зачет. ответы

1.Понятие политики, ее основные элементы и функции.

Природа политики как относительно самостоятельной сферы общества связана с ее пониманием как явления, порожденного соц.дефференциацией общества, т.е политика есть способ регуляции соц. Отношений через нахождение социального баланса общества. Политика-это такой вид социального взаимодействиякоторый ориентирован на согласование интересов и выражение общественно-значимых целей на координацию основных видов деятельности людей.

В политике надо видеть 2 стороны:

1)Интегративный (примат общезначимого,общенационального над частным).

2) Дифференцирующий( выражается в линии на обострение противоречий, столкновение интересов различных групп.)

1.Структура и функции политики

При характеристике П выделяют: Форму, содержание, процесс.

Форма П — Организационные структуры такие как гос-во, партии, движения, группа интересов. Законы, нормативные акты.

Содержание П — цели, проблемы, средства и методы, использующиеся для решения проблемы.

Процесс П — Отражает конфликтный характер политики. Проявляется как отношения различных соц групп, организаций, индивидов.

Элементы П — 1) Полит сознание, кот включает в себя менталитет, ценностные ориентиры, взгляды, теории. 2) нормативные идеи — программа, избирательная платформа партии, правовые акты. 3) Институты власти и борьбы за неё. 4) отношение властвования к господству и подчинению.

Функции: 1. Поддержание, укрепление целостности об-ва как сложно дифференцируемой соц системы. 2. Разработка целей всего об-ва и составляющих его коллективных субъектов, и мобилизация ресурсов на реализацию этих целей. 3. Авторитарная — Обязательное распределение дефицитных ценностей и благ. 4. Предотвращение, регулирование групповых конфликтов. 5. Обеспечение взаимопонимания, взаимодействия.

Взаимоотношение политики с другими сферами общественной жизни.

Политика и мораль:

 Мораль возникла раньше политики. П и М управляют людьми. Но в опр момент морали не хватает.

Разница:

1. Политика — конфликтна, в морали конфликт — частный случай.

2. Источник политики — насущная потребность людей, а мораль — общечеловеческие ценности.

3. Требования П носят форму законов конкретных, в морали — абстрактно-нормативных.

4. Мораль — индивидуальна, П носит групповой характер.

5. Политика опирается на силу, мораль отчуждает насилие.

6. Политика ситуативная (меняется), мораль — универсальна.

П и Культура:

- П может прибегать к силовым, репрессивным методам по отношению к культуре, и загоняет в опр рамки деятелей к-ры.

- Культура влияет на П через критику, традиции, непосредственно через систему образования.

П и Экономика: Уровень эк развития определяет характер полит режимов.

2.Обьект и предмет политологии.

Предмет политологии – пол. власть, закономерности ее становления, функционирования и изменения. Политическая власть – основа политики, главное средство, обеспечивающее жизнедеятельность политической системы.

Политология — интегральная наука о политике, её взаимоотношения с личностью и обществом. Объект изучения- политическая сфера общества, т.е наука о государственно-организованном обществе как политической системе, включающей в себя рассмотрение 3 аспектов: а)политические институты. Б) политических субъектов в)политического сознания.

Обьект полит-и- политика, в многообразии ее проявлений, т.е в политической сфере в жизни общества.

Задачи политологии – формирование знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования.

Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаментальные трактаты: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика», «Государь», популярные у современных политологов.

Американский политический философ Л.Страусс пытался обосновать мысль о том, что античные мыслители подняли политическую науку до уровня самостоятельной дисциплины и таким образом «стали основателями политической науки в точном и окончательном смысле слова».

три крупных этапа в истории формирования и развития политологии.1) – предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период предстален Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.2) – с начала Нового времени до середины ХIХ в. – характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и, соответственно, истоко их научного анализа.3), охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.

3.Основные парадигмы политологии.

предметом политологии являются:

сама политическая власть, ее сущность и структура;

механизм распределения и осуществления власти;

легитимация политической власти, т.е. ее способность обеспечить себе поддержку со стороны общества.

Такой подход к содержанию предмета политологии доминирует в отечественных и зарубежных исследованиях.

