зачетная работа по теме Лексика в 10 классе

Зачет по теме «Лексика».

Вариант 1.

1. Лексика – это…

2. Найдите соответствия

1. Омонимы

А) Однокоренные слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по значению

2. Омоформы

Б) Устойчивые словосочетания в переносном значении

3. Омофоны

В) Слова, принадлежащие к одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению, имеющие разные аффиксы

4. Омографы

Г) Слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одни и те же понятия, но различающиеся оттенками значений и стилистической окраской

5. Паронимы

Д) Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению

6. Синонимы

Е) Слова, пишущиеся одинаково, но произносящиеся различно, главным образом в зависимости от ударения

7. Антонимы

Ж) Слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию и написанию не во всех грамматических формах

8. фразеологизмы

З) Слова одной и той же части речи, различные по звучанию и имеющие прямо противоположные значения

3. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип.

1) Военный блок – подъемный блок. 2) Железный прут – илистый пруд. 3) Временные постройки – временные отношения. 4) Породистая такса – умеренная такса. 5) Рублю дрова – дали по рублю.

4. Образуйте словосочетание, выбрав подходящий по смыслу пароним.

1) Производство (эффектное; эффективное). 2) Внешность (эффектная; эффективная). 3) Замечание (дельное; деловое). 4) Чернила (водные; водянистые).

5. Определите тип антонимов (общеязыковые или контекстуальные) в выделенных словах в следующих предложениях.

1) Душой дитя – судьбой монах. (М.Лермонтов)

2) Под «таранным» стилем я понимаю ловлю шайбы на корпус не только защитниками, но и форвардами. (Из газеты)

3) Все было интересно, все важное необходимо, даже неинтересное было интересным, потому что требовало активного к себе отношения. (Ю.Герман)4) Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь. (А.Твардовский)

6. К какому типу относятся синонимы (общеязыковые или контекстуальные) в следующих предложениях из произведений А.П. Чехова?

1) Как иногда мужики миром починяют дорогу, так и все мы сообща, миром, искали бы правды и смысла жизни, и – я уверен в этом, правда была бы открыта очень скоро.2) Самая высокая и святая задача культурного человека – это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем.3) – Клянусь вам, вы не пожалеете и не раскаетесь, – сказал Саша с увлечением. – Поедете, будете учиться, и там пусть вас носит судьба.4) О, если б поскорее наступила эта новая, ясная жизнь, когда можно будет прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым, быть веселым, свободным.7. Расположите синонимы в порядке усиления их значения. Как называется данный прием?

Холм, бугорок, горка, пригорок, возвышенность, гора.

8. Определите разновидность следующих устаревших слов (архаизмы или историзмы).

1) епанча 2) мушкет 3) кольчуга 4) гусар 5) алебарда

9. Какие из приведенных словосочетаний со словом рука являются свободными, а какие – фразеологическими оборотами?

1) Красивые руки. 2) Согреть руки. 3) Ранить в руку. 4) На скорую руку. 5) Умывать руки.

10. Какие тропы использованы в данных отрывках из произведений?

Свечечкой четверговой

Над тобой горит звезда…(С. Есенин)

2. Вы – свет, а я похож на тьму,

Вы веселы, а я печален, Вы параллельны ко всему,

А я, напротив, вертикален.(А. К. Толстой)

11. Дайте объяснение перифраз одним словом:

1) Бессмертный творец «Иллиады», 2) Спаситель Капитолия.

12. Объясните значение, и происхождение и стилистическую принадлежность фразеологических оборотов. Подобрать к фразеологическим оборотам синонимы и антонимы.

Куры не клюют.                                      Перейти Рубикон.

В пожарном порядке.                              Дамоклов меч.

13. Творческое задание. (на выбор)

1. Ярославу Мудрому принадлежать такие слова: «Книжные словеса – суть реки, напояющие Вселенную». Как вы могли бы прокомментировать это высказывание. Напишите сочинение-миниатюру на эту тему.

2. Напишите небольшой рассказ на тему «О чем разговаривает улица?», используя фразеологизмы или синонимы, или антонимы, или виды омонимов (как можно больше)

Зачет по теме «Лексика».

Вариант 2.

