занятие Гласные звуки и буквы для обучающихся с общим недоразвитием речи

Занятие с группой учащихся 1-х классов.

Тема: Гласные звуки и буквы.

Цели: 1.Упражнять в выделении гласных звуков и обозначении их соответствующими буквами.

2.Развивать фонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного

анализа и синтеза.

3.Совершенствовать пространственную ориентировку,

способствовать развитию логического мышления.

4.Воспитывать доброе отношение к окружающим, наблюдательность

Оборудование: презентация, магнитные кассы, звуковые домики, чудесный мешочек с гласными буквами, листы в клетку, разрезанные на 4 части картинки горы с записанным предложением, тетради.

Ход занятия:

1.Орг. момент:

-первыми сядут те дети, чьи имена начинаются на гласные звуки, а затем те, чьи имена начинаются с согласных.

Вспомним правило занятий:

«На занятии наши глазки смотрят и всё видят, ушки слушают и всё слышат, голова хорошо думает».

-Кто готов работать по правилу?

Проверим вашу готовность.

Слайд 2..Как вы думаете, что это такое? (карта) А где нужна карта?

Правильно, в путешествии. Сегодня мы совершим путешествие по морю звуков и букв. Вспомним правила путешествия:

-Как нужно относиться друг к другу?

-Помогут ли знания в путешествии?

Вспомним, на какие две группы делятся все звуки русского языка?

Чем отличаются гласные?

Узнаем гласные по профилям. Слайд 3.. Сколько всего гласных звуков? А букв? Какие две хитрые гласные буквы знаете?

Наш экипаж готов.

2.На чём отправимся в путешествие?

Взяли листы в клетку, карандаш. От точки:

5 клеток вправо,

2 клетки наискосок влево вниз,

4 клетки влево,

2 клетки наискосок влево вверх,

3 клетки вправо,

3 клетки вверх,

3 клетки наискосок вправо вниз.

_Что получилось? (парусник).Проверка – слайд 4.

3.Дыхательная гимнастика, звуковой анализ слова.

Но наш парус повис, и мы стоим на месте. Почему?

Чтоб появился ветер, сделайте вдох через нос, выдох через рот(проверяем по животику). 3 раза.

Появился ветер. Составьте схему данного слова. Характеристика звуков, количество слогов, ударение.

4.Работа по теме.

Ребята, вы слышите, что ветер доносит какие-то звуки, как будто кто-то плачет. Прислушаемся, повторим.

(дифференцированно) АОУ ИУОА ОАУЭ

ОАУЫ УЭИЫ АОУИ

Какие звуки сейчас слышали, произносили?

5.Дети, нас кто-то зовёт на помощь. На море сильный туман и придётся спасать на ощупь. Спасение- это благородное дело.

Игра «Узнай букву». (глаза закрыты). -Какую ты букву спас? Какой букве ты пришёл на помощь?

6.Гласные вам благодарны и готовы с вами поиграть. Физминутка.

Называю звук, а вы показываете его руками :

А – руки в стороны, О- руки над головой в кольцо, У – руки в трубочку, И – руки вверх, указ. пальцы оттопырены, Э – руки перед собой, Ы – руки сложены перед собой.

О А У И Ы Э. Показать звук в серединке: ЛУК,МАЛ, СЫР, СОЛЬ,ЛИС.

7.А теперь гласные усложняют задание: слайд 5. Назовите всех, кого здесь видите:

СЛОН ТИГР ЛЕВ ЗАЯЦ МЫШЬ (летучая)

Выложите на экран гласную букву, которую напишете в слове.

Проверяем: слайд 6: О И Е АЯ Ы. Вспоминаем, кого так зашифровали. Кто среди них лишний? (Ответы: мышь – летучая, заяц – животное наших лесов).

8.Мы приближаемся к острову «Весёлая грамматика», а маяк не даст заблудиться.

Слайд 7. Зрительная гимнастика. Глазки за маяком: Вниз – вверх, влево – вправо.

9.Вот мы и на острове. Только там пропали наши гласные. Назовём картинки – подсказка-подписи. Слайд 8. Открыли тетради. Запишите только пропавшие гласные.(по возможностям группы- можно записать и все слова, гласные подчеркнуть).

Слайд 9 – проверка. Читаем слова, выделяем гласные.

10.На острове есть волшебная гора, на которой записан девиз жителей. Сложите гору и прочтёте девиз.

Сделаете дело, гуляете смело.

-Как понимаете эти слова? Какое дело сегодня делали? Что показалось трудным?

Возвращаемся из путешествия: 1,2.3,4,5 в класс вернулись мы опять.

Рефлексия: Оцените свою работу в путешествии, поставьте букву Я в той части горы. где вы находились.