Структура политологии в самом общем смысле состоит из теоретического и практического знания.

Теоретическая политология формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политических исследований.

Прикладная политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания — технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии.

В процессе становления и развития политической науки оформились различные теоретические подходы к изучению политики. Они определяются термином «парадигма», введенным в научный оборот в 20-е гг. прошлого столетия американским историком науки и философии Т. Куном.

Основные парадигмы политологии — теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая.

Суть теологической парадигмы состоит в объяснении политики и власти божественной волей. Ее возникновение связано с ранними этапами теории, когда человечество не имело рациональных представлений о политике.

Натуралистическая парадигма ориентируется на обусловленность политики географической средой, биологическими и психическими качествами людей.

Социальная парадигма истолковывает политику как производную других сфер жизни общества — экономики, социальной структуры, права, культуры, этики.

Рационально-критическая парадигма ориентируется на выявление важнейших элементов политики, раскрытие ее противоречивости и конфликтогенности.

4 Основные категории и методы политологии.

Категории полит-и это общие понятия, отражающие сущность полит-х процессов и явлений.

К. политика — это сложная категория, включающая мировую политику, международную политику, внешную, внутренную, финансовою политику, национальную, конфессиональную (религиозную), правовую политику, и т.д.

К. политическое — также сложное понятие, которое более широко и емко отражает свойства, особенности и принадлежность того или иного процесса, явления, события в сфере политики. ( политическая жизнь, -//- система, -//- власть, -//- отношения, -//- интересы, и т.д. )

Под методом понимается совокупность логических операций, позволяющих раскрывать содержание предмета исследования. В политической науке используются различные методы (подходы).

1) ценностно-нормативный. Он зародился еще в древности. здесь политические явления рассматриваются с точки зрения соответствия их нормам морали, справедливости, общего блага. Он оказал влияние на развитие западного общества, =>образование демократического устройства.

«—» явл-ся оторванность от существующих реальностей, что порождало утопические идеи, теории, реализация которых сопровождалась многочисленными человеческими жертвами.

2) исторического метода политика рассматривается с точки зрения возможности использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем. Одним из первых в политической науке его стал использовать Н. Макиавелли.

3) социологический метод, с помощью которого можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права и т.д. Социологический подход позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.

4) антропологический метод, который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качеств человека как биосоциального существа.

5) институциональный метод, ориентирующий на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий и других организаций, а также права и иных регуляторов политики.

6) бихевиористский метод, возникший в 20-30-х годах XX века ,в рамках которого политика анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. Задачу политической науки представители свели к описанию наблюдаемого поведения, процесса. Заслуга бихевиоризма состояла во внедрении в политологию методов точных наук (математики, статистики и т.д.); бихевиористский метод стал основой создания прикладной полит-гии.

«—» является анализ поведения вне контекста его моральной оценки, а также акцент на технику исследования. Этот метод не позволял представить мир политики целостно, не выявлял взаимосвязи различных его элементов.

7)в 50-60-х годах XX века- системном подходе, который позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики.

«+» удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований.

«-»малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (роли лидера), при рассмотрении конфликтов и кризисных ситуаций.

8) психологический подход, в том числе психоанализ. Основатель метода З. Фрейд, ориентирующий на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, бессознательных психологических процессов, а также типичных мотиваций политического поведения. На основе учета бессознательного возможно объяснение различных типов политического поведения: поведения толпы, избирателей, властной личности и т.д.

9)Для российской политической науки весьма актуален сравнительный метод. Сущность заключается в сопоставлении однотипных политических явл-й, кот-е развиваются в различных странах, культурных средах. Процесс формирования и развития государства, партий, движений, политической системы у различных народов дает возможность выявлять общие черты полит-го процесса и его особенности. => создания в России правового демократического государства по примеру полит-х опытов других стран. 4. Методы и функции политологии

Главной целью политологии как научной дисциплины явл изучение структуры и функционирования полит системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них явл:

исследование общих и специфических условий возникновения и развития полит системы общества в целом и сост его полит институтов, полит отношений, полит процессов;

создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку полит системы в целом и ее основных элементов;

анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии полит системы и путей их урегулирования;

аргументированное объяснение происходящих полит процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества;

выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития полит системы общества.

методы, используемые в политологии.

Институциональный подход ориентирован на изучение полит институтов: гос-ва, его органов, правит программ и др средств регулирования полит деят, полит партий и иных общ организаций.

Сравнительный подход направлен на сравнительный анализ различных полит систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и полит режимов.

Исторический подход основан на изучении полит явлений в их развитии.

Социологический подход направлен на выяснение зависимости полит процессов от развития общества в целом, от его соц структуры, от системы эк отношений, от идеологии и полит культуры общества.

Нормативно-ценностный подход — выяснение значения для общества тех или иных полит процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости.

Системный подход — полит система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся.

Функциональный подход — анализируются те конкретные механизмы, кот позволяют полит системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде.

Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения полит системы общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами.

Бихевиористский подход основывается на рассмотрении полит системы как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития.

Антропологический подход базируется на обосновании политики природой человека.

Также в политологии широко используются эмпирические приемы анализа: анкетирование, наблюдение, анализ статистического материала.

Существуют и два общих концептуальных методологических подхода — диалектика и синергетика (предполагает, что каждая частная ситуация создает свои собственные причинно-образующие факторы, кот не всегда вписываются в известные закономерности).

5. Функции политологии.

Политическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций . В числе их можно назвать следующие:

Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни, обогащение политического знания в целом.

Методологическая функция политологии заключается в разработке принципов и способов познания политических реалий, категориального аппарата этой науки.

Практическая функция политологии заключается в определении способов, методов и средств рационализации политической жизни, выработке рекомендаций для властных структур, предварительной экспертизе политико-управленческих решений с точки зрения ожидаемого от них эффекта.

Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов. Возможности прогнозирования расширились благодаря привлечению в сферу общественных наук методов и средств точных и естественных наук.

Воспитательная функция политологии состоит в формировании политического сознания и политической культуры граждан, в осуществлении их политической социализации, в обеспечении функционирования демократического общества.

6. Научные основы политического прогнозирования.

В современной политологии огромное значение имеет прогнозирование развития политических процессов, принятие полит-х решений.

Полит-е прогн-е- составление вариантов развития, того или иногополитического процесса в методологическом плане.,т.к пролит-й процесс имеет циклически волновой характер.

Политическое прогнозирование – это часть практической политики. Оно должно учитывать обратное воздействие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может приводить к их политической активности или, наоборот, к пассивности и апатии.

научное предвидение есть вероятное знание. Степень его достоверности зависит от ряда факторов:

1. Срок, который отделяет нас от предвидимого события, явления, процесса.

2. Знания соответствующих закономерностей, традиций, менталитета.

3. Сложность и динамичность прогнозируемого состояния общества или отдельного его компонента.

Типы политического прогнозирования:

1. Внутриполитическое прогнозирование охватывает всю сферу внутренней политики и связано, с одной стороны, с оценками конкретных политических событий (эту работу выполняют государственные и политические органы), с другой – с оценками политических процессов в деятельности самих политических институтов общества.

2. Внешнеполитическое прогнозирование касается области международных отношений и внешней политики, оценок политической обстановки в мире, тенденций и факторов ее развития.

Методологической базой политического прогнозирования являются принципы научного предвидения: это результат исследования закономерностей развития политической жизни, анализа политических событий прошлого и настоящего.

Типология политических прогнозов:

1. Поисковый прогноз призван описывать возможное состояние того или иного политического явления, процесса, события в будущем, исходя из действующих тенденций с учетом управляющих воздействий.

Такой прогноз отвечает на вопрос, что вероятнее произойдет при условии сохранения существующих тенденций.

2.  Нормативный прогноз связан с постановкой целей, описывает желаемое состояние, пути и средства его достижения.

Такой прогноз отвечает на вопрос, какими путями достичь желаемого.   

3.  Краткосрочный прогноз рассчитан на период до 1 года. Как правило, они относятся к перспективной оценке отдельных, частных событий, таких, как исход выборов, развитие того или иного политического кризиса.

4.  Среднесрочные, на период 5 – 7 лет, связанные с развитием систем макроуровня (государства, системы международных отношений).

5. Долгосрочные прогнозы охватывают период до 20 лет, затрагивая чаще всего самые общие проблемы глобального политического развития.

6. Сверхдолгосрочный (дальнесрочный) выходит за пределы долгосрочных и рассчитан на далекую перспективу.

Долгосрочные прогнозы приобрели популярность лишь в последние десятилетия, они разрабатываются научными центрами, учреждениями ООН, занимающимися проблемами мирового развития, вопросами укрепления мира и безопасности между народами.

В практику политического прогнозирования все больше внедряется оперативный прогноз, охватывающий обычно ближайшие 1 – 3 месяца. На протяжении этого периода, как правило, не ожидается существенных изменений объекта исследования.           

10 Политическое учение Нового времени (Гобс и Локк)

14.15.16. Политическая власть, ее основные определения. Власть как субъектно- объективные отношения.

Власть – это организованное и контрольно – регулирующее начало политики, система социальных отношений государство – подчинение, форма организации индивидуальной и общественной жизни. Она есть регулятор общественных взаимосвязей, средство достижения групповых и частных интересов.

Борьба за власть и ее осуществление – один из основных аспектов политической жизни общества. Т.о. власть является показателем политических процессов, систем, институтов и необходимым элементом жизнедеятельности любой социальной системы. Общество нуждается во власти как необходимое условие функционирования социальной системы, регулирующую общественную жизнь, их поведение и взаимодействие в сфере общественных интересов.

Политическая власть осуществляется такими методами, как

господство,

убеждение,

принуждение,

насилие.

Господство – это важнейшая форма существования и политической, и государ-ой власти.

1. понятие, структура власти.

Природа власти: 1. Власть имеет естественное происхождение, т.к возникла в обществе из-за потребности в само регуляции. 2. Власть преемственна. Новая власть должна учитывать менталитет, полит культуру, традиции, сознание народа. Преемственность власти: использование опыта цивилизации при формировании властных структур. 3. Динамичность власти. Власть изменяется в сторону большей цивилизованности.4. Наличие рационального и иррационального начал власти.

Власть стремится захватить все общество. Сущ горизонтальное деление власти: законодательная власть, исполнительная, судебная и Вертикальное деление: центральный уровень, местный, областная власть.

Классификация власти:

1)В зависимости от субъектов власть бывает: — автократическая, —

олигархическая, —

самоуправленческая.

2)По сферам проявления: — гос-ную, — партийную, — профсоюзную и тд.

3)По способам взаимодействия объекта и субъекта: — авторитарную, — тоталитарную, — демократическую.

4)По широте распространения: — Мега уровень, — макро уровень, — микро уровень.

5)По использованию ресурсов: — экономическую, — культурно информационную, — демографическую.

Ресурсы, процесс и виды власти:

Ресурсы: Под ресурсами понимают всё то, что индивид или группа индивидов используют для влияния на других.1.- экономические ресурсы. 2.- Социальные ресурсы. 3.- Культурно-информационные. 4.- Принудительные. 5.- Демографические.

Власть стремится захватить все общество. Сущ горизонтальное деление власти: законодательная власть, исполнительная, судебная и Вертикальное деление: центральный уровень, местный, областная власть.

Основные черты политической власти

1)Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:

а)первичные — крупные социальные группы со своими интересами

б)вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита

2)закрепление в законах полномочий субъекта правления

3)чёткий механизм реализации решений политической власти на практике

4)принцип (функционального) разделения власти

5)легитимность власти

А)легальность (законное основание для власти)

Б)легитимность (поддержка власти обществом)

Функции

управленческая

интегрирующая (интеграция общественных интересов)

мотивационная

мобилизационная

контролирующая (обеспечение правопорядка)

культурная

Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.

Методы.

принуждение (субъект властных отношений угрожает объекту применением силы в случае неповиновения)

применение силы

убеждение (посредством пропаганды и др.)

манипулирование информацией

побуждение (субъект предлагает объекту некое вознаграждение за подчинение)

применение авторитета

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё.Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.

17. Легитимность политической власти.

Политическая власть — это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах. Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов эффективности и легитимности. Эффективность власти — это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с меньшими издержками. Критериями эффективности являются: -Достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов -Рациональность вертикального и горизонтального строения власти -Действенный контроль за выполнением властных распоряжений -Организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных приказов (каждый должен стоять на своем месте). -Наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае неповиновения его приказам. -Эффективная система самоконтроля власти (авторитет). Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности. Легитимность означает признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.М.Вебер в легитимности власти видел гарантию стабильности общества. Право обеспечивает в основном внешнюю гарантию стабильности. Внутренней гарантией устойчивости соц-ой системы становится признание власти.Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил. Легитимация — процедура обще-го признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить полит-е участие без принуждения. Делегитимация — утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты.3 типа легитимности:1) традиционное В основе легитимизации – традиция (обычай). Этот тип основан на убежденности в святости старых добрых традиций и в незыблемости справедливости и законности прав власти. Так было – так есть – так будет, так должно быть. Это характерно для наследственной монархии, князей, вождей племен, чья власть освящена поколениями. 2) харизматическое (от греч. «Божий дар», «благодать») коренится в личной преданности человеку – носителю власти, что основано на вере в исключительные качества этого человека. В основе легитимизации здесь особый дар человека или полит. силы (партии) [чаще – человека, лидера]. Власть связана с верой в способности и особый талант лидера. Здесь важно, что и сам лидер, и члены партии верят в эту особую харизму. Этот тип господства может либо превратиться в своего рода светскую религию, либо принять умеренные формы.3) рациональное (легальное) основано на убежденности в том, что установленный порядок – законный, а органы власти — полномочны. Люди подчиняются не правителю, а закону, они – не подданные, а граждане. Здесь законность и легитимность совпадают. При такой легитимизации правление не личностное (или в меньшей степени личностное), оно становится институциональным. Главное действующее лицо – бюрократия, воплощение законности и рациональности. Этот тип крепчает там, где сильнее – тенденция быть ближе к закону. Легитимность обеспечивает нормальность правления, снижает уровень власти-силы, власти-могущества, «голой власти». -Уровень легитимности — степень подготовки гражданской власти.Возможны кризисы легитимности, поэтому власть, уважая мнение общественности, обязано реальными делами поддерживать свою легитимность, умело использовать конституционные средства и методы преодоления кризиса тенденций в различных сферах жизни.18.Политические системы, понятие , структура и функции.

ПС-это совокупность гос-й и обществен-ой организ-ии и правовых норм. Принципов организаций и осущ-я политической власти.

Политическая система — это совокупность политических институтов, общественных структур, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние. Понятие политической системы распространяется на всю политическую жизнь и позволяет представить политику как целостное явление.СТРУКТУРА:В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной, исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей политической системы.

ФУНКЦИИ:1. Властная спецификация2. Интеграция различных элементов в единое целое3. Сохранение и адаптация политической системы4. Взаимосвязь и взаимодействие с экономической и социально – политической средой, окружающей средой5. Регулирование социально – экономической деятельности в обществе, т.е. установление таких способов поведения и деятельности людей, групп и организаций и их взаимодействие между собой и государством, которое обеспечило бы соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений.19.Модели политических систем в западной политологии.

Термин «политическая система» стал широко применяться в политологии, начиная с середины ХХ века. Главным образом это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Впервые его применил Т.Парсонс для исследования общества. Согласно предложенной концепции общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политической и культурной. Системный подход позволил более четко определить место политики как относительно самостоятельной сферы. Политическая система — это совокупность политических институтов, общественных структур, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние. Понятие политической системы распространяется на всю политическую жизнь и позволяет представить политику как целостное явление.