1. Лексика – это…

2. Найдите соответствия

1. Омонимы

А) Однокоренные слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по значению

2. Омоформы

Б) Устойчивые словосочетания в переносном значении

3. Омофоны

В) Слова, принадлежащие к одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению, имеющие разные аффиксы

4. Омографы

Г) Слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одни и те же понятия, но различающиеся оттенками значений и стилистической окраской

5. Паронимы

Д) Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению

6. Синонимы

Е) Слова, пишущиеся одинаково, но произносящиеся различно, главным образом в зависимости от ударения

7. Антонимы

Ж) Слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию и написанию не во всех грамматических формах

8. фразеологизмы

З) Слова одной и той же части речи, различные по звучанию и имеющие прямо противоположные значения

3. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип.

1) Ключ от квартиры – студеный ключ. 2) Металлургический завод – неисправный завод.3) Съедобный гриб – вирусный грипп. 4) Попадали в цель – попадали от ветра. 5) Тенистый парк – троллейбусный парк.

4. Образуйте словосочетание, выбрав подходящий по смыслу пароним.

1) Оттенок (земляной; землистый). 2) Несведущий (невежда; невежа). 3) Племя (военное; воинственное). 4) Шелк (искусственный; искусный).

5. Определите тип антонимов (общеязыковые или контекстуальные) в выделенных словах в следующих предложениях.

1) Тогда она принялась стучать то кротко, то властно, пока настороженный Машин голос не спросил из-за двери. (Л.Леонов)2) Скорбеть надо, а не радоваться. (А.Чехов)3) Несмотря на родство, между ними стояли равнодушие и рознь. (Л.Леонов)4) И сразу взамен невезенья в любви проявилось насмешливое к нему благоволение удачи. (Л.Леонов)6. К какому типу относятся синонимы (общеязыковые или контекстуальные) в следующих предложениях из произведений А.П. Чехова?

1) Разве было что-нибудь красивое, поэтическое, или поучительное, или просто интересное в его отношениях к Анне Сергеевне?2) Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая.3) – Не могу… – проговорила она. – Как я могла жить здесь раньше, не понимаю, не постигаю. Жениха я презираю, себя презираю, презираю всю эту праздную, бессмысленную жизнь.4) Сотни верст пустынной, однообразной, выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит, говорит, и неизвестно, когда он уйдет.

7. Расположите синонимы в порядке усиления их значения. Как называется этот прием?

Снег, пурга, метель, снежок, вьюга

8. Определите разновидность следующих устаревших слов (архаизмы или историзмы).

1) есаул 2) вече 3) казна 4) нервический 5) рукомесло9. Какие из приведенных словосочетаний со словом рука являются свободными, а какие – фразеологическими оборотами?

1) Вымыть руки. 2) Золотые руки. 3) Надеть на руку. 3) Помахать рукой. 4) С легкой руки.

10. Какие тропы использованы в данных отрывках из произведений?

1. Свежий ветер

избранных пьянил,

С ног сбивал,

Из мертвых воскрешал,

Потому что если не любил, -

Значит, и не жил, и не дышал! (В. Высоцкий)

2. В) Они сошлись. Волна и камень,Стихи и проза, лед и камень

Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)

11. Дайте объяснение перифраз одним словом:

1) Солнце русской поэзии, 2) Седая чародейка

12. Объясните значение, и происхождение и стилистическую принадлежность фразеологических оборотов. Подобрать к фразеологическим оборотам синонимы и антонимы.

Китайская грамота Как с гуся вода

Чужими руками жар загребать Вставлять палки в колеса

13. Творческое задание. (на выбор)

1. Ярославу Мудрому принадлежать такие слова: «Книжные словеса – суть реки, напояющие Вселенную». Как вы могли бы прокомментировать это высказывание. Напишите сочинение-миниатюру на эту тему.

2. Напишите небольшой рассказ на тему «О чем разговаривает улица?», используя фразеологизмы или синонимы, или антонимы, или виды омонимов (как можно больше)

Зачет по теме «Лексика».

Вариант 3.

1. Лексика – это…

2. Найдите соответствия

1. Омонимы

А) Однокоренные слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по значению

2. Омоформы

Б) Устойчивые словосочетания в переносном значении

3. Омофоны

В) Слова, принадлежащие к одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению, имеющие разные аффиксы

4. Омографы

Г) Слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одни и те же понятия, но различающиеся оттенками значений и стилистической окраской

5. Паронимы

Д) Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению

6. Синонимы

Е) Слова, пишущиеся одинаково, но произносящиеся различно, главным образом в зависимости от ударения

7. Антонимы

Ж) Слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию и написанию не во всех грамматических формах

8. Фразеологизмы

З) Слова одной и той же части речи, различные по звучанию и имеющие прямо противоположные значения

3. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип.

1) Репчатый лук – старинный лук . 2) Порядочный человек – порядочный нахал. 3) Три морковь – три рубля. 4) Книжные полки – вражеские полки. 5) Острая коса – русая коса.

4. Образуйте словосочетание, выбрав подходящий по смыслу пароним.

1) Кисель (водянистый; водный). 2) Подход (дельный; деловой).3) Родство (кровяное; кровное). 4) Вал (земельный; земляной).5. Определите тип антонимов (общеязыковые или контекстуальные) в выделенных словах в следующих предложениях.

1) Светлые и темные воспоминания одинаково его терзали. (И.Тургенев)2) На своей стороне мило, на чужой постыло. (Пословица)3) Ну что ж ты, ненаглядный и бессовестный мой! И сам не приходишь, и к себе не берешь? (Л.Леонов)4) Бызин хмурился и прятал глаза, а Семен Митрофанович улыбался. (Б.Васильев)6. К какому типу относятся синонимы (общеязыковые или контекстуальные) в следующих предложениях из произведений А.П. Чехова?

1) Он видел, как в ворота вошел нищий и на него напали собаки, потом, час спустя, слышал игру на рояле, и звуки доносились слабые, неясные.2) На лице у него всегда было написано отчаяние, но все же он возбудил в ней настоящее, глубокое чувство.3) – Работаешь, стараешься, мучишься, ночей не спишь, все думаешь, как бы лучше, – и что же? С одной стороны, публика невежественная, дикая. Ей нужен балаган! Ей подавай пошлость. С другой стороны, взгляните на погоду. Почти каждый вечер дождь.4) Я каждый раз видел, как эта дама, очень полная, пухлая, важная, похожая на откормленную гусыню, гуляла по саду.

7. Расположите синонимы в порядке усиления их значения. Как называется данный прием?

Холм, бугорок, горка, пригорок, возвышенность, гора.

8. Определите разновидность следующих устаревших слов (архаизмы или историзмы).

1) волость 2) меньшевик 3) продразверстка 4) десница 5) лукавствовать9. Какие из приведенных словосочетаний со словом рука являются свободными, а какие – фразеологическими оборотами?

1) Плыть в руки. 2) Сон в руку. 3) Отбиться от рук. 4) Перевязать руку .5) Схватить рукой

10.. Какие тропы использованы в данных отрывках из произведений?

1. Среди широкого двора

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра. (И. Бунин)

2. Вынес достаточно русский народ,Вынес и эту дорогу железную – Вынесет все, что господь не пошлет!Вынесет все – и широкую, яснуюГрудью дорогу проложит себе. (Н. Некрасов)

11. Дайте объяснение перифраз одним словом:

1) Весна человеческой жизни, 2) Блистающая сталь

12. Объясните значение, и происхождение и стилистическую принадлежность фразеологических оборотов. Подобрать к фразеологическим оборотам синонимы и антонимы.

Во всю прыть.                                          Ахиллесова пята.

Тертый калач.                                          .Сулить золотые горы.                              

13. Творческое задание. (на выбор)

1. Ярославу Мудрому принадлежать такие слова: «Книжные словеса – суть реки, напояющие Вселенную». Как вы могли бы прокомментировать это высказывание. Напишите сочинение-миниатюру на эту тему.

2. Напишите небольшой рассказ на тему «О чем разговаривает улица?», используя фразеологизмы или синонимы, или антонимы, или виды омонимов (как можно больше)

Зачет по теме «Лексика».

Вариант 4.

