здороьесберегающие технологии

Казанская школа-интернат I-II вида имени Е. Г. Ласточкиной

Здоровьесберегающие технологии

Выполнила: Габдуллина Г. Н.

Казань 20011

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимаются технологии, реализующие модель здоровьесберегающей педагогики. Она не является альтернативой всем другим педагогическим систематическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно-ориентированной педагогике и др.) Главная отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса. Приведенный далее перечень принципов здоровьесберегающей педагогики нельзя считать исчерпывающим, но несоблюдение любого из них нанесет ущерб проводимой работе в целом.

Принцип нанесения вреда.

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

Принцип триединого представления о здоровье.

Принцип непрерывности и преемственности.

Принцип субъект-субектного взаимоотношения с учащимися.

Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

Принцип формирования ответственности.

Принцип отсроченного результата.

Принцип контроля результатов.

Данные принципы помогут правильно организовать образовательный процесс и постепенно разрешать следующие проблемы:

- проблему учебных перегрузок, приводящих к переутомлению;

- проблему организации физической активности, профилактики гиподинамии;

- проблему охраны и укрепления психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т. д.)

- проблему формирования культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;

- проблему организации сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Наиболее перспективны в решении данных проблем следующие здоровье- сберегающие технологии:

медико-гигиенические;

физкультурно-оздоровительные;

экологические здоровьесберегающие;

обеспечение безопасности жизнедеятельности;

здоровьесберегающие образовательные

От правильно выбранных технологий во многом зависит результативность обучения детей с нарушениями слуха. Использование в процессе обучения здоровьесберегающие технологий позволяет выстраивать для каждого ребенка индивидуальную траекторию развития, продвижение по этой траектории с учетом психофизиологических особенностей ребенка. Все это содействует развитию каждого ребенка, укреплению его психического и физического здоровья, созданию комфортных условий для личностной социализации, уважительных и доверительных отношений между учителями и учениками.

Чтобы более конкретно разобраться в путях повышения здоровья школьников, следует подробнее рассмотреть факторы, которые могут оказывать прямое влияние на здоровье учащегося.

Выше перечисленные факторы могут быть разделены на 3 категории:

- неизбежные (НФ) – с ними необходимо считаться, но нет способа изменить;

- корректируемые (КФ) – действие которых можно в некоторых случаях регулировать;

- устранимые (УФ) – негативное действие которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.

Смысл здоровьесберегающей деятельности состоит в том, чтобы учитывать НФ, ослаблять воздействие КФ и устранять УФ.

Все эндогенные факторы относятся к группе НФ мы обязаны их учитывать, но не имеем возможности на них воздействовать.

Среди экзогенных факторов к НФ относятся внешкольные факторы групп А (Экологические) и Б. (Экономические), тогда как группа В. Социальные – относятся к КФ.

Все внутришкольные факторы относятся к КФ или УФ, то есть именно на них и должно быт направлено наибольшее усилие работников системы образования.