зачет трудовое праву

Вопрос 1.« Трудовое право - отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру труда, правила по охране труда и порядок рассмотрения трудовых споров, то есть регулирует общественные отнощения, возникающие по поводу применения и реализации способности к труду.2. Предмет трудового права - трудовые отношения, возникающие при применении работником своей способности к труду в процессе трудовой деятельности, а также другие общественные отношения, связанные с трудовыми. Трудовые отношения возникают между субъектами при заключении трудового договора. На трудовые правоотношения влияют также иные непосредственно связанные с ними общественные отношения, обусловленные применением труда, предусмотренного трудовым договором, а также имевшего место в прошлом либо предполагаемого в дальнейшем.3* Основными началами данной области права признаются цели и задачи трудового законодательства. Целями трудового законодательстваявляются, в частности:установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;создание благоприятных условий труда; защита прав и интересов работников и работодателей.

4. Основные задачи трудового законодательства - создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений:• по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя;профессиональной подготовке, переподготовке и повышениюквалификации работников у данного работодателя;социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;участию работников и профессиональных союзов в установленииусловий труда и применении трудового законодательства;материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) c соблюдением трудового законодательства (включая законодательство по охране труда);

• разрешению трудовых споров.

Вопрос 2. Метод трудового права – совокупность специфичных для данной отрасли права способов (приемов) правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей в их поведении в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении для получения оптимального результата этого регулирования. Метод трудового права реализуется через нормы трудового законодательства и отражает их.

Метод трудового права отвечает на вопрос: как и какими способами, приемами осуществляется правовое регулирование труда?

Способы правового регулирования труда:

1. Сочетание централизованного и локального, нормативного (законодательного) и договорного регулирования.

Централизованное, законодательное регулирование труда устанавливает лишь минимальный уровень гарантий трудовых прав, который не может снижаться договорным и локальным способом, но может повышаться, увеличиваться. В локальном порядке на производстве за счет собственных средств установленный законодательством уровень гарантий может повышаться.

2. Договорный характер труда и установления его условий.

Трудовой договор порождает трудовое отношение работника с организацией и устанавливает необходимые его условия.

Коллективный договор устанавливает локальные нормы, которые распространяются только на работников данного предприятия и так же, как и условия отраслевых и других социально-партнерских соглашений, повышают гарантии трудовых прав работников и обязательны для администрации (работодателя), если ее (его) представители были участниками переговоров.

3. Равноправие сторон трудовых договоров.

4. Участие трудящихся самостоятельно и через своих представителей (профсоюзы, трудовые коллективы) в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, в контроле за их выполнением, в защите трудовых прав.

В установлении и реализации условий труда участвуют и работодатели.

5. Специфичный для трудового права способ защиты трудовых прав, сочетающий, как правило, действия юрисдикционных органов трудового коллектива (комиссии по трудовым спорам) с судебной защитой, уставновленной Конституцией РФ для всех.

6. Единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда.

Единство трудового права отражается в его общих конституционных принципах, в единых основных трудовых правах и обязанностях работников и работодателей (администрации), в общих положениях ТК РФ и нормативных актах трудового законодательства, распространяющихся на всю территорию России и на всех работников, где бы и кем бы они ни работали.

Дифференциация основывается на единстве трудового права и выражается в установлении особых условий труда для отдельных категорий работников.

Вопрос 3. 2.2. Содержание принципов трудового права





   Содержание принципов трудового права отражено прежде всего в нормах ТК РФ, а также в иных актах трудового законодательства.   Содержание каждого из принципов включает и отражает как соответствующее основное трудовое право (обязанность), так и его основные гарантии. Поэтому с совершенствованием содержания прав и гарантий расширяется, углубляется содержание соответствующего принципа трудового права и наоборот.   Гарантиями основных трудовых прав являются условия, средства и способы обеспечения реального осуществления и защиты этих прав. Гарантии можно подразделить на две группы:   1) гарантии реализации трудовых прав;   2) гарантии защиты трудовых прав.    По содержанию гарантии делятся на:   а) социально-экономические условия, отражающие состояние экономики и общества;   б) юридические средства, способы и меры обеспечения прав, исполнения трудовых обязанностей, установленные трудовым законодательством.   Юридические гарантии основных трудовых прав по сфере действия могут быть двух видов:   1) общие (относятся ко всем работникам);   2) специальные (относятся лишь к определенным категориям работникам (женщинам, подросткам, работникам с вредными, тяжелыми условиями труда и др.), в соответствии с дифференциацией правового регулирования их труда).    Специальные гарантии или дополняют для определенной категории работников их общие гарантии, или применяются взамен общих, отражая дифференциацию трудового права.   Содержание субъективного основного трудового права его субъекта представляет всегда комплекс определенных возможностей получить соответствующее социальноэкономическое благо.   Субъективное основное трудовое право гражданина может быть в двух состояниях:   1) статическом (не реализуемом по тем или иным причинам);   2) динамическом (реализуемом в конкретных трудовых отношениях).    Содержанием каждого основного субъективного трудового права, то есть принадлежащего конкретному субъекту трудового права, являются определенные возможности осуществлять установленное трудовым законодательством поведение. Так, содержание принципа обеспечения права на труд отражает содержание реализуемого в трудовых отношениях этого права и его защиту. Данный принцип является ведущим, определяющим, так как при его реализации распространяются на гражданина и все другие основные трудовые его права и обязанности.   Содержанием принципа обеспечения права на труд и защиты от безработицы является единство следующих возможностей гражданина как субъекта трудового права.   1. Возможность получить оплачиваемую работу и быть работником организации любой формы собственности.   2. Возможность получения подходящей работы, то есть по специальности, квалификации со справедливой оплатой труда.   3. Возможность свободно выбирать род занятий, профессию.   4. Возможность реализовывать свои способности к труду в безопасных для здоровья условиях труда.   5. Возможность при высвобождении, безработице получить от государственного органа службы занятости соответствующую помощь в трудоустройстве и материальную поддержку.   6. Возможность требовать через соответствующий орган, включая суд, восстановления нарушенного права на труд как при приеме на работу, так и при переводе на другую работу или при увольнении.    Каждая из указанных возможностей содержания права на труд обеспечивается конкретными нормами института содействия занятости и трудоустройства, института трудового договора, п. 4 — возможностью и нормами института охраны труда, п. 6 — нормами институтов трудовых споров, надзора и контроля за трудовым законодательством. Так, юридической гарантией права на труд является и установленный законодательством порядок приема, перевода и увольнения работника, в том числе запрет необоснованного отказа в приеме на работу, запрет установлений условий труда, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством, и др.   Принцип обеспечения свободы труда относится ко всем субъектам права. Содержание этого принципа проявляется в свободном выражении воли субъектов вступать, изменять и прекращать соответствующие правоотношения трудового права.    Свобода труда предполагает наличие принципа свободы трудового договора. Этот принцип выражает сущность большого количества норм, регулирующих прием граждан на работу, их переводы и увольнения (см. раздел III ТК РФ). Его содержание состоит в том, что судьба трудовых отношений работника с работодателем определяется трудовым договором (контрактом). Именно он является основанием возникновения, изменения и прекращения этих отношений. Посредством свободного заключения трудового договора гражданин РФ, достигший трудоспособного возраста, вправе поступить на работу, реализовать свое право на труд. Изменение трудовых правоотношений возможно, как правило, только на основании договора работника с работодателем. Наконец, прекращение трудовых правоотношений работника с работодателем возможно по инициативе каждой стороны трудового договора.   Современное содержание принципа свободы трудового договора характеризуется деловым сотрудничеством сторон в процессе применения труда. Работник и работодатель свободны в изыскании эффективных средств повышения производительности труда, улучшения качества продукции, экономного использования сырья, энергии и т.п.   Принцип обеспечения свободы труда обеспечивает большую самостоятельность работника в проявлении своих творческих и организационных способностей, способствует развитию предприимчивости и воспитанию чувства ответственности за судьбу производства. Тем самым данный принцип распространяется также и на организационно-управленческие отношения в сфере труда.   Содержание принципа запрещения принудительного труда и дискриминации в сфере труда раскрывается в ТК РФ (ст. 3 и 4), который определяет понятие принудительного труда и дискриминации в сфере труда, а также устанавливает их безусловное запрещение.   Принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе в качестве:   — способа поддержания трудовой дисциплины;   — меры ответственности за участие в забастовке;   — средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;   — меры наказания за наличие или выражение политических взглядов либо идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;   — меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.    К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого- либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:   — нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;   — возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности, необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.    Вместе с тем международно-правовыми актами (например, Конвенцией МОТ «Относительно принудительного или обязательного труда») и ч. 4 ст. 4 ТК РФ определено, что принудительный труд не включает в себя работу:   — выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;   — выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;   — выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.    Дискриминация — это попрание или ограничение прав человека по признакам социальной, расовой, национальной или языковой принадлежности, пола, возраста, религии, цвета кожи, политических или иных убеждений, имущественного или иного положения. Однако не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. защита прав, нарушенных вследствие дискриминации в сфере труда, может быть осуществлена путем обращения в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Вопрос 4. ТК РФ

Вопрос 5. Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

[Трудовой кодекс РФ] [Глава 1] [Статья 1]

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами

Источники права - внешние формы выражения и закрепления юридических норм. Под источниками понимают акты компетентных уполномоченных органов с нормативным содержанием. Под источниками трудового права понимаются различные нормативные акты, которые регулируют трудовые и тесно связанные с ними отношения.

Источник трудового права является формой выражения трудового законодательства в определенном нормативном акте. Такие нормативные акты могут содержать не только нормы трудового права, они могут быть комплексными, т. е. содержать нормы различных отраслей, в том числе и трудового права, например Конституция РФ или Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Источники трудового права принимаются различными уполномоченными органами в пределах их компетенции. Из теории права известно, что в отличие от других правовых актов нормативные акты содержат нормы права и рассчитаны на неоднократное применение.

Источники трудового права надо отличать от актов правоприменения, например Указы Президента РФ о персональном награждении, присвоении почетных званий или назначении на должность. Решение суда по конкретному трудовому спору также является актом применения трудового законодательства, а постановления Пленума

Верховного суда — актом толкования и не являются источником права.

В источниках трудового права косвенно отражены экономические и политические составляющие жизни нашего общества, и с их изменением меняются и источники. Источники права составляют определенную систему законодательства, которая представляет совокупность нормативных актов, взаимосвязанных и расположенных в определенной иерархии.

Основные классификации источников трудового права

Базовой классификацией источников трудового права является их расположение по юридической силе.

Иерархия источников трудового права расположена следующим образом в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ:

Конституция РФ;

федеральные конституционные законы РФ;

международные нормативные акты и договоры, ратифицированные Российской Федерацией;

федеральные законы, среди которых особое место занимает Трудовой кодекс РФ;

законы субъектов РФ по вопросам их ведения;

Указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ;

нормативные акты министерств и ведомств, среди которых особое место занимают нормативные акты ранее существовавшего Министерства труда и социального развития РФ и пришедшего ему на смену Министерства здравоохранения и социального развития РФ;

нормативные акты органов власти субъектов РФ по вопросам, разграниченным в ведении с органами власти Российской Федерации (ст. 6 ТК РФ);

нормативные акты органов местного самоуправления;

локальные нормативные акты (ст. 8 ТК РФ), которые по основным признакам соответствуют источникам права, но имеют самый маленький уровень юридической силы, так как не должны противоречить законодательству, и имеют самую маленькую сферу действия — отдельно взятое предприятие.