1. Лексика – это…

2. Найдите соответствия

1. Омонимы

А) Однокоренные слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по значению

2. Омоформы

Б) Устойчивые словосочетания в переносном значении

3. Омофоны

В) Слова, принадлежащие к одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению, имеющие разные аффиксы

4. Омографы

Г) Слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одни и те же понятия, но различающиеся оттенками значений и стилистической окраской

5. Паронимы

Д) Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению

6. Синонимы

Е) Слова, пишущиеся одинаково, но произносящиеся различно, главным образом в зависимости от ударения

7. Антонимы

Ж) Слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию и написанию не во всех грамматических формах

8. Фразеологизмы

З) Слова одной и той же части речи, различные по звучанию и имеющие прямо противоположные значения

3. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип.

1) Повод для ссоры – повод для лошади. 2) Критическая статья – критическая ситуация.3) Лечу самолетом – лечу зубы. 4) Глубокая балка – стальная балка. 5) Воздушный замок – врезной замок.4. Образуйте словосочетание, выбрав подходящий по смыслу пароним.

1) Платок (цветистый; цветочный). 2) Смысл (двоякий; двойной).3) Покров (кожный; кожаный). 4) Признательность (государства; людей).5. Определите тип антонимов (общеязыковые или контекстуальные) в выделенных словах в следующих предложениях.

1) И там кончился один мир и начался другой. (В.Инбер)2) Ольга Ивановна вспомнила свою жизнь с ним, от начала до конца, со всеми подробностями. (А.Чехов)3) Лаяли собаки, и слышалась, то появляясь, то исчезая, песня. (М.Горький)4) А ранним утром стало ясно,Что сомневался я не зря,Что верил все-таки напрасноТеплу в средине декабря. (В.Кузнецов)

6. К какому типу относятся синонимы (общеязыковые или контекстуальные) в следующих предложениях из произведений А.П. Чехова?

1) Она много читала, не писала в письмах ъ, называла мужа не Дмитрием, а Димитрием, а он втайне считал ее недалекой, узкой, неизящной, боялся ее и не любил бывать дома.2) Надя ходила по саду, по улице, глядела на дома, на серые заборы, и ей казалось, что в городе все давно уже состарилось, отжило и все только ждет не то конца, не то начала чего-то молодого, свежего.3) …он (Саша) и постарел, и похудел, и все покашливал. И почему-то показался он Наде серым, провинциальным.4) – А вот и отец идет! – обрадовался Андрей Андреич и замахал шляпой. – Люблю я своего батьку, право, – сказал он, расплачиваясь с извозчиком, – славный старик, добрый старик.7. Расположите синонимы в порядке усиления их значения. Как называется этот прием?

Снег, пурга, метель, снежок, вьюга

8. Определите разновидность следующих устаревших слов (архаизмы или историзмы).

1) доколе 2) белогвардеец 3) ланита 4) нумер 5) кадет

9. Какие из приведенных словосочетаний со словом рука являются свободными, а какие – фразеологическими оборотами?

1) Под горячую руку. 2) Положа руку на сердце. 3) Тяжел на руку. 4) Сломать руку. 5) Прикоснуться рукой.

10. Какие тропы использованы в данных отрывках из произведений?

1. Убогая роскошь ее наряда вызвала усмешку у присутствующих. (И. Бунин)

2. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь. (С. Есенин)

11. Дайте объяснение перифраз одним словом:

1) Прикованный к скале титан, 2) волшебный прибор Левенгука.

12. Объясните значение, и происхождение и стилистическую принадлежность фразеологических оборотов. Подобрать к фразеологическим оборотам синонимы и антонимы.

Умывать руки. Положа руку на сердце

Китайская грамота Как с гуся вода

13. Творческое задание. (на выбор)

1. Ярославу Мудрому принадлежать такие слова: «Книжные словеса – суть реки, напояющие Вселенную». Как вы могли бы прокомментировать это высказывание. Напишите сочинение-миниатюру на эту тему.

2. Напишите небольшой рассказ на тему «О чем разговаривает улица?», используя фразеологизмы или синонимы, или антонимы, или виды омонимов (как можно больше)

Зачет по теме «Лексика».

Вариант 5

1. Лексика – это…

2. Найдите соответствия

1. Омонимы

А) Однокоренные слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по значению

2. Омоформы

Б) Устойчивые словосочетания в переносном значении

3. Омофоны



Страницы: 1 | 2 | Весь текст