В политической науке существуют различные подходы к определению типовполитических систем. Вот некоторые из них:* Марксистско-ленинская концепция, суть которой заключается в том,что авторы в основе своей концепции положили принцип классовогоподхода и форм собственности:o Рабовладельческая;o Феодальная;o Капиталистическая;o Социалистическая * Типы определённые Робертом Далем это:o Демократический;o Авторитарный;o Тоталитарный.Основой этой концепции является анализ степени демократизациивласти и механизмов разрешения противоречий.* Габриэль Алмонд определил типы политических систем исходя изанализа политической культуры (именно на этом анализе былаоснована его концепция), следующим образом:o Англо–американский;o Европейско–континентальный;o Доиндустриальный.* В.Е. Чиркин положил в основу своей концепции анализ способауправления обществом и определил типы политических систем так:o Административный;o Командный;o Соревновательный.*В зависимости от степени политических изменений:- традиционнаяУстаревшие принципы организации общества, неразвитость гражданства, общества, консерватизм в осуществлении изменений.- модернизированнаяПровозглашение в качестве общей для всех ее членов важнейших принципов преодоления противоречий, порождающих наличие в обществе социальных контрастов.Бывают открытые и закрытые политические системы.20.Государство как политический институт.

Государство — особая организация власти. Госуда́рство — это политическая организация общества, призванная его охранять и обслуживать, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления нормы и обладает суверенитетом.

Государство является важнейшей политической силой, обеспечивающей организованность общества, наличие в нем определенного порядка.

Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. Существуют теорий, которые объясняют происхождение государства.Теологическая теорияПолучила распространение в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. => государство является результатом проявления как Божественной воли, так и воли человеческой.

«+»то что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Патриархальная теорияОт слова патриарх — родоначальник. В данной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая, завершенная форма общения (развития по схеме семья-селение-государство), в целях достижения общего блага. Он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования.

«+»в том, что аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти.

«-« существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства.Договорные концепции происхождения государстваВ основе данных концепций лежат естественноправовые представления о договорном происхождении государства. Следовательно государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человекаОрганические концепции происхождения государства-//- представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической) в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членовНасильственные концепции происхождения государства-//- о возникновении государства, как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения. Психологические концепции происхождения государстваВ основе данных концепций лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.

21.Понятие государства, его признаки и функции.

Государство — особая организация власти. Госуда́рство — это политическая организация общества, призванная его охранять и обслуживать, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления нормы и обладает суверенитетом.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА:1.Наличие особой публичной власти, которая воплощается в государственных органах, выступает как государственная власть; ее осуществление особым слоем людей, выполняющих функции управления и принуждающие и составляющие аппарат государства, который наделен государственно – властными полномочиями2.Территориальная организация населения, т.е. гос. власть осуществляется в рамках определенной территории и распределяется на всех людей, проживающих на ней3.Государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от другой иной власти внутри страны и во вне 4.Государство издает законы для всего населения5.Государство не может существовать без права, т.к. оно юридически оформляет государственную власть и делает ее легитимной6.Государственная организация предполагает сбор налогов с населения, взыскиваемых в обязательном порядке.Т.о. государство может определить как особую организацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающую волю и интересы господствующего класса или всего народа.СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВА:1.Ассоциация (общность) граждан, проживающих на определенной территории2.Особый аппарат управления обществом3.Санкционированные государством нормы общест-х отношений.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА:1.Внутренние – главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства:* политическая функция – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности в обществе, реализация политического курса* организаторская – обеспечивает взаимодействие всех звеньев общественной системы* экономическая – стимулирование и регулирование экономической жизни* правовая – установление правовых норм, поддержание правопорядка и законности в обществе* социальная – удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизация* культурно – воспитательная – охрана и обогащение историко – культурного и духовного наследия общества, совершенствование условий* регулятивная – характеризует роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, создание необходимых условий для формирования личности2. Внешние проявляются во внешнеполитической деятельности государства, его взаимоотношениях с другими странами.22.Формы государственного устройства.

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:

Простая форма (унитарное государство);

Сложная форма (федерация, конфедерация).

Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права[2][3] они рассматриваются и изучаются рамках данного института.

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Отличительные признаки унитарного государства

Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;

Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);

Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);

Наличие единого гражданства.

Виды унитарных государств

1)Простое унитарное государство — в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).

2)Сложное унитарное государство — имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на:

3)Централизованное унитарное государство — строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст