алгоритм (что? почему? как?). Эффективность работы зависит от полноты анализа существенных и несущественных признаков.

На этапе самостоятельной работы с проверкой в классе решаются три дидактические задачи:

определение затруднений в усвоении нового;

выявление степени усвоения нового;

самоконтроль и самооценка учащимся своей работы.

Содержанием работы являются задачи на применение нового в стандартной и комбинированной ситуации. Они могут быть предъявлены в форме теста или текста с пропущенными словами в тетради с печатной основой.

После выполнения самостоятельной работы учащиеся задают вопросы, и в классе обсуждается то, что осталось непонятным. Потом снова исправляются найденные ошибки. Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается), и возникло желание закрепить удачный результат.

В домашних заданиях продуктивная деятельность является залогом прочного усвоения. Домашнее задание дается дифференцированно.

В зависимости от целей изучения материала, от его содержания, от выбранных методов, форм и средств обучения, учитывая личностные качества учеников, весь материал разделяют на учебные циклы, в состав которых входят: проверка знания предыдущего материала, сообщение нового, закрепление, контроль теоретических знаний и итоговое закрепление. Специфика некоторых предметов подразумевает проведение, чаще всего, одноурочных циклов.

Одноурочные циклы состоят из следующих этапов:

проверка знания предыдущего материала и готовности к усвоению нового;

сообщение нового;

репродуктивное (первоначальное) закрепление;

тренировочное закрепление;

опрос по теории;

итоговое закрепление.

На первом этапе можно провести диктанты для того, чтобы проверить знания обучающихся по пройденному материалу, на него отводится не более 10 минут вместе с проверкой. После проверки готовности класса объясняют новый материал в течение 15 минут, далее проводят первичное закрепление, совмещенное с тренировочным, в течение 10 минут. Ребята работают тетрадями. В оставшееся время, 5-10 минут, проводят контроль теоретических знаний, полученных на данном уроке.

Появление компьютера в классе не привело к изменению целей и функций нашей технологии. По-прежнему, это — образовательная технология, рассчитанная на использование рядовым учителем в школе, где сохраняется классно-урочная система. Компьютер превращается в главного помощника, так как возможности его очень велики. Все средства обучения, рассчитанные на фронтальную работу в классе, можно заменить компьютером.

1) Записи на доске во время диктанта заменяем записями, показанными на экране.

2) Вместо рабочих таблиц и конспекта разрабатываем специальные программы, демонстрируем презентации.

Нельзя будет заменить только тетради с печатной основой (индивидуальная форма работы), учебники на уроках, справочные таблицы и карты (индивидуальная и фронтальная работа).

Систематический контроль повышает ответственность ребят за результаты своего труда, способствует получению глубоких знаний. Но надо не забывать, что вся система оценивания знаний должна стимулировать работу учащихся. И в заключении мне хочется сказать, что важен не тот метод, который ты используешь на уроке для осуществления контроля, а результативность, показатель качества работы.

Результативность опыта

Данный опыт можно использовать для повышения творческой самореализации детей в учебно-познавательной деятельности, для развития и реализации их потенциальных возможностей. Опыт содержит рекомендации по выявлению, обучению и воспитанию детей, способствует достижению стабильных результатов обучения и позволяет сохранить здоровье обучающихся.

Технология учебных циклов способствует становлению адекватной самооценки, рефлексии, даёт реальную возможность самоутверждения и самореализации в рамках урока для каждого ученика. Исключает стрессовые ситуации в процессе опроса, прекрасно подходит для обучающихся с высоким уровнем школьной тревожности и со страхом ошибки.

Задача учителя – из существующих технологий, с учетом своих возможностей, способностей учащихся, выбрать то, что помогает ему (учителю) «приобрести специфическую способность к созданию своей собственной методической системы преподавания. Такой системой, разумеется, владеет каждый хороший, опытный учитель, и у каждого она своя». (Герман Григорьевич Левитас, д.п.н., профессор кафедры образовательной технологии

АПКиПРО г. Москва.)

а) Обоснованность выбора технологии.

Технология учебных циклов относится к группе модульно-блочных технологий. Работа в старших классах (10-11) проводится так, что, совершенствуя организацию учебной деятельности и уплотняя учебный материал, как можно больше времени остаётся на рассмотрение практического применения теории, на решение разного рода задач. С этой целью при изучении некоторых тем 10-го и 11-го классов применяются модульно-блочные технологии.

С учётом времени, выделенного на изучение раздела, рассматривается теоретический материал. При этом используются такие методы изложения темы, которые позволяют учащимся за более короткий временной срок усвоить требуемые программой знания. К таким методам относится лекция, сопровождаемая кратким конспектированием изучаемого материала учащимися в тетради, или рассказ учителя с элементами беседы. В любом случае в начале изучения проводится беглый устный фронтальный опрос по формулировкам теорем, формул, зависимостей, определениям, “настраивающий” учащихся на дальнейшее изложение материала. После компактного изложения материала отвечают на вопросы учащихся, затем указываются вопросы, задачи и задания, в которых полученные знания находят своё отражение. Работу над ними проводится на последующих уроках..

б) Плюсы технологии.

Традиционно единицей учебного времени в школе является урок. Но не всегда за один урок удается охватить материал в полном объеме, иногда для этого необходимо несколько уроков, совокупность которых можно назвать циклом. Учебный цикл — это фрагмент процесса обучения, в течение которого школьники усваивают определенную порцию материала.

Технология учебных циклов отличается от других известных методик рядом особенностей:

основным учебным периодом в этой технологии является цикл уроков;

в ее рамках наряду с традиционными формами обучения широко применяется практикум;

3)особое внимание уделяется диагностике: проведению текущих письменных программированных опросов (в форме теста), а также контрольных работ (или зачетов) по окончании изучения темы.

Структура учебного цикла зависит не только от содержания материала, но и от стоящих перед учителем целей и задач, выбранных им методов, форм и средств обучения, от личностных особенностей учителя и учеников.

в) Минусы технологии.

Не всякий материал поддается пошаговой обработке; ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями, своего рода натаскивание, а также неразработанность мотивации учебной деятельности, игнорирование личности, ее внутреннего мира. Грубо говоря, для воспроизводимого учебного процесса лучший ученик — робот, а учитель — компьютер.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «Технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным.

Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:

Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Основным техническим средством, обеспечивающим данную технологию, является конторка. Она напоминает высокую парту, а точнее сказать трибуну, зафиксированную на уровне солнечного сплетения индивидуально для каждого ребенка. Изменение высоты производится за счет регулировки длины металлокаркаса. Столешница конторки позволяет использовать её для разного вида деятельности: письма, чтения, рисования, лепки. Подборка рабочей высоты конторки. Отправным уровнем высоты верхнего края конторки является точка у края грудины в районе «солнечного сплетения». Этот уровень является исходным, ориентировочным, по которому в последующем может проводиться дальнейшая корректировка и «подгонка» уже рабочей высоты конторки. О чем идет речь? Если при исходной высоте конторки ребенок во время письма продолжает склоняться, то вся поверхность конторки постепенно поднимается до тех пор, пока ребенок не примет строго вертикальную стойку. При укоренении телесной вертикали уровень конторки можно постепенно опустить до своего первичного исходного уровня.

Теоретическая авторская база здоровьесберегающих

Что же означает режим смены динамических поз? Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Положение ребенка меняется через каждые 10-15 минут. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется правильная осанка.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст