задания к зачету и экзамену

дЕТСКАЯ Психология

Задания к зачету

1. На основе анализа 2 — 3 источников составить терминологический словарь

Психическое развитие, филогенез, онтогенез.

Возраст: календарный, биологический, психологический.

Акселерация, ретардация.

Детство. Парадоксы детства.

Закономерности развития психики в онтогенезе.

Методология, методологические принципы возрастной психологии, метод, стратегия, организационные, эмпирические методы, методы обработки данных, интерпретационные методы.

Условия, факторы, движущие силы развития.

Высшие психические функции. Закон развития высших психических функций.

Виды обучения. Развивающее обучение. Зона ближайшего развития. Учебная деятельность.

Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования, кризис (особенности, симптомы).

Деятельность. Ведущая деятельность. Закон чередования ведущих типов деятельности.

Орудие. Предметно-орудийная деятельность.

Игра. Виды игры.

Общение. Коммуникативная деятельность. Форма общения. Потребность в общении. Критерии сформированности у ребенка потребности в общении. Госпитализм.

Типы детско-родительских отношений.

Модели педагогического общения.

2. Провести сравнительный анализ теорий психического развития. Таблица 1.

Сравнительный анализ подходов к проблемам психического развития в зарубежной и отечественной психологии.

Концепция

Представления о психическом развитии

Понятие о развитии психики

Условия психического развития

Движущие силы развития

Роль обучения

Периодизация

3.Провести сравнительный анализ теорий детской игры.

Таблица 2. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных теорий игры

Автор

Причины игры ребенка

Значение игры для развития ребенка

Примечания

4. Провести анализ динамики сюжетно ролевой игры в дошкольном детстве. Таблица 3. Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»

Компоненты игры

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-7 лет

Замысел игры, игровые цели

Содержание игр

Сюжет игры

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

Игровые действия, игровые предметы

Правила игры

5.Провести анализ динамики общения со взрослым дошкольном детстве.

Таблица 4. Развитие общения дошкольника со взрослыми

Название формы общения

Дата проявления в онтогенезе

Место общения в системе жизни ребенка

Содержание потребности

Ведущ. мотив

Основные сред- ва общения

Значение для психического развития

6. Провести анализ динамики общения со сверстниками дошкольном детстве. Таблица 5. Развитие общения ребенка со сверстниками (см табл 4)

7. Провести анализ типов отношений со взрослыми.

Таблица 6. Типы детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка

Тип ДРО

Особенности отношения

к ребенку

Влияние на развитие

личности ребенка

Таблица 7. Модели педагогического общения и их влияние на микроклимат

в группе и самочувствие детей

Модель пед. общения

Особенности отношения к детям

Влияние на развитие личности ребенка и взаимоотношения в детском коллективе

Вопросы к экзамену

Предмет и задачи детской психологии. Понятие психического развития, психологического возраста, детства.

Основные проблемы детской психологии и подходы к их решению в биогенетическом, психоаналитическом, поведенческом и культурно-деятельностном подходах.

Методы детской психологии. Классификация методов возрастной психологии и специфика их применения в детской психологии.

Особенности кризиса новорожденности: условия развития, рефлексы новорожденного, новообразование возраста.

Характеристика психофизиологических особенностей младенца, социальной ситуации развития и ведущей деятельности в младенческом возрасте.

Особенности развития и взаимодействия с окружающим миром ребенка в первом полугодии жизни. «Акт хватания».

Особенности развития и взаимодействия с окружающим миром ребенка во втором полугодии жизни.

Характеристика новообразований младенчества. Содержание и симптоматика кризиса 1 года жизни.

Психофизиологические особенности, социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем возрасте.

Этапы и закономерности овладения ребёнком орудийными действиями. Становление предпосылок бытовой, игровой и изобразительной деятельности в раннем возрасте.

Новообразование раннего возраста. Содержание и симптоматика кризиса трёх лет.

Социальная ситуация развития и виды деятельности дошкольника, их особенности и значение для психического развития ребенка

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Психологические теории детской игры. Структура и динамика сюжетно-ролевой игры.

Новообразования дошкольного возраста. Содержание и симптоматика кризиса семи лет.

Роль, особенности и формы общения ребенка со взрослым в раннем и дошкольном возрасте.

Особенности общения дошкольников с родителями и воспитателями. Типы и модели взаимодействий, их влияние на развитие ребенка.

Роль сверстника в психическом развитии ребёнка. Особенности и формы общения со сверстником в раннем и дошкольном возрасте.

Особенности и динамика межличностных отношений дошкольников. Причины нарушений взаимоотношений дошкольников со сверстниками.

Значение, особенности и условия сенсорного развития в раннем детстве.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте: условия, этапы и значение овладения перцептивными действиями и сенсорными эталонами.

Особенности развития и условия активизации внимания в раннем возрасте.

Закономерности развития и возможности активизации внимания в дошкольном возрасте.

Особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в раннем и дошкольном возрасте. Возможности активизации мыслительной деятельности детей в обучении.

Закономерности и этапы развития речевого мышления в дошкольном детстве. Особенности детской логики.

Особенности и условия развития памяти ребенка раннего возраста.

Закономерности развития и возможности активизации памяти детей в дошкольном возрасте.

Функции, закономерности развития и пути активизации воображения в дошкольном возрасте.

Условия и предпосылки развития самосознания в младенческом и раннем возрасте.

Обогащение содержания «образа-Я» и развитие самооценки в дошкольном возрасте.

Предпосылки воли и произвольности в младенческом и раннем возрасте.

Закономерности и условия развития воли и произвольности в дошкольном возрасте.

Значение, особенности и условия развития эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрастах.

Закономерности и условия развития эмоциональной сферы в дошкольном возврате Виды и причины эмоциональных нарушений у детей.

Понятие психологической готовности ребенка к школе. Специфика учебной деятельности. Структура готовности к школе.

Контрольные задания

Контроль сформированности ОПК-1, ОПК-4

Обоснуйте необходимость знания закономерностей психического развития ребенка на разных стадиях онтогенеза для воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Обоснуйте необходимость знания психологических закономерностей освоения разных видов деятельности для воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Обоснуйте необходимость знания особенностей и условий развития познавательных процессов у детей для воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Обоснуйте необходимость знания особенностей и условий развития личности ребенка для воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Контроль сформированности ОПК-2, СК-1

Проведите сравнительный анализ подходов к решению проблемы условий и движущих сил психического развития в биогенетических, психоаналитических, поведенческих и культурно-деятельностной теориях. Оцените возможности их практического применения.

Проведите сравнительный анализ подходов к решению проблемы соотношения обучения и психического развития в биогенетических, поведенческих и культурно-деятельностной теориях. Оцените возможности их практического применения.

Проведите сравнительный анализ подходов к решению проблемы периодизации психического развития в биогенетических, психоаналитических, поведенческих и культурно-деятельностной теориях. Оцените возможности их практического применения.

Контроль сформированности ОПК-6, ПК-8

Оцените адекватность содержания тезисов консультации (стенда) для родителей по темам: «Особенности и условия развития ребенка первого года жизни», «Особенности и условия развития ребенка раннего возраста», «Особенности поведения ребенка в период кризиса 3-лет и способы эффективного взаимодействия с ним», «Особенности и условия развития ребенка дошкольного возраста», «Особенности поведения ребенка в период кризиса 7-лет и способы эффективного взаимодействия с ним».

Оцените адекватность содержания тезисов выступления на пед совете по темам: «Роль и особенности общения ребенка со взрослым в раннем и дошкольном возрасте», «Роль и особенности общения ребенка со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте», «Роль и особенности и условия сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте», «Роль и особенности и условия развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в дошкольном детстве», «Роль и особенности и условия развития речевого мышления в дошкольном детстве», «Роль и особенности и условия развития воображения в дошкольном детстве», «Роль и особенности и условия развития памяти в дошкольном детстве», «Роль и особенности и условия развития внимания в дошкольном детстве», «Роль и особенности и условия развития самосознания в дошкольном детстве», «Роль и особенности и условия развития воли и произвольности в дошкольном детстве», «Роль и особенности и условия развития эмоций в дошкольном детстве».

Контроль сформированности ОПК-2

Определите основные направления работы воспитателя

по формированию орудийных действий у детей на протяжении раннего возраста.

по формированию игровой деятельности детей на протяжении дошкольного возраста.

по формированию межличностных отношений в группе детского сада.

по развитию восприятия детей на протяжении дошкольного возраста.

по развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей на протяжении дошкольного возраста.

по развитию речевого мышления детей на протяжении дошкольного возраста.

по развитию памяти детей на протяжении дошкольного возраста.

по развитию воображения детей на протяжении дошкольного возраста.

по развитию внимания детей раннего и дошкольного возраста на занятиях.

по формированию адекватной самооценки у детей младшего и старшего дошкольного возраста.

по формированию воли и произвольности у детей младшего и старшего дошкольного возраста.

по развитию эмоциональной сферы у детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Контроль сформированности ПК-3, СК-4

Выберите метод диагностики достижений в орудийной деятельности. Оцените возможности его применения с детьми 2 и 3-го г.ж.

Выберите метод диагностики достижений в сюжетно-ролевой игре. Оцените возможности его применения с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Выберите методы диагностики достижений в развитии восприятия (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речевого мышления, памяти, воображения, внимания, самосознания, воли и произвольности, эмоциональной сферы) детей. Оцените возможности его применения с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

На основании анализа протокола наблюдения определите модель педагогического общения и оцените ее эффективность.

На основании анализа протокола наблюдения и детского рисунка определите тип детско-родительских отношений и оцените его эффективность.

На основании анализа протокола наблюдения и детского рисунка определите особенности межличностных взаимоотношений в детской группе и направления работы воспитателя по их коррекции.

На основании анализа протокола обследования определите уровень развития восприятия (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речевого мышления, памяти, воображения, внимания, самосознания, воли и произвольности, эмоциональной сферы) у ребенка, проведите интерпретацию результатов и определите направления работы с ним.