выступление_61118

МОУ Большекарайская СОШ

Выступление на педсовете:

«Индивидуализация учебного процесса

и совершенствование методики современных уроков русского языка и литературы».

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Швецова В.В.

14 мая 2010 года

Сегодня в процессе формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы невозможно ориентироваться на среднего ученика, так как сама современная жизнь в целом и условия итоговой аттестации в форме ЕГЭ выдвигают требование подготовить каждого ученика вне зависимости от его способностей, желания обучаться. В связи с этим я в основу своих уроков ставлю индивидуализацию учебного процесса. Задания различаются как объёмом, так и уровнем сложности. Например, в начале урока, во время закрепления предыдущего материала , сильные и средние ученики, выполнив раньше слабых, получают более сложное задание. Затем, быстро справившимся наиболее сильным учащимся предлагаю самостоятельно рассмотреть новую тему. При изучении нового материала даю сначала слово им для объяснения, затем уже дополняю сама, разбираем вместе наиболее трудные моменты.

Также, при выполнении творческого задания «одарённым» детям предлагаю, например, написать работу виде стихотворения. Обычно такое задание практикую в 5 классе, так как дети этого возраста более расположены к творчеству.

В результате такой работы по сюжетным рисункам, где изображён бегущий спортсмен и собиратель автографов , который, пытаясь на берегу получить роспись знаменитости, в итоге обогнал его на финише и занял 1 место, у Юли Стукловой получилась следующая работа:

На стадионе летом,

Нелегко приходится атлетам:

Кросс длинный надо пробежать

Километров в 6 иль 5.

По дорожке спортсмен бежал.

Мужчина какой-то ему мешал

И случайно его обогнал-

Выше всех на пьедестале встал.

Помимо всего прочего, ценность такой работы я вижу в том, что другие дети, поддавшись духу соревнований, стремятся проявить свою индивидуальность, личностные качества.

На своих уроках я стремлюсь к тому, чтобы не давать готовой информации, строя все этапы урока на постановке проблемных вопросов и проблемных ситуаций, создавая тем самым условия для поисковой деятельности. Проблемно-поисковый метод, даже в случае, если приводит к ошибочному мнению, считаю наиболее плодотворным, так как он способствует развитию мышления, поиску нестандартных решений, приучает к самостоятельности.

Например, достаточно часто даю задания самостоятельно подобрать слова для словарного диктанта (способствует запоминанию этих слов и развитию орфографической зоркости ) или предлагаю самостоятельно подготовить предложения(как текст, так и задания к нему).

В 7 классе, например, при изучении темы «Междометие» предложила подготовить устное сообщение на тему «Роль и специфика употребления междометий». Затем, при обсуждении выступлений завязалась полемика о целесообразности употребления жаргонных междометий современными школьниками, по средствам которых они выражают чувства и настроения (Вау! Круто! Отстой!). Довольно непросто, но подошли к выводу, что подобные выражения должны уместно употреблять только в разговорной речи, как и вообще молодёжный жаргон, и они не должны выходить за рамки общения со сверстниками. Кроме того, междометие Вау! Заимствовано из английского языка и соответствует русскоязычным Вот это да! Здорово! Ого! Заимствование данного междометия указывает на то, что влияние английского языка усиливается в последние годы и распрастраняется даже на способы выражения чувств и настроения молодёжи. Давая домашнее задание, я, во-первых, в целях борьбы с решебниками, не задаю упражнения из учебника в их первоначальном виде, а варьирую задания на своё усмотрение и значительно снижаю оценку, если выполнено в соответствии с учебником. Во-вторых, даю право учащимся самим выбрать задания из предложенных мною 2,3 или 4.





Ни для кого не секрет, что речь обучающихся из года в год становится всё более скудной, лишается выразительности, красочности. Поэтому на своих уроках я достаточно много внимания уделяю совершенствованию речи как устной, так и письменной.

Например, после написания сочинения в форме репортажа, предлагаю выступить с этим текстом, совершенствуя ораторскую речь, работая «на камеру». Выступают учащиеся обязательно у доски, не заглядывая текст.

Также во время творческой работы предлагаю учащимся сравнить первоначальный вариант в черновике и в тетради. Это служит наглядным примером для убеждения учащихся в необходимости совершенствования текста и помогает им поверить в собственные возможности.

На уроках литературы задания также индивидуализирую. Это позволяет, с одной стороны, охватить больший объём материала, с другой,- проявить личностные способности, не надеясь на других.

Кроме того, в 10 классе на уроках литературы достаточно часто, помимо устных, даю письменные индивидуальные задания. Этот приём дисциплинирует обучающихся, лишая их возможности списать или попытаться ответить без подготовки.

При работе с карточками или тестовыми заданиями распределяю их не в соответствии с привычными вариантами, а по уровню способности и обученности, что препятствует списыванию, обязывает надеяться только на свои знания.

Особое внимание на своих уроках я уделяю формированию смысложизненных ориентаций учащихся. В процессе их формирования актуализируется различные виды воспитания (патриотическое, правовое, эстетическое, психологическое и другие). Вот некоторые варианты такой работы.

1.Тема: «Обобщающие слова при однородных членах предложения».

Задания: Какие профессии ты знаешь? Какие профессии представлены в твоей семье ? (В моей семье представлены следующие профессии: продавец, сварщик, сапожник). Придумайте предложение, используя слова любовь, свобода.(Любовь, свобода, ответственность- те ценности общества, без которых невозможно воспитание человека.)

2.Тема: «Однородные члены предложения»

Задание: составить текст по вопросам. Кем ты планируешь стать? Какой ты сейчас? Каким ты хочешь быть в жизни?(Я сейчас ответственный, трудолюбивый, уверенный в себе человек, однако не достаточно образованный и осведомлённый, чтобы выбрать профессию. Я мечтаю стать художником или режиссёром. В жизни мне хочется быть серьёзным, добрым и смелым ).

3. Тема: «Сложноподчинённые подчинённые предложения»

Задание: Закончите предложение.

Когда я был маленьким, мои фантазии были связаны с … Сейчас я мечтаю о том, как … В будущем я планирую выбрать такую профессию, которая … Мне кажется, что моя будущая семья будет дружной, потому что … Своих будущих детей я назову .. , … , так как …

4. Тема: «Абстрактная лексика».

Задание: Выберите абстрактную лексику, охарактеризуйте морфемные и морфологические особенности этих слов.

Понятие «счастье» и понятие «смысл жизни» нельзя отделить друг от друга, как следствие от причины, и наоборот (Бондарев). Дерзанье юности и мудрость зрелых лет- таков источник мировых побед. (Кржижановский)

5. Тема: «Суффиксы имён существительных».

Задание: Отметьте те существительные, которые обозначают наиболее привлекательные для вас качества человека.

Постоянство, раздражительность, внимание, откровенность, сострадание, безразличие, медлительность, аккуратность, торопливость, щедрость, жадность.

6. Тема: «Сложные предложения».

Задание: Составьте сложные предложения или небольшой текст, используя опорные слова по теме «Конфликт».

Противостояние, борьба, столкновение, характер, взаимопонимание, уступка, поддержка, сочувствие и т. д.

7. Тема «Наречие».

Текст: «В настоящее время уже не возникает сомнений, что смольно-табачный дым провоцирует онкологические заболевания, прежде всего лёгких. Известно также, что смолы табака – не единственное из опасных для жизни веществ, вдыхаемых в процессе курения. Ещё недавно в табачном дыме насчитывалось 500, позже 1000 компонентов. Согласно современным данным, количество этих компонентов насчитывает 4720, наиболее ядовитых – около 200. Эти химические вещества широко представлены в табачном дыме в виде частичек и газов.»

Опираясь на основы концепции формирования смысложизненных ориентаций, рассчитываю на фоне стабильного личностного развития учащихся на повышение их социальной активности, учебной мотивации, улучшение результатов работы.

Таким образом, я считаю, что совершенствование методики современного урока и индивидуализация учебного процесса сегодня являются необходимыми элементами для решения задач обучения, развития и воспитания личности в их совокупности.