заочное отд _ билеты_Языкознание

ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

1. Первичные и вторичные функции языка.

2. Естественный язык человека и коммуникативные системы животных.

3. Гипотеза языковой относительности Сепира – Уорфа. Понятие языковой картины мира.

4. Знак как центральное понятие семиотики. Свойства знака.

5.  Естественный язык как универсальная знаковая система. Вторичные знаковые системы и искусственные языки.

6. Билатеральный и унилатеральный подход к трактовке термина «знак» и построению языковой модели.

7. Учение о знаке Ч. С. Пирса. Типология знаков: знак-отпечаток, знак-индекс, знак-символ. Мотивированные и немотивированные знаки.

8. Соссюрианская модель знака. Свойства знака. Значение и значимость языкового знака.

9. Неососсюрианская модель знака. Дифференцированный подход к моделированию структуры означаемого: денотат, десигнат, коннотат.

10. Лингвистические антиномии. Язык, речь, понятие речевой деятельности (Ф.де Соссюр), уточнение антиномии в современной лингвистике (система языка – норма – узус – речь).

11. Лингвистические антиномии. Антиномия парадигматики и синтагматики.

Лингвистические антиномии. Асимметрия языкового знака.

12. Лингвистические антиномии. Синхрония и диахрония.

13. Лингвистические антиномии. Внутренняя системность языка и внешние факторы, влияющие на его развитие и функционирование.

14. Лингвистические антиномии. Язык, идиолект, социолект.

15. Понятие речевой деятельности человека. Общие характеристики речевой деятельности. Моделирование процессов порождения и восприятия речи.

16. Типологические классификации языков: морфологическая и фонетическая.

17. Синтаксическая и семантико-синтаксическая типологическая классификация языков.

18. Генеалогическая классификация языков. Признаки генеалогического родства языков: материальная близость корней, сходство слово- и формообразовательных морфем, регулярность фонетических соотвествий.

19. Сравнительно-исторический метод, его реализация на материале индоевропейских языков.

20. Процессы интеграции языков: понятие субстрата, адстрата, суперстрата.

21. История возникновения и формирования письма.

22. Гипотезы происхождения языка: звукоподражательная, междометная, социального договора и др.

23. Язык и общество: проблема происхождения языка. Подходы к ее решению в современной лингвистике.