зачет мир судья

Вопрос №1. Организация мировой юстиции в Российской Империи.

Этот институт появился в 1864г. после судебной реформы Александра Второго. Этот институт в дореволюционной России был демократическим образованием в условиях абсолютной монархии.

Задачи (причины) введения этого института:

В связи с упразднением крепостного права в 1861 году возникла необходимость отделить судебную власть от исполнительной, изъять из ведомства полиции рассмотрение спорных дел;

Необходимо было сделать обращение в суд более простым и доступным для населения. А также в значительной мере сократить срок рассмотрения дела в суде (1 судебное заседание, или 2-3 максимум);

Следовало разгрузить суды общей компетенции от рассмотрения небольших и несложных дел. С этой задачей тогда справились хорошо.

Нормативные акты, которые были приняты в 1864 году:

Учреждение судебных установлений (закон о судебной системе). Определяло место и статус мирового судьи.

Устав уголовного судопроизводства.

Устав гражданского судопроизводства.

Специально для мировых судей – Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями ( не всегда мировые судьи имели юридическое образование и поэтому были сложности с квалификацией). Было усреднение наказаний, идея справедливости. Только для мировых судей.

Система мировой юстиции:

Судебная система представляла собой 2 самостоятельные ветви. Первая – суды общей компетенции, состоящие из окружных судов (как районные суды) и судебных палат (как областной суд).

Вторая – мировая юстиция, состоящая из участка мирового судьи и съезда мировых судей. Мировые судьи тогда не подчинялись судам общей компетенции, а сейчас подчиняются.

Высшей инстанцией для обеих ветвей был Правительствующий Сенат (кассационная инстанция), а надзор – Император.

Мировой судья осуществлял свои полномочия в пределах своего участка, съезд мировых судей состоял из всех мировых судей округа и осуществлял следующие функции:

Организационное управление округом;

Организация апелляционного пересмотра.

Мировые судьи делились на участковых и почетных. К участковым были следующие требования: российское подданство, лица только мужского пола, достигшие 25 летнего возраста, лица с нравственной безупречностью. Был ценз оседлости – мировой судьей мог быть только местный житель, и имущественный ценз (обладание имущественной независимостью)- 3000 рублей и 5000 – неподъемные тогда деньги. Образовательный ценз – юридического образования не требовалось, а достаточно было любого образования и наличия практических сведений о судопроизводстве (стаж работы в суде).

Избирались на должность земским собранием или городской думой сроком на 3 года. Могли работать в образовательных учреждениях.

Почетные мировые судьи в отличие от участковых осуществляли полномочия на началах добровольной юрисдикции, когда стороны сами обращались к его посредничеству. Жалование не получали и было таких судей мало.

Помимо правосудия компетенция:

-мог быть нотариусом

-принимал присягу

-проводил освидетельствование душевнобольных

-освобождал от воинской обязанности.

Гражданские дела рассматривал незначительные. Дела об уголовных проступках, где срок лишения свободы не превышал 1,5 года. Уголовный проступок- больше, чем административное правонарушение, но более мягкое, чем преступление.

Вопрос №2. Особенности уголовного и гражданского судопроизводства у мирового судьи в дореволюционной России.

Мировой судья был обязан принимать любую жалобу, в том числе ему неподсудную, а потом передать ее по подсудности и подведомственности – это было очень удобно. Мировой судья мог решить дело в любом месте своего участка. Дело по возможности рассматривалось в одно заседание. Основным назначением мирового судьи было примирение сторон, он должен был предлагать различные способы примирения. Мировая сделка излагалась в письменной форме. Дело, оконченное примирением, не возобновлялось. Неисполнение мировой сделки не являлось основанием для выдачи исполнительного листа, но могло служить поводом для предъявления нового иска.

Процедура рассмотрения гражданских дел у мировых судей была несколько проще, чем в окружных судах. Для них предусматривался ряд существенных отступлений от общего порядка судопроизводства. Это было связано прежде всего с основным назначением мирового судопроизводства – ускоренное рассмотрение мелких исков, при сохранении гарантий прав его участников. Для достижения этой цели оно было освобождено от ряда формальностей, пошлин и т.д.

Производство дела у мирового судьи приостанавливалось только по взаимному согласию всех тяжущихся и лишь в крайних случаях по требованию одной из сторон, а возобновляться могло по просьбе любой стороны. Исковая просьба могла быть как письменной, так и словесной, причем устные заявления должны были приниматься от грамотных людей. В случае личной явки тяжущихся сторон мировой судья мог сразу приступить к рассмотрению дела, не откладывая. Мировой судья играл более активную роль в гражданском процессе, чем судьи общих судов.

В области уголовного судопроизводства ведомству мировых судей подлежали проступки, за которые предусматривались следующие санкции:

-выговор, замечание или внушение;

-денежное взыскание не свыше 300 рублей;

-арест не свыше 3- х месяцев;

-содержание в тюрьме, на срок не свыше 1,6 г.

Категории дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями определялись, во-первых тяжестью наказания и во-вторых, самим свойством деяния. У мирового судьи было право в определенных случаях возбудить производство по делу. Жалобы, которые приносились мировому судье могли быть и письменными, и устными. Обвиняемый вызывался к мировому судьей повесткой, в определенных случаях устно. Производство носило устный и гласный характер, рассмотрение дел осуществлялось публично в открытом заседании, однако, предусматривалась и возможность закрытого судебного заседания. Предусматривалась возможность постановления заочных приговоров. Приговоры мировых судей подразделялись на окончательные и неокончательные.

Таким образом, к основным особенностям мирового уголовного судопроизводства относились:

Упрощенный порядок судопроизводства, допустимость устной формы заявлений, сокращение процессуальных сроков, различный порядок обжалования решений мирового судьи, путем подразделения приговоров на окончательные и неокончательные, институт заочного решения.

В 1889 году мировые суды были упразднены по всей России, а те которые существовали после контрреформы уже существенно отличались от созданных в 1864 году. Им ставили в вину малодоступность, формализм, сложность. В течение 70 лет советские власти о мировых судьях не говорили, впервые о них вспомнили в 1991 году в концепции реформирования судебной системы.

Вопрос №3. Правовые основы организации и деятельности мировой юстиции в РФ.

Мировые судьи в Российской Федерации (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Это исключительная компетенция самого субъекта. Однако принятие субъектом РФ закона о создании, либо упразднении конкретного судебного участка и должности мирового судьи возможно только после введения в действие соответствующего ФЗ.

Вопросы материального обеспечения деятельности мировых судей находят свое разрешение в ст. 10 ФЗ О мировых судьях в РФ. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Вопрос №4. Построение судебной системы РФ в связи с введением института мирового судьи.

Анализ Конституции и ФКЗ О судебной системе РФ позволяет выделить следующие признаки судебной системы:

- единство судебной системы. Единство судебной системы означает исключение какой-либо изолированности мировых судей, как и любого другого суда, из судебной системы РФ. Определяя место, занимаемое мировыми судьями в современной судебной системе России, необходимо исходить из того, что в мировой практике принято выделять два типа судебных систем для государств с федеративной формой государственного устройства: децентрализованную модель централизованную модель судебного системы. Современная судебная система РФ близка к централизованной модели (германской), однако с еще большей централизацией судебной власти. А мировые судьи одновременно образуют основную часть судебной системы субъекта РФ.

-зависимость судебной системы от государственного устройства;

-учет административно-территориального устройства субъекта РФ и численности населения. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

-построение судебной системы с учетом компетенции судов. Круг вопросов, входящих в компетенцию мирового судьи, полностью соответствует задачам, поставленным при учреждении института мировых судей.

-наличие судебных инстанций и звеньев судебной системы. Дела, подсудные мировым судьям, рассматриваются ими единолично и по первой инстанции. Дело рассматривается по существу, т.е в судебном заседании имеет место судебное следствие. Представляется, что мировые судьи логично вписываются в качестве первоначального звена в судебную систему России.

К сожалению, сегодня все большее распространение получает мнение, что мировые судьи представляют собой лишь низшее звено судебной системы РФ. Такой поверхностный, односторонний подход, может привести к тому, что мировые судьи станут судьями «второго сорта». Важно понимать, что, несмотря на отнесение мировых судей к судебной системе субъекта федерации, они действуют от имени РФ, выносят решение именем РФ.

Вопрос №5. Назначение мировой юстиции и проблемы совершенствования организации и деятельности института мировых судей.

В силу различных причин в конце XX века в России возникла объективная необходимость реформирования многих сторон жизни общества, в том числе и отечественной судебной системы, которая не в полной мере справлялась с возложенными на нее в конкретный исторический период задачами. Новое видение роли суда, который должен быть не только карающим органом, а местом разрешения споров и конфликтов, потребовало существенной реорганизации судебной системы, отыскания новых ее элементов. От суда и судей требовалось, чтобы они были не только беспристрастными и независимыми, но и доступными для граждан. Именно в мировой юстиции законодатель увидел решение одной из сложнейших задач, стоящих перед федеральными судами: рассмотрение судебных дел в установленные законом сроки на высоком профессиональном уровне на фоне постоянно увеличивающейся судебной нагрузки. Таким образом, решение о возрождении данного института как одной из составляющих судебной системы было своевременным и единственно правильным.

Идея возрождения мировой юстиции может быть отнесена к 1991 г., когда она была высказана при принятии Верховным Советом РСФСР «Концепции судебной реформы в РСФСР». В дальнейшем мировая юстиция упоминалась в ст. 28 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»1. Наконец, в октябре 1997 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О мировых судьях», и в декабре 1998 г., после долгих согласований проекта закона с Советом Федерации, закон был подписан Президентом РФ. Закон предусматривал, что мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему России.

Основными приоритетами остаются повышение доступности правосудия для граждан, его максимальной открытости и прозрачности, реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений. Не случайно все эти моменты нашли отражение и были обозначены в числе наиболее важных государственных задач, перечисленных в указах Президента РФ от 07 мая 2012 года «О долгосрочной государственной политике» и «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Продвижению судебной реформы, несомненно, будет способствовать реализация федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы». В рамках реализации Программы предусматривается выполнение комплекса мероприятий по следующим направлениям:

информатизация судебной системы и внедрение современных информационных технологий в деятельность судебной системы;

Необходимо создать условия для электронного судопроизводства, предусматривающего совершенствование и упрощение процедур подачи мировым судьям заявлений в электронном виде, получения копий документов. Также приоритетными задачами является продолжение работы над формированием электронного взаимодействия судов с органами исполнительной власти, с информационными системами взаимодействующих органов – прокуратуры, службы приставов, налоговых органов и так далее – в электронном виде. Оказание государственных услуг по принципу «одного окна» должно стать повседневной и обыденной процедурой.

Также можно выделить следующие проблемы:

К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей. Организационное обеспечение деятельности мировых судей и кадровое обеспечение аппарата мировых судей законом не регламентировано.

Субъектами созданы органы исполнительной власти с разными наименованиями, такими как управление мировой юстиции, отдел по организационному обеспечению деятельности мировых судей, служба по вопросам мировой юстиции, аппарат по обеспечению деятельности мировых судей. Статус указанных органов власти во всех регионах регламентируется Положениями, утверждаемыми исполнительной властью. Таким образом, кадровым обеспечением аппарата мировых судей занимаются органы исполнительной власти, соответственно, секретари суда, судебных заседаний, помощники мировых судей находятся в трудовых правоотношениях с органом исполнительной власти.

Вопрос №6. Понятие и содержание статуса мирового судьи.

Судьи – лица, наделенные в конституционном порядке, полномочиями по осуществлению правосудия, исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Под правовым статусом судей понимается совокупность их прав и обязанностей по осуществлению правосудия, а также прав и обязанностей, вытекающих из факта их принадлежности к судейскому сообществу. Статус это правовое положение.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, — также и законами субъектов Российской Федерации. Принцип единства статуса судей означает, что общими, едиными, распространяющимися на всех без исключения судей, являются правовые принципы их взаимоотношения с государством и обществом, а также нормы их профессиональной этики. Судьи одинаково ответственны перед законом, их права равно защищены федеральным законодательством.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами. Данная норма позволяет говорить о том, что мировые судьи являются полноправными членами судейского сообщества.

Вместе с тем особенности положения отдельных категорий судей могут определять ФЗ, а также законами субъектов РФ. ФЗ О мировых судьях носит базовый характер и решение многих вопросов, в том числе, касающихся статуса мировых судей, относит к ведению субъектов федерации. К таковым относятся вопросы: о порядке наделения полномочиями мировых судей, об определении конкретных сроков полномочий мирового судьи, об определении параметров судебных участков.

Вопрос №7. Требования, предъявляемые к кандидату на должность мирового судьи и порядок наделения его судебными полномочиями.

Конституционные требования, предъявляемые к мировым судьям:

Гражданство РФ. Только гражданин может быть судьей, двойное гражданство не допускается. Это из политических соображений.

Высшее юридическое образование. Можно ли бакалавру претендовать на должность судьи? Нет, тут надо быть либо специалистом, либо магистром.

Достижение 25 лет.

Стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет. Что включается в стаж работы? Если мы занимаем должность, которая предполагает наличие высшего юридического образования.

Дополнительные требования, которые предъявляются к судам общей юрисдикции:

Медицинское освидетельствование.

Сдача квалификационного экзамена. При квалификационной коллегии судей экзаменационная комиссия.

Рекомендация квалификационной коллегии судей для назначения на должность.

Безупречная репутация.

Порядок назначения на должность.

Назначение представительным органом власти субъекта РФ, либо избрание населением судебного участка. Абсолютно все субъекты пошли по первому пути.

Сроки назначения. В первый раз на срок установленный законом субъекта РФ, но не более чем на 5 лет (В воронежской области – 3 года). Второй раз и каждый последующий – на срок, установленный законом субъекта, но не менее чем на 5 лет (В Воронежской области – 5 лет).

Вопрос №8. Гарантии независимости мирового судьи: приостановление и прекращение полномочий, отставка, неприкосновенность, материально-техническое обеспечение.

Гарантии независимости:

Порядок рассмотрения дела и вынесения судебного решения. Сама процедура предполагает незвисимость судей. Есть тайна совещания судей.

Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность.

Институт приостановления, прекращения полномочий.

Отставка судьи.

Неприкосновенность.

Наличие органов судейского сообщества.

Ответственность за незаконное воздействие на судей.

Уровень материального и социального обеспечения судей.

Приостановление – временное отстранение судьи от выполнения обязанностей.

Полномочия судьи считаются приостановленными, если:

Он признан безвестно отсутствующим;

Если в отношении судьи возбуждено уголовное дело, либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

Участвует в предвыборной компании.

Прекращение полномочий – постоянно отстранение от исполнения обязанностей.

Основания для прекращения полномочий:

Письменное заявление об отставке;

Неспособность по состоянию здоровья или другим уважительным причинам осуществлять свои полномочия;

Переход на другую работу, либо другие причины.

Достижение судьей предельного возраста – 70 лет. Истечение срока полномочий.

Прекращение гражданства, либо приобретение гражданства другого государства.

Занятие деятельностью не совместимой с деятельностью судьи. Надо смотреть закон о конституционном суде, здесь аналогия закона.

Избрание судьи в органы государственной власти.

Вступление обвинительного приговора в отношении судьи в силу.

Признание судьи недееспособным или ограниченно дееспособным.

Смерть судьи или признание его умершим.

Отказ судьи от перевода в другой суд, в связи с реорганизацией или ликвидацией суда.

Отставка – почетный уход или почетное удаление с должности.

Судья считается пребывающим в отставке, если его полномочия прекращены по следующим основаниям:

Письменное заявление об отставке.

Неспособность по состоянию здоровья или другим уважительным причинам осуществлять свои полномочия;

Достижение судьей предельного возраста 70 лет.

Признание судьи недееспособным или ограниченно дееспособным – почетное удаление.

Отказ судьи от перевода в другой суд, в связи с реорганизацией или ликвидацией суда.

За судьей сохраняется звание судьи, принадлежность к судейскому сообществу, сохраняются гарантии личной неприкосновенности. Неприкосновенность регламентируется ст. 16 ФЗ О статусе судей. Имеющие стаж не менее 20 лет, женщины 50 лет и мужчины 55 лет имеют право на пенсию, или 80% от денежного содержания. Судья, достигший возраста 60 лет (женщины — 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере.

Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении судьи и привлечения его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу.

Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении мирового судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается: Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается: судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается:

судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

Ст. 19 ФЗ О статус судей – материальное обеспечение.

Ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из должностного оклада, оклада за квалификационный класс, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень, за ученое звание, за почетное звание. Также может быть ежемесячная доплата за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей.

Размеры должностных окладов судей ежегодно индексируются. Судье выплачивается ежеквартальное денежное поощрение, которое не входит в состав ежемесячного денежного вознаграждения судьи. Ежемесячное денежное вознаграждение судьи и ежеквартальное денежное поощрение судьи, замещающего соответствующую должность судьи, не могут быть уменьшены. Судьям могут выплачиваться премии и оказываться материальная помощь.

Судьям предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 рабочих дней. Судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета. Судьи и имеющие классные чины работники судов обеспечиваются служебным обмундированием в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Вопрос №9. Мировой судья – член судейского сообщества.

ФЗ Об органах судейского сообщества в РФ. Судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

Судьи федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

Всероссийский съезд судей;

конференции судей субъектов Российской Федерации;

Совет судей Российской Федерации;

советы судей субъектов Российской Федерации;

общие собрания судей судов;

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;

Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

2) защита прав и законных интересов судей;

3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. Советы судей, квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии обмениваются необходимой информацией о своей деятельности.

Вопрос №10. Основы делопроизводства у мирового судьи.

Правильная постановка делопроизводства у мирового судьи является одним из важнейших условий надлежащей организации его работы, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел, исполнения приговоров, решений, определений, судебных приказов и постановлений, четкого и культурного обслуживания лиц, обращающихся в судебный участок. Совершенствование делопроизводства у мирового судьи должно осуществляться путем внедрения принципов научной организации труда, передовых форм и методов работы с документами, механизации и компьютеризации.

Правила судебного делопроизводства в РФ являются едиными и соответствуют ГОСТу, однако с учетом имеющихся различий внутри отечественной судебной системы делопроизводство для отдельных звеньев судов имеет свои особенности. Так в каждом субъекте РФ разработаны инструкции по делопроизводству аппаратом мирового судьи.

Инструкция определяет руководство делопроизводством в мировом суде и распределение основных обязанностей между работниками аппарата мирового судьи. Например, мировой судья организует работу аппарата и следит за сроками прохождение дел и материалов, а секретарь осуществляет прием, регистрацию и отправление корреспонденции, учет и хранение вещественных доказательств, выдает справки.

Прием граждан производится мировым судьей, работниками его аппарата в дни и часы, установленные приказом мирового судьи. Расписание приема посетителей должно быть вывешено на видном месте. Граждане, прибывшие из других населенных пунктов, принимаются в течение рабочего дня мировым судьей либо его секретарем. Выдача справок и документов производится работниками аппарата мирового судьи в дни и часы, установленные приказом мирового судьи.

Все судебные дела и корреспонденция, поступающие в судебный участок мирового судьи принимаются, а также отправляются секретарем мирового судьи. Поступившие в участок дела и иная корреспонденция регистрируются в журнале учета входящей корреспонденции. Отправка по назначению судебных дел и документов производится секретарем мирового судьи.

Все уголовные и гражданские дела, поступившие в судебный участок, регистрируются на учетно-статистических карточках. Регистрация и учет уголовных, гражданских, административных дел, других производств и материалов в мировом суде описывается подробно.

Инструкция регламентирует оформление уголовных дел на стадии подготовительных действий к судебному заседанию в мировом суде, подготовка дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании мирового суда (день и час рассмотрение дела, порядок направления повесток), оформление уголовных и гражданских дел после их рассмотрения в мировом суде (с приговора, решения, судебного приказа, определения или постановления снимаются копии, выдаются участникам процесса). Важная роль в подготовке рассмотренного дела к сдаче отводится секретарю судебного заседания.

Регламентируется инструкцией прием и учет апелляционных, частных жалоб и протестов, заявлений об отмене судебного приказа, пересмотре заочного решения в мировом суде. Один из разделов инструкции посвящен вопросам обращения к исполнению приговоров, решений, определений и постановлений мирового судьи. Это возлагается на мирового судью их постановившего. Уголовное или гражданское дело может быть сдано в архив только в соответствии с резолюцией мирового судьи.

Детально регламентированы прием, учет и хранение вещественных доказательств и личных документов осужденных в мировом суде. Вещественные доказательства хранятся в судебном участке. В инструкции также определяется порядок выдачи судебных дел и документов, ведение и хранение нарядов, книг, карточек и журналов в мировом суде.

Вопрос №11. Подсудность уголовных дел мировому судье.

Статья 31 УПК РФ определяет подсудность уголовных дел мировому судье. Мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы. Из этого есть исключения: мировому судье не подсудны дела об убийстве, совершенном в состоянии аффекта, убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой обороны. Не подсудны дела о причинении смерти по неосторожности. Исчерпывающий перечень таких дел дается в части 1 статьи 31 УПК РФ. Такие дела не подсудны потому что представляют особую сложность и требуют тщательного и длительного исследования всех обстоятельств дела.

Критериями для определения круга дел, подсудных мировому судье, являются:

Степень общественной опасности преступления, что выражается в максимальном пределе предусмотренного санкцией УК РФ наказания;

Степень сложности рассмотрения дела;

Значение совершенного преступления для тех или иных субъектов.

Вопрос №12. Возбуждение уголовного дела частного обвинения.

Дела частного обвинения наиболее близки мировой юстиции, они относились к компетенции мировых судей и в более ранние исторические периоды.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115 частью первой (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 частью первой (побои) , 128.1 (клевета) частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Возможность возбуждения дел частного обвинения ставится в зависимость от волеизъявления потерпевшего, от того, сочтет ли он существенным нарушение своих прав и свобод и захочет ли он по этому поводу обратиться к мировому судье для привлечения виновного к уголовной ответственности.

Возбуждение уголовного дела частного обвинения регламентируется ст. 318 УПК РФ.

Определены две формы возбуждения дел частного обвинения.

Первая – подача потерпевшим или его законным представителем заявления в отношении конкретного лица в суд. Заявление должно содержать:

1) наименование суда, в который оно подается;

2) описание события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения;

3) просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству;

3.1) данные о потерпевшем, а также о документах, удостоверяющих его личность;

4) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

5) список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд;

6) подпись лица, его подавшего.

6. Заявление подается в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело частного обвинения.

Данная форма возбуждения дел частного обвинения является основной.

Вторая форма — Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело частного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

С момента принятия судом заявления к своему производству, о чем выносится постановление, лицо, его подавшее, является частным обвинителем. Если после принятия заявления к производству будет установлено, что потерпевший в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, то мировой судья вправе признать обязательным участие в деле законного представителя потерпевшего и прокурора.

Вступление в уголовное дело прокурора не лишает стороны права на примирение.

Вопрос №13. Полномочия мирового судьи по уголовному делу частного обвинения.

В случаях, если поданное заявление не отвечает требованиям частей пятой и шестой статьи 318 настоящего Кодекса (нет наименования суда, в который оно подается, нет данных о потерпевшем, нет копий заявления по числу лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело), мировой судья выносит постановление о возвращении заявления лицу, его подавшему, в котором предлагает ему привести заявление в соответствие с указанными требованиями и устанавливает для этого срок. В случае неисполнения данного указания мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и уведомляет об этом лицо, его подавшее.

В случае если поданное заявление не отвечает требованиям пункта 4 части пятой статьи 318 настоящего Кодекса (нет данных о лице, привлекаемом к уголовной ответственности), мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии с частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.

Если заявление подано в отношении лица, указанного в пункте 2 части первой статьи 147 настоящего Кодекса (лицо, в отношении которого применяется особый порядок производства по уголовным делам), то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление (возбуждение уголовного дела в отношении такого лица).

По ходатайству сторон мировой судья вправе оказать им содействие в собирании таких доказательств, которые не могут быть получены сторонами самостоятельно.

При наличии оснований для назначения судебного заседания мировой судья в течение 7 суток со дня поступления заявления в суд вызывает лицо, в отношении которого подано заявление, знакомит его с материалами уголовного дела, вручает копию поданного заявления, разъясняет права подсудимого в судебном заседании, предусмотренные статьей 47 настоящего Кодекса, и выясняет, кого, по мнению данного лица, необходимо вызвать в суд в качестве свидетелей защиты, о чем у него берется подписка.

В случае неявки в суд лица, в отношении которого подано заявление, копия заявления с разъяснением прав подсудимого, а также условий и порядка примирения сторон направляется подсудимому.

Если после принятия заявления к производству будет установлено, что лицо, в отношении которого подано заявление, относится к категории лиц, указанных в статье 447 настоящего Кодекса, то мировой судья выносит постановление об отмене постановления о принятии заявления потерпевшего или его законного представителя к своему производству и направляет материалы руководителю следственного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса, о чем уведомляет потерпевшего или его законного представителя.

Мировой судья разъясняет сторонам возможность примирения. В случае поступления от них заявлений о примирении производство по уголовному делу по постановлению мирового судьи прекращается в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса, за исключением производства по уголовным делам, возбуждаемым следователем, а также с согласия прокурора дознавателем в соответствии с частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, которые могут быть прекращены в связи с примирением сторон в порядке, установленном статьей 25 настоящего Кодекса.

Если примирение между сторонами не достигнуто, то мировой судья назначает рассмотрение уголовного дела в судебном заседании.

Вопрос №14. Полномочия мирового судьи по уголовному делу с обвинительным актом.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст