занятие по развитию речегого слуха и формированию произношения

Занятие по развитию речевого слуха и формированию произношения с учащимися II вида.

Окочутина Светлана Владимировна,

ГБОУ АО « Вычегодская СКОШИ», учитель по РРС и ФП,

Архангельская область.

Предмет (направленность): развитие речевого слуха и формирование произношения (коррекционная педагогика)

Возраст детей: 5 класс, 12 лет.

Место проведения: кабинет индивидуальной работы.

Тема: Весна. Составление рассказа по картине. Работа над дыханием, голосом, логическим ударением. Дифференциация Л_ЛЬ.

Цель: Выработка слуховых и артикуляционных дифференцировок; дифференциация звуков « л-ль» на материале слогов, слов, предложений, работа над логическим ударением, голосом; учить говорить громким и тихим голосом, воспринимать слухо-зрительно, различать и опознавать речевой материал по теме, учить и выполнять поручения, давать правильные ответы и отчёты; формировать точность сенсорных эталонов учащейся; развивать внимание, память, воображение; утонять и обогащать словарь; учить составлять рассказ по картине; воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: карточки с предложениями, предметные картинки, тренажёр « Дельта – 143», компьютерная презентация.

Этапы занятия:

I. Подготовительный этап.

1.Релаксация и пространственная ориентировка

- / Представь, что ты птица. У птицы сильные крылья.

( напряжение). Птица полетела ( расслабление).

- Положи правую руку на левое плечо.

-Положи левую руку на правое колено.

-Дотронься правой рукой до левого уха.

-Левой рукой прикоснись к правой щеке.

2.Пение гласных звуков с использованием фонетической ритмики

А____О____У____Э____И_____

Говори слитно, на одном выдохе:

А О У Э И

ЛАЛЯЛАЛЯ ЛАЛЁЛАЛЁ

З. Работа над логическим ударением ( ученик стоит у мольберта, к которому прикреплён плакат с предложениями).

Прочитай правильно:

-Наступила долгожданная весна.

-Наступила долгожданная весна.

-Наступила долгожданная весна.

/Послушай и повтори предложение/

-Наступила долгожданная весна.

- Наступила долгожданная весна.

-Наступила долгожданная весна.

II. Организация начала занятия

/ Надень наушники. Включи аппаратуру/

/ У тебя работает аппаратура?

Говори громко, проговаривай все звуки.

/Поздоровайся/

/Что ты будешь делать?/

Итог по моменту.

III. Разговорно-обиходная речь.

/Какое время года наступает после зимы?/

/Ты любишь весну? Почему?/

/Как изменяется природа весной?/

IV. Слуховой диктант.

/Послушай и повтори/

/ весна, половодье, природа просыпается, реки разливаются/

Итог по моменту

V. Работа над дыханием, голосом.

/Будем выполнять дыхательную гимнастику.

Скажи на одном выдохе/

лаЛИлаЛИлаЛИ ЛАлеЛАлеЛАле лаляЛАлаляЛА

/Послушай, какую строчку я скажу. Повтори./

Слушай и записывай слова и словосочетания:

/большая, половодье, разлилась, ель, небольшая лодка, Левитан).

/Скажи этим слова тихим голосом/

/ Прочитай предложение на одном выдохе громким голосом\

Исаак Левитан – известный художник.

VI. Работа над произношением

/ Как ты думаешь, над какими звуками будем работать?

отгадай загадки и ты узнаешь:

Что же это за девица -

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?

Плывёт лебедь

Без крыльев по реке. Слайд № 2

1.Характеристика звуков Л-ЛЬ Слайд № 3

/ Дай характеристику звукам/

2./Говори звук Л, пока плывёт самолёт/ Слайд №4

/Говори звук ЛЬ на каждое появление лягушки/ Слайд № 5

3./Назови картинки Слайд № 6

4./ Мяч поймай и слоги повторяй/ Слайд № 7

ла – ла ля ля – ла – ла

лы -ли — ли ли – ли – лы

ло – лё – ло ло – лё — ло

лу – лю – лу лу – лю – лу

5. / Произнеси цепочки слогов медленно и быстро/ Слайд № 8

кли- кла- кле пли – пле – пла

вла – влу — вли

6. / Составь слова из слогов/ Слайд № 9

лод ство ли ло зер лась дье во ли по ка ма ка раз

7. / Прочитай слова. Слайд № 10

Слова с мягким Л говори громко,

а слова с твёрдым Л говори тихо.

