задержка психоречевого развития

Задержка психоречевого развития (ЗПРР)

ЗПРР — задержка психо-речевого развития на резидуально-органической основе. Многих родителей волнует вопрос:

«Почему дети отстают в развитии? Как выявить ЗПРР и чем лечить?». Когда ребенок должен начать говорить?

* В 1 год ребенок должен произносить до 10 облегченных слов и знать названия нескольких предметов.

* В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов.

* В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, правильно произносить практически все звуки, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где? «куда?».

* В 3 года ребенок должен говорить предложениями объединенными по смыслу.

Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?

Все индивидуальные особенности укладываются не более чем в 2-4 месяца. Если ребенок в 2,5 года не говорит фразами — это замедление темпов речевого развития.

Если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите — срочно обратитесь к специалистам!

В чем же причина Задержки речевого и психического развития?

1. Повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия) — очень распространенное и коварное заболевание, часто затаившись на некоторое время, вдруг обостряется и вызывает у ребенка новые проявления болезни, в том числе ЗПРР.

2. Родовая травма — чаще всего так называют повреждение головного мозга в результате тяжело протекающих родов (преждевременные, стремительные, с обвитием пуповины вокруг шеи и т.д.).

3. Перинатальная патология ЦНС — в эту группу объединяют повреждение головного мозга различными факторами, начиная от внутриутробной инфекции и угрозы прерывания беременности, заканчивая недостатком кислорода до и во время родов.

Помощь каких специалистов может понадобиться ребенку с задержкой речи?

1. Дефектологи — занятия можно начинать с 2х лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику.

2. Логопеды — помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет.

3. Неврологи — лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития.

Самые распространенные ошибки:

К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды — это фактически учителя. Они лишь учат ребенка — как правильно говорить различные звуки. Именно поэтому большинство логопедов ждут сознательного возраста (4-5 лет) и лишь потом начинают заниматься с ребенком.

К 5 годам из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, может сформироваться задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). А ожидание без лечения 5-летнего возраста, часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.

Под воздействием различной нагрузки (даже не большой: прививки, детские инфекции умственная нагрузка, высокая температура) гидроцефалия обостряется и приводит к появлению новых симптомов: таких как, головные боли, носовые кровотечения, истерики, нарушение сна, снижение памяти и интеллектуальных способностей, высокая отвлекаемость агрессия и т.д.

Независимо от причины которая привела к повреждению головного мозга исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.

Какие существуют методы лечения задержки речевого развития (ЗПРР)?

Лекарственная терапия — среди препаратов которые применяются для лечения ЗПРР есть и те которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются только врачом-неврологом.

Электрорефлексотерапия — позволяет выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Высокая эффективность электрорефлексотерапии связана с дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию — основную причину задержк речевого развития (ЗПРР).

Для лечения задержки психо-речевого развития оптимальным является комплекс процедур:

электрорефлексотерапия + логопед-дефектолог + лекарственная терапия.