зачёт

Н. А. НЕКРАСОВ

      Поэзия Н. А. Некрасова — это особый, непривычный для современного школьника мир. Его лирику часто воспринимают умом, а не сердцем, потому что на первом плане при изучении творчества Некрасова всегда стояла гражданственность поэзии. Привычный мир душевных переживаний заменялся социологическим исследованием тяжкого народного быта. Поэт «мести и печали» иногда вытесняет блистательного лирика, автора изумительных по глубине и силе переживаний любовных элегий, а революционер-демократ, борющийся за народное счастье, — живого, страдающего человека. И хотя сам Некрасов утверждал, что «поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан», он всегда оставался истинным поэтом, не только глубоко сочувствующим русскому народу, стремящимся понять его душу и разделить его судьбу, но и русским дворянином, интеллигентом, воспитанным на высокой поэзии. Н. А. Некрасов не принимал «чистого искусства» Фета, Майкова, Полонского, но это не значит, что он отрицал и искусство, и красоту природы, и значимость любовных переживаний. В его стихах мы можем найти все, что на первый взгляд скрывается за взятой на себя ролью гражданина и народного заступника. Здесь и удивительное совершенство формы, и нежная, неяркая красота родной природы, и взлеты любви, которые нередко омрачаются прозой жизни, так как из-за разного воспитания, образования, условий жизни герои не могут понять друг друга, и любовные драмы становятся продолжением драм социальных.      Нередко в некрасовской лирике повторяется один и тот же мотив — встреча людей различных социальных кругов, которые либо пытаются понять друг друга, либо откровенно враждебны. Сам Некрасов — выходец из дворянского рода и одновременно певец крестьянской Руси — ощущал в своей душе присутствие двух противоположных начал. Это давало и особую поэтическую зоркость, и возможность посмотреть на любое явление с разных сторон, и повод для глубоких раздумий и переживаний, так как вопрос о социально близкой среде так и оставался открытым до конца его жизни.      Двойственность позиции Некрасова проявлялась не только в социальном, но и в политическом плане. Будучи по убеждениям демократом, поэт отрицательно отнесся к крестьянской реформе 1861 года, он не верил в возможность быстрого пробуждения народа. Идеалом народного заступника Некрасову представлялся образ Христа, он был убежден, что истинным российским вождем может стать тот, кто не только принесет в народ идеи социального равенства и братства, но и свет разума и любви.      Анализируя творчество Н. А. Некрасова, необходимо упомянуть об одном из излюбленных образов его поэзии — образе дороги, которая является символом крестного пути России в поисках истины. Этот образ, начиная со стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», пронизывает все творчество Н. А. Некрасова.      Касаясь важных моментов биографии и творчества поэта, необходимо отметить ту роль, которую сыграли в его идейно-творческом становлении взгляды В. Г. Белинского; отметить заслуги Н. А. Некрасова как издателя и редактора, художественное чутье которого открыло дорогу в большую литературу ныне знаменитым, а тогда только начинающим писателям.      Н. А. Некрасов занимает особое место среди многих русских поэтов ХIХ века. Своеобразие творчества художника проявляется буквально при первом знакомстве с его лирикой. Он не только писал о народе, глубоко ему сочувствуя, но и отождествлял себя со всей крестьянской Россией, говоря, мысля и чувствуя как ее народ.

ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Н. А. НЕКРАСОВА

Тема перваяЭтапы биографии и творчества

      Родился 28 ноября (10 декабря) 1821 г. на Украине в дворянской семье.      1838 г. — покидает имение отца Грешнево, чтобы по его воле поступить в Петербургский дворянский полк, но, вопреки его желанию, решает поступать в Петербургский университет. Отец лишает его средств к существованию.      1840 г. — первый подражательный сборник стихов «Мечты и звуки».      1843 г. — знакомство с В. Г. Белинским.      1845 г. — стихотворение «В дороге». Восторженный отзыв В. Г. Белинского.      1845—1846 гг. — издатель двух сборников писателей натуральной школы — «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник».      1847—1865 гг. — редактор и издатель журнала «Современник».      1856 г. — сборник «Стихотворения Н. Некрасова».      1868—1877 гг. — совместно с М. Е. Салтыковым-Щедриным редактирует журнал «Отечественные записки».      1861 г. — поэма «Коробейники».      1862 г. — поэма «Рыцарь на час», стихотворения «Зеленый шум», «В полном разгаре страда деревенская».      1862 г. — приобретение усадьбы Карабиха близ Ярославля.      1863—1864 гг. — поэма «Мороз, Красный нос», стихотворения «Орина, мать солдатская», «Памяти Добролюбова», «Железная дорога».      1865—1871 гг. — сатирические произведения («Балет», «Недавнее время», поэма «Современники» и др.).      1870 г. — поэма «Дедушка».      1868—1874 гг. — произведения, проникнутые элегическими настроениями («Душно! без счастья и воли…», «Утро», «Уныние», «Элегия», цикл «Три элегии»).      1872—1873 гг. — поэма «Русские женщины».      1865—1877 гг. — незаконченная поэма «Кому на Руси жить хорошо», цикл «Последние песни».      Умер 27 декабря 1877 г. (8 января 1878 г.) в Петербурге вследствие продолжительной болезни.      Вопросы:      1. Какие впечатления детства повлияли на мировоззрение и творчество Н. А. Некрасова?      2. Почему первые годы жизни Н. А. Некрасова в Петербурге называют «петербургскими мытарствами»?      3. Какова судьба первого поэтического сборника Н. А. Некрасова?      4. Какую роль в жизни поэта сыграла его встреча с В. Г. Белинским?      5. Каково отношение Н. А. Некрасова к реформе 1861 года?      6. В чем вы видите заслугу Н. А. Некрасова как редактора и издателя?      7. В чем идейное и художественное своеобразие сборника 1856 г. «Стихотворения Н. Некрасова»?      8. Каковы основные темы некрасовской лирики?      9. Что является основным предметом изображения в лирике Н. А. Некрасова?      10. Каков образ Музы, руководящей Поэтом, в творчестве Н. А. Некрасова?      11. Какое стихотворение можно назвать поэтическим завещанием Н. А. Некрасова?      12. Как вы понимаете строки Н. А. Некрасова: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»?      Здания:      1. Подготовьте доклады: «Художественный мир Н. А. Некрасова», «Детские и юношеские годы Н. А. Некрасова», «Н. А. Некрасов — редактор и издатель».      2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Каким я представляю себе Н. А. Некрасова?».

Тема втораяЛирика Н. А. Некрасова. Сборник 1856 г.«Стихотворения Н. Некрасова»

Основные вопросы:

      I. Образ некрасовской музы.      II. Периодизация лирики и тематика.      1. Ранний романтический период. Главная тема — судьба «маленького человека» («Вчерашний день часу в шестом…», «В дороге», «Когда из мрака заблужденья…», «Еду ли ночью по улице темной…», «Тройка», цикл «На улице»).      2. Воспевание тяжкой крестьянской доли. Главная тема — жизнь народа («В деревне», «Несжатая полоса», «Забытая деревня»).      3. Воспевание борцов за народные права. Тема народного заступничества. Идеал гражданского служения («Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Песня Еремушке», «Памяти Добролюбова», «Памяти приятеля», «Пророк».      4. «Элегия» — поэтическое завещание Н. А. Некрасова.      III. Сборник 1856 г. «Стихотворения Н. Некрасова».      IV. Композиция и тематика.      1. Первый раздел. Стихи о народной судьбе. Образ дороги.      2. Второй раздел. Сатирическое обличение недругов народа.      3. Третий раздел. Поэма «Саша». Рождение «новых людей».      4. Четвертый раздел. Интимная лирика.      Вопросы:      1. В чем своеобразие ранней некрасовской лирики?      2. Как Некрасов рисует судьбу «маленького человека»? Кто из известных вам авторов писал на эту тему?      3. Какие стихотворения Н. А. Некрасова затрагивают проблемы народа?      4. В каких стихотворениях Н. А. Некрасова показан образ народного заступника?      5. Какие стихотворения Н. А. Некрасова посвящены теме поэта и поэзии?      6. В каких стихотворениях Н. А. Некрасова раскрывается тема Родины?      7. Какие вы знаете сатирические стихотворения Н. А. Некрасова? Какие пороки разоблачает он в своих сатирах?      8. В чем состоит идейно-художественное своеобразие сборника 1856 г. «Стихотворения Н. Некрасова»?      9. В чем особенности композиции первого раздела сборника?      10. Какова основная тема и идея поэмы «Саша»?      11. В чем своеобразие интимной лирики Н. А. Некрасова?      Задания:      1. Проанализируйте стихотворения («Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова», «Элегия»).      2. Проведите сравнительный анализ стихотворения Рылеева «Гражданин» и стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин».      3. Подготовьте доклад «Образ поэта у Пушкина, Лермонтова и Некрасова».

Тема третьяПоэма «Кому на Руси жить хорошо»

Основные вопросы:

      I. Творческая история.      II. Идейно-художественное своеобразие:      1. Тематика. Поиски народного счастья, пробуждение народного сознания. Семь мужиков-странников — символический образ России.      2. Проблематика. Поиски счастья через преодоление проблем и противоречий российской действительности: а) классовые противоречия; б) противоречия народного сознания (труд и пьянство); в) сила и смирение народа; г) высокая духовность и невежество народа.      3. Жанровое своеобразие.      4. Основные художественные образы (собирательный образ мужиков, образы народных заступников, типические образы попа, помещика, крестьян).      5. Сюжет, особенности композиции.      6. Особенности языка и стиля. Традиции фольклора.      III. Изменение народного сознания (от «правды» «Пролога» до «правды» Гриши Добросклонова).      IV. Актуальность проблематики поэмы.      Вопросы:      1. Каково композиционное и сюжетное значение «Пролога»? Какие черты фольклора нашли отражение в «Прологе»?      2. Что заставило мужиков идти по Руси в поисках счастье? Нашли ли они счастливого человека?      3. Есть ли в поэме указания на путь, который приведет народ к счастью?      4. Какие типы крестьян изображены в поэме? На какие размышления наводят вас образы крестьян?      5. Какие положительные и отрицательные стороны народной жизни изображает Н. А. Некрасов?      6. Какие помещики выведены в поэме? Каковы их общие черты?      7. Какие проблемы пореформенной деревни ставит Некрасов в поэме?      8. Каковы образы бунтарей в поэме?      9. Кого из персонажей поэмы можно отнести к правдоискателям?      10. Каковы основные черты Гриши Добросклонова? Какие песни и как помогают нам понять характер и жизненные цели Гриши Добросклонова?      11. В чем видит счастье Гриша Добросклонов? Согласен ли, по вашему мнению, с ним автор?      12. Какими образами и картинами представлена в поэме народная жизнь? Какие художественные средства использует для этого Некрасов?      13. Каковы сходство и различия в изображении «нового» человека у Тургенева и Некрасова?      14. Какие фольклорные мотивы прослеживаются в поэме Некрасова?      15. Актуальны ли проблемы, поставленные Некрасовым в поэме, в наше время? Почему?      Задания:      1. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Образ Гриши Добросклонова», «Фольклорные мотивы в поэме», «Савелий, богатырь святорусский», «Счастливы ли крестьяне в поэме?».      2. Подготовьте доклад «Образ дороги в русской литературе».      3. Составьте план развернутого ответа на вопрос: «В чем сходство и различия образов помещиков у Гоголя и Некрасова?»      4. Найдите в поэме мотивы волшебной сказки, былин, народной песни, притчи, легенды.      5. Подготовьте рассказы о жизни Савелия, Матрены, Ермила Гирина, Оболта-Оболдуева, Утятина.



ЗАЧЕТ

3 Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине

Оценка освоения дисциплины предусматривает дифференцированный зачет. Предметом оценки являются умения и знания.

I ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАЧЕТА.

Инструкция для обучающихся

Внимательно прочитайте задание.

Время, предоставленное для защиты сообщения – 15-20 минут.

Задание: Защита сообщения с применением презентации.

Примерные темы сообщений, например:

История дизайна интерьера.

История дизайна ландшафта.

История дизайна костюма. И т.п.

Основные требования к составлению сообщения с презентацией:

1.Презентация должна состоять из 10-15 слайдов.

2.На титульном слайде указываются данные автора (ФИО и название ОУ), название материала, дата разработки. На последнем слайде указывается перечень используемых источников и их выходные данные.

3.Оригинальность подачи материала, глубина содержания.

4.Единство формы и содержания. Единый стиль оформления.

5.Материал на слайдах не должен дублировать текст выступления.

6.Соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.).

7.Сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста.

8.Читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста, кегль не менее 24 пунктов, использование не более 3-х вариантов шрифта).

9.Все иллюстрации должны содержать исходную информацию (имя автора, название, год написания).

10.Соответствие шаблона представляемой теме.

II ПАКЕТ ПРОВЕРЯЮЩЕГО

Время обсуждения работ – 2 часа

Критерии оценивания сообщения с использованием презентации:

-Правильное оформление титульного листа.

-Наличие понятной навигации.

-Отмечены информационные ресурсы.

-Логическая последовательность информации на слайдах.

-Единый стиль оформления.

-Использование на слайдах разного рода объектов.

-Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами.

-Правильность изложения текста.

-Общее впечатление от просмотра презентации.