(Сливаются, Левитан, половодье, стволы, ель, большая,

зеркало, лодка.)

Гимнастика для мелкой моторики. Слайд № 11

— Давай поиграем.

— играем на арфе

-печатаем слово лодка

— поднимаемся по канату

-пишем в воздухе букву Л

8. / Дополни предложения/ Слайд № 12

…. стволы отражаются в воде.

Широко … вода.

9. Исправь ошибки: Слайд № 13

Наступила долгожданная весной.

Исак Левитану – известного художник.

Стволы отражается в воде, как в зеркалу.

Широко разлились водой.

Физминутка.

— / Посмотри вверх. Что ты там видишь?

Посмотри вниз

Посмотри направо.

Посмотри налево./

VII. Развитие речевого слуха.

/ О чём будем говорить сегодня?/

Выбери нужную картинку, тогда узнаешь.

/ Назови/

/ Как ты думаешь, почему будем говорить о весне?/

/Послушай и повтори./

/ Будем составлять рассказ по картине Левитана

« Весна. Большая вода».

Работа с тренажёром « Дельта – 143»

— Рассмотри картину.

/ Послушай вопросы./

/ Кто написал картину?/

/Расскажи об этом художнике./

/Как по — другому можно назвать картины о природе?/

-Как называется картина?/

- Что означает выражение « большая вода?»

— наводнение

- половодье

- высокая вода

-разлив реки

-Придумай своё название картине.

/ Послушай музыку/

Скажи, какие чувства вызвала у тебя эта музыка?

/ нежности, очарования, радости/.

- Послушай и повтори:

/радости, радости от пробуждения природы./

- Рассмотри картину ещё раз.

-Слушай вопросы:

- /Какое явление природы изобразил художник?/

- / Рассмотри воду на картине. Какая вода?/

- / Расскажи о берёзках. Какие они? Где стоят?/

— Послушай и повтори:

/ Тонкие берёзки стоят в воде. Стволы отражаются в воде, как в зеркале./

- / Рассмотри другие деревья. Что это за деревья? Какие они?

-/ Что ты видишь на переднем плане?

- Что ты видишь вдали?

- Покажи: крестьянские избы, амбар, одни стоят в воде, другие на высоком берегу.

- Рассмотри / небо, воду, отражения деревьев/.

- Выбери из текста предложения, которые подходят по содержанию к картине. / Прочитай/

/Послушай. Повтори./

/ Исаак Левитан – известный художник/.

/Художник писал картины о природе/.

/ Широко разлилась вода/.

Покажи.

/ Небо и вода сливаются, небо отражается в воде/.

/ Тонкие берёзки стоят в воде/.

/Вдали стоят крестьянские избы/.

( аналогично со всеми словами и словосочетаниями)

VIII. Словарь на слух ( голое ухо).

/ Выключи аппаратуру. Сними наушники/

/Слушай/

\половодье, большая вода, старая лодка, река разлилась/.

IX. Итог занятия.

-Что ты делала на уроке? Слайд № 14

Сегодня на уроке…

мы различали звуки …

я научилась …

Рефлексия. Слайд 15

- Оцени свою работу

у меня хорошо получалось …;

я старалась …;

мне понравилось …

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ:

1.О. Е. Громова «Говорю правильно Л—Л‘». — М.: ТЦ Сфера, 2009., стр. 64.

2. К.А. Волкова. В.Л. Казанская, О.А. Денисова « Методика обучения произношению» — М : Владос, 2008 год стр. 114 